Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Рассмотрено Руководитель ШМО Федорова О. Ю Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Согласовано Заместитель директора по УВР Каяндер О. В. Протокол № 1 от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Школа исследователя» 4 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составитель: Ильина Людмила Станиславовна Симакова Марина Владимировна Крупень Наталья Александровна Вознюк Ирина Анатольевна Агджабекова Марина Алибалаевна 2023 год Рабочая программа курса внеурочной дея- тельности «Школа исследователя» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы «Учусь создавать проект» Р.П. Сизовой, Р.Ф. Селимовой (М.: Рост, 2020), учебнометодического комплекта курса «Юным умникам и умницам». Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Форма организации – факультатив. В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 31» рабочая программа для 4 класса составлена на 34 ч (1 час в неделю). 2 Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности Личностные результаты: -положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; -интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности. - внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости проектноисследовательской деятельности, выраженная в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженная познавательная мотивация; -устойчивый интерес к новым способам познания; -адекватное понимание причин успешности проектно-исследовательской деятельности; -моральное сознание, способность к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные результаты. -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; -владеть основами смыслового чтения текста; -анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить сравнение, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте; -обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); -подводить под понятие; -устанавливать аналогии; -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; -использовать исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные результаты 3 -допускать существование различных точек зре- ния; -учитывать разные мнения, стремиться к координации; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению; -соблюдать корректность в высказываниях; -задавать вопросы по существу; -использовать речь для регуляции своего действия; -контролировать действия партнера; -владеть монологической и диалогической формами речи. - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные результаты. -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия; -планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку своей работы; -различать способ и результат действия; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. -проявлять познавательную инициативу; -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. 4 Содержание внеурочной деятельности «Узнаём» (8 ч) Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д. «Исследуем» (8ч) Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п. «Творим» (8ч) Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты. «Представляем» (10ч) Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению. 5 Тематическое планирование внеурочной деятельности Тема, раздел курса «Узнаём» «Исследуем» «Творим» «Представляем» Всего: Количество Методы и формы ор- Электронные часов по ганизации обучения. (цифровые) обрапрограмме Характеристика дея- зовательные ретельности обучаюсурсы щихся (с учетом рабочей программы воспитания) 8 Поиск информации в https://uchi.ru словарях и справочни- https://resh.edu.ru/ ках. Работа в парах и группах. 8 Мотивация к познанию и обучению. 8 Работа в группах. Практическое занятие. Пробные 10 выступления. Готовность обучающихся к саморазвитию 34 6 Календарно–тематическое планирование внеурочной деятельности № п/п Наименование раздела и тем Плановые сроки прохождения 1 Введение. Наблюдение и экспериментирование 01-10/09 2 3 4 5 6 7 Наблюдение и экспериментирование. Методы исследования Методы исследования Наблюдение и наблюдательность Наблюдение и наблюдательность Совершенствование техники экспериментирования 11-17/09 18-24/09 25/09-01/10 02/10-08/10 16-22/10 23-29/10 8 9 10 11 12 13 Интуиция и создание гипотез Правильное мышление и логика Правильное мышление и логика Искусство делать сообщения Искусство делать сообщения Искусство задавать вопросы и отвечать на них Семинар «Как готовиться к защите» Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 30/10-05/11 06-12/11 13-19/11 27/11-03/12 04-10/12 11-17/11 14 15 Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ 18-24/12 25-29/12 16 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 08-14/01 17 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 15-21/01 18 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. 22-28/01 19 Коллективная игра-расследование 20 21 Коллективная игра-расследование Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований 05-11/02 12-18/02 22 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований 26/02-03/03 23 Скорректированные сроки прохождения 29/01-04/02 https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ 04-10/03 7 24 25 26 27 28 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований Семинар 11-17/03 18-24/03 25/03-31/03 01/04-07/04 15-21/04 29 Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся 22-28/04 30 Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся Подготовка собственных работ к защите Подготовка собственных работ к защите Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов 29/04-01/05 Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов 27-31/05 31 32 33 34 https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ 06-12/05 13-19/05 20-26/05 Итого 34 ч 8