Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Московская область УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной русский язык» (базовый уровень) 9 А, Б, В, Г, Д класс (9 часов, 0,25 часа в неделю) Составитель: Кожевникова Юлия Николаевна (учитель без квалификационной категории), Ряснова Нина Сергеевна (учитель без квалификационной категории) 2023 г Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса составлена на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)», по учебному предмету «Родной язык (русский)» общего образования МОУ «СОШ № 31». Программа соответствует требованиям к результатам освоения ОП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ № 31». По учебному плану на данную программу отводится 9 часов (0,25 часа в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено на первое полугодие, 0,5 часа в неделю. Программой предусмотрено: Проверочных работ – 1. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа Планируемые результаты изучения учебного предмета Изучение предмета «Родной язык» в 9-м классе обеспечивает достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной язык» в 9-м классе. Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: • • • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. У обучающегося могут быть сформированы: достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты. Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: • • • • • определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение. владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения; самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. использовать приобретённые умения при выполнении творческих заданий. строить сообщения в устной и письменной форме; • • • • • • • быть способными использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Обучающийся получит возможность научиться: применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни; адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения; владеть разными видами чтения; определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. Регулятивные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: • определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение. • выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания, выполнять учебное задание в соответствии с целью; • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; • ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане; • проверять правильность выполненного задания при работе в паре; выполнять учебное действие в соответствии с планом. Обучающийся получит возможность научиться: • • осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: • формулировать понятные для партнёра высказывания, согласовывать позиции и находить общее решение; • задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; • определять цели, функции участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; • комментировать собственные действия при выполнении задания; строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Обучающийся получит возможность научиться: • • применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации содержательной линии «Язык и культура» научится: • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений; приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества; приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах; приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор; понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного); правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке; характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения; понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур; характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного); комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка; понимать особенности освоения иноязычной лексики; определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова; распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного); регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов. «Культура речи» научится: осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного); различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы; понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка; • правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного); опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма; различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка; анализировать и различать типичные речевые ошибки; редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; объяснять управление предлогов благодаря,согласно,вопреки; употребление предлогов о‚по‚из‚с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов; распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок; анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка; редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии; понимать активные процессы в современном русском речевом этикете; использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления; использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания; использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста; использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи; «Речь. Речевая деятельность. Текст» научится: • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; • • • • • • • • • владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.; владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации; анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма; создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме; строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии; анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк). Обучающийся получит возможность научиться: 1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. 4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Содержание учебного предмета РАЗДЕЛ 1. Язык и культура. (3 ч) Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). (1 ч) Важнейшие функции русского языка. Понятие о русской языковой картине. Орфографический и пунктуационный практикум Активизация процесса заимствования иноязычных слов. Орфографический и пунктуационный практикум. Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» - рождение новых слов. Орфографический и пунктуационный практикум. (1 ч) Общее представление о процессах переосмысления имеющихся в языке слов; отражение в толковых словарях изменений в лексическом значении слова. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Орфографический и пунктуационный практикум. (1 ч) Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. РАЗДЕЛ 2. Культура речи. (3 ч) Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. (1 ч) Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. Орфографический и пунктуационный практикум. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. Орфографический и пунктуационный практикум. (1 ч) Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Нормы русского речевого и невербального этикета. (1 ч) Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. РАЗДЕЛ 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (3 ч) Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. (1 ч) Этикет интернет-переписки. Орфографический и пунктуационный практикум. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. (1 ч) Речь оппонента на защите проекта. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Афоризмы. Прецедентные тексты. Орфографический и пунктуационный практикум. (1 ч) Ключевые слова раздела. Обобщение материала. Представление проекта, результатов исследовательской работы. Календарно-тематическое планирование № Урока Учебная неделя Наименование раздела и тем Плановые Сроки прохождения Язык и культура речи (3 ч.) 1 2 Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Важнейшие функции русского языка. Понятие о русской языковой картине. Орфографический и пунктуационный практикум Активизация процесса заимствования иноязычных слов. Орфографический и пунктуационный практикум 04.09-10.09 2 4 19.09-24.09 3 6 Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» -рождение новых слов. Орфографический и пунктуационный практикум Общее представление о процессах переосмысления имеющихся в языке слов; отражение в толковых словарях изменений в лексическом значении слова. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Орфографический и пунктуационный практикум Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных 02.10-08.10 Скоррктированные сроки прохождения Причины корректи ровки програм мы и способ корректиров ки межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Культура речи (3 ч.) 4 8 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях Активные процессы в области произношения и ударения. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. 5 10 6 12 Основные лексические нормы 06.11-12.11 современного русского литературного языка. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. Орфографический и пунктуационный практикум. Невербальный (несловесный) этикет 27.11-02.12 общения. Этикет использования изобразительных жестов. Нормы русского речевого и невербального этикета. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Речь. Текст. (3 ч.) 7 14 Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Этикет интернет-переписки. Орфографический и пунктуационный практикум. 23.10-29.10 11.12-17.12 8 16 9 18 Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Афоризмы. Прецедентные тексты. Орфографический и пунктуационный практикум. Ключевые слова раздела. Обобщение материала. Представление проекта, результатов исследовательской работы. Итого – 9 часов. Согласовано Заседание ШМО протокол № 1 «30» августа 2023 г Согласовано зам. директора по УВР Я.С. Якушева «31» августа 2023 г. 25.12-31.12 15.01-21.01