Школа исследователя 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск
Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О. Ю
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Каяндер О. В.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Школа исследователя»
4 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель:
Ильина Людмила Станиславовна
Симакова Марина Владимировна
Крупень Наталья Александровна
Вознюк Ирина Анатольевна
Агджабекова Марина Алибалаевна

2023 год

Рабочая программа курса внеурочной дея- тельности «Школа исследователя» для 4 класса
составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы «Учусь создавать проект» Р.П. Сизовой, Р.Ф. Селимовой (М.: Рост, 2020), учебнометодического комплекта курса «Юным умникам и умницам».
Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Форма организации – факультатив.
В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 31» рабочая программа для
4 класса составлена на 34 ч (1 час в неделю).

2

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
- внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости проектноисследовательской деятельности, выраженная в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженная познавательная мотивация;
-устойчивый интерес к новым способам познания;
-адекватное понимание причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-моральное сознание, способность к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные результаты.
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием
учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления
их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение,
вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и
эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной
задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использовать исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной
практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные результаты
3

-допускать существование различных точек зре- ния;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего
решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с
его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Регулятивные результаты.
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

4

Содержание внеурочной деятельности
«Узнаём» (8 ч) Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления:
памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.
«Исследуем» (8ч) Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков,
необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.
«Творим» (8ч) Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.
«Представляем» (10ч) Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.

5

Тематическое планирование внеурочной деятельности
Тема, раздел курса

«Узнаём»
«Исследуем»
«Творим»
«Представляем»

Всего:

Количество Методы и формы ор- Электронные
часов по ганизации обучения. (цифровые) обрапрограмме Характеристика дея- зовательные ретельности обучаюсурсы
щихся (с учетом рабочей программы
воспитания)
8
Поиск информации в
https://uchi.ru
словарях и справочни- https://resh.edu.ru/
ках. Работа в парах и
группах.
8
Мотивация к познанию и обучению.
8
Работа в группах.
Практическое занятие.
Пробные
10
выступления.
Готовность обучающихся к саморазвитию
34

6

Календарно–тематическое планирование внеурочной деятельности
№
п/п

Наименование раздела и тем

Плановые
сроки прохождения

1

Введение. Наблюдение и экспериментирование

01-10/09

2
3
4
5
6
7

Наблюдение и экспериментирование.
Методы исследования
Методы исследования
Наблюдение и наблюдательность
Наблюдение и наблюдательность
Совершенствование техники экспериментирования

11-17/09
18-24/09
25/09-01/10
02/10-08/10
16-22/10
23-29/10

8
9
10
11
12
13

Интуиция и создание гипотез
Правильное мышление и логика
Правильное мышление и логика
Искусство делать сообщения
Искусство делать сообщения
Искусство задавать вопросы и отвечать на них
Семинар «Как готовиться к защите»
Определение проблемы и выбор темы
собственного исследования

30/10-05/11
06-12/11
13-19/11
27/11-03/12
04-10/12
11-17/11

14
15

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

18-24/12
25-29/12

16

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

08-14/01

17

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

15-21/01

18

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

22-28/01

19

Коллективная игра-расследование

20
21

Коллективная игра-расследование
Индивидуальная консультационная
работа по проведению самостоятельных исследований

05-11/02
12-18/02

22

Индивидуальная консультационная
работа по проведению самостоятельных исследований
Индивидуальная консультационная
работа по проведению самостоятельных исследований

26/02-03/03

23

Скорректированные
сроки прохождения

29/01-04/02
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

04-10/03

7

24

25

26

27

28

Индивидуальная консультационная
работа по проведению самостоятельных исследований
Индивидуальная консультационная
работа по проведению самостоятельных исследований
Индивидуальная консультационная
работа по проведению самостоятельных исследований
Индивидуальная консультационная
работа по проведению самостоятельных исследований
Семинар

11-17/03

18-24/03

25/03-31/03

01/04-07/04

15-21/04

29

Участие в защитах исследовательских
работ и творческих проектов учащихся

22-28/04

30

Участие в защитах исследовательских
работ и творческих проектов учащихся
Подготовка собственных работ к защите
Подготовка собственных работ к защите
Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

29/04-01/05

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

27-31/05

31
32
33
34

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

06-12/05
13-19/05
20-26/05

Итого 34 ч

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».