Родной Русский Язык 9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной русский язык» (базовый уровень)
9 А, Б, В, Г, Д класс
(9 часов, 0,25 часа в неделю)

Составитель: Кожевникова Юлия Николаевна
(учитель без квалификационной категории),
Ряснова Нина Сергеевна
(учитель без квалификационной категории)

2023 г

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса составлена на основе
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)», по учебному
предмету «Родной язык (русский)» общего образования МОУ «СОШ № 31». Программа
соответствует требованиям к результатам освоения ОП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также
планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ № 31».
По учебному плану на данную программу отводится 9 часов (0,25 часа в неделю).
Календарно-тематическое планирование составлено на первое полугодие, 0,5 часа в неделю.
Программой предусмотрено:
Проверочных работ – 1.
Форма промежуточной аттестации – контрольная работа

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение предмета «Родной язык» в 9-м классе обеспечивает достижение предметных
результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов
дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений,
навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными
и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе
освоения содержания учебного предмета «Родной язык» в 9-м классе.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
•

•

•

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
У обучающегося могут быть сформированы:
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:

•
•
•
•
•

определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по
цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.
владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного
уровня обобщения;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
использовать приобретённые умения при выполнении творческих заданий.
строить сообщения в устной и письменной форме;

•
•
•
•
•
•
•

быть способными использовать родной язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
владеть разными видами чтения;
определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:
•

определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по
цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.
• выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания, выполнять учебное задание в
соответствии с целью;
• принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно
воспринимать оценки учителя, товарищей;
• ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем
плане;
• проверять правильность выполненного задания при работе в паре; выполнять учебное действие в
соответствии с планом.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
•

осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и
оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:
•

формулировать понятные для партнёра высказывания, согласовывать позиции и находить общее
решение;
• задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения
коммуникативных задач;
• определять цели, функции участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками;
• комментировать собственные действия при выполнении задания; строить понятные для партнёра
высказывания в рамках учебного диалога;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
•

применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» на уровне основного
общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях
и реальных жизненных условиях.

В конце изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации
содержательной линии
«Язык и культура» научится:
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

•
•
•
•
•
•

объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;
понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать
историю и культуру страны;
понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом,
правильно употреблять их в речи;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических
текстах;
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного
языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с
национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения
фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных
ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;
понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;
характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков),
времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);
комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
понимать особенности освоения иноязычной лексики;
определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать
неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять
иноязычные слова;
распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение
названий русских городов (в рамках изученного);
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении
конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари
иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и
выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи» научится:
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен
прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом
произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;

•

правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или
явлению реальной действительности;
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена
прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
объяснять управление предлогов благодаря,согласно,вопреки; употребление предлогов о‚по‚из‚с в
составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в
словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с
причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных
предложений разных видов;
распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения
с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую
и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного
литературного языка;
редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности
родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и
невербальную манеру общения;
использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚
принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять
речевой агрессии;
понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического
значения слова и особенностей его употребления;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для
определения нормативных вариантов произношения и правописания;
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов,
подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования
текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования,
словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов
грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения
нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;
«Речь. Речевая деятельность. Текст» научится:

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

•

•
•
•
•
•
•
•

•

•

•

•

использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое
интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов речи;
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым) учебно-научных,

художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
•
•
•
•

•
•
•
•
•

владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение,
комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации
(аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно
использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать
деловые письма;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в
письменной форме и представлять его в устной форме;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на
проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).
Обучающийся получит возможность научиться:
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и
единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических
категорий родного языка;
2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи
грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.

Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ 1. Язык и культура. (3 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как зеркало национальной
культуры и истории народа (обобщение). (1 ч)
Важнейшие функции русского языка. Понятие о русской языковой картине.
Орфографический и пунктуационный практикум
Активизация процесса заимствования иноязычных слов. Орфографический и
пунктуационный практикум.
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» - рождение
новых слов. Орфографический и пунктуационный практикум. (1 ч)
Общее представление о процессах переосмысления имеющихся в языке слов; отражение в
толковых словарях изменений в лексическом значении слова.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Орфографический и
пунктуационный практикум. (1 ч)
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока.
РАЗДЕЛ 2. Культура речи. (3 ч)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. (1 ч)
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с
речевой избыточностью. Орфографический и пунктуационный практикум.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Современные
толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки,
связанные с речевой избыточностью. Орфографический и пунктуационный
практикум. (1 ч)
Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных
жестов.
Нормы русского речевого и невербального этикета. (1 ч)
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
РАЗДЕЛ 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (3 ч)

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. (1 ч)
Этикет интернет-переписки. Орфографический и пунктуационный практикум.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. (1 ч)
Речь оппонента на защите проекта.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст
и интертекст.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Афоризмы. Прецедентные тексты. Орфографический и пунктуационный практикум.
(1 ч)
Ключевые слова раздела. Обобщение материала. Представление проекта, результатов
исследовательской работы.

Календарно-тематическое планирование
№
Урока

Учебная
неделя

Наименование раздела и тем

Плановые
Сроки
прохождения

Язык и культура речи (3 ч.)
1

2

Русский язык как развивающееся
явление. Русский язык как зеркало
национальной культуры и истории
народа (обобщение). Важнейшие
функции русского языка. Понятие о
русской языковой картине.
Орфографический и пунктуационный
практикум
Активизация процесса заимствования
иноязычных слов. Орфографический и
пунктуационный практикум

04.09-10.09

2

4

19.09-24.09

3

6

Стремительный рост словарного
состава языка, «неологический бум»
-рождение новых слов.
Орфографический и пунктуационный
практикум
Общее представление о процессах
переосмысления имеющихся в языке
слов; отражение в толковых словарях
изменений в лексическом значении
слова.
Привлечение внимания обучающихся
к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их
работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
Этикетное речевое поведение в
ситуациях делового общения.
Орфографический и пунктуационный
практикум
Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению
знаний, налаживанию позитивных

02.10-08.10

Скоррктированные
сроки
прохождения

Причины
корректи
ровки
програм
мы и
способ
корректиров
ки

межличностных отношений в классе,
помогают установлению
доброжелательной атмосферы во
время урока.
Культура речи (3 ч.)
4

8

Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного
языка. Отражение произносительных
вариантов в современных
орфоэпических словарях
Активные процессы в области
произношения и ударения. Нарушение
орфоэпической нормы как
художественный приём.

5

10

6

12

Основные лексические нормы
06.11-12.11
современного русского литературного
языка. Современные толковые
словари. Отражение вариантов
лексической нормы в современных
словарях.
Речевая избыточность и точность.
Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки, связанные с речевой
избыточностью. Орфографический и
пунктуационный практикум.
Невербальный (несловесный) этикет
27.11-02.12
общения. Этикет использования
изобразительных жестов.
Нормы русского речевого и
невербального этикета.
Побуждение обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации.
Речь. Текст. (3 ч.)

7

14

Русский язык в Интернете. Правила
информационной безопасности при
общении в социальных сетях.
Этикет интернет-переписки.
Орфографический и пунктуационный
практикум.

23.10-29.10

11.12-17.12

8

16

9

18

Учебно-научный стиль. Доклад,
сообщение. Речь оппонента на защите
проекта.
Язык художественной литературы.
Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст.
Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность
приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления
собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык
публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Афоризмы. Прецедентные тексты.
Орфографический и пунктуационный
практикум.
Ключевые слова раздела. Обобщение
материала. Представление проекта,
результатов исследовательской
работы.

Итого – 9 часов.
Согласовано
Заседание ШМО
протокол № 1
«30» августа 2023 г

Согласовано
зам. директора по УВР
Я.С. Якушева
«31» августа 2023 г.

25.12-31.12

15.01-21.01


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».