Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Московская область УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» (базовый уровень) 8 А, Б, В, Г, Д класс (68 часов, 2 часа в неделю) Составитель: Фомин Виктор Анатольевич, (учитель высшей квалификационной категории) Макеева Татьяна Александровна, (учитель без квалификационной категории) 2023 г. Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Обществознание», входящей в состав основной образовательной программы МОУ СОШ №31. Программа соответствует требованиям к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания. По основной образовательной программе школы на изучение обществознания на базовом уровне отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Предусмотрено выполнение контрольных работ-2. Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты: Ученик научится: - заинтересованности не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; - положительному отношению к процессу познания, адекватному пониманию причины успешности/не успешности учебной деятельности, мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; - ценностным ориентирам, основанным на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия, отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; - осознанию своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями; -мотивации к творческому труду, работе на результат; - осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; - этические чувства- стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживания им; - способность к оценке своей учебной деятельности; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». Ученик получит возможность научиться: - способностей применять понятийный аппарат и элементарные методы исследования жизни общества; - относительно целостного представления об обществе и человеке; - представлений о сферах общественной жизни; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - установки на безопасный, здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках. Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Метапредметные Познавательные Ученик научится: - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, схемы); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях. Ученик получит возможность научиться: - применять методы информационного поиска, в том числе c помощью компьютерных средств; - проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, библиотеках и музеях. Регулятивные Ученик научится: - учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - определять последовательность промежуточных целей c учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Ученик получит возможность научиться: - оценивать свою работу на уроке, анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке; - выдвигать версии решения проблемы, сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. Коммуникативные Ученик научится: - отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству c соучениками, коллективной работе; - развивать связную устную и письменную речь; - высказывать суждения по различным вопросам общественной жизни. Ученик получит возможность научиться: - правильно общаться, выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника; - добывать недостающую информацию c помощью вопросов. - отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству c соучениками, коллективной работе; - развивать связную устную и письменную речь; - работать в группе над проектом по изучаемой теме. Предметные результаты: Ученик научится: -понимать значение трудовой деятельности для личности и для общества; - уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; - познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Ученик получит возможность научиться: - отдельным приѐмам и техникам преодоления конфликтов; - представлять результаты своей учебной деятельности в различных формах с использованием компьютерных технологий. Содержание учебного курса Человек в экономических отношениях. Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Экономическая система и еѐ функции. Собственность. Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности. Обмен. Деньги и их функции. Торговля и еѐ формы. Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков. Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации. Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платѐжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг. Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений. Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции. Человек в мире культуры. Культура, еѐ многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодѐжная культура. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества. Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации. Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации. Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества. Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете. 3. Тематическое планирование № п/п Тема раздела 1. Человек в экономических отношениях 2. Человек в мире культуры ИТОГО: Количество часов по образовательной программе 22 12 34 Количество часов по рабочей программе 22 12 34 Реализация программы воспитания 2 1 3