Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Рассмотрено Руководитель ШМО Федорова О. Ю Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Согласовано Заместитель директора по УВР Каяндер О. В. Протокол № 1 от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Школа исследователя» Проектно-исследовательское направление 2класс (34 часа, 1 час в неделю) Составители: Жарова Галина Владимировна 2023 год Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа исследователя» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы «Учусь создавать проект» Р.П. Сизовой, Р.Ф. Селимовой, учебно-методического комплекта курса «Юным умникам и умницам: 1. Методическое пособие для учителя. Учусь создавать проект. Р.И. Сизова, Р.Ф.Селимова. -М.: Издательство РОСТ, 2016 г. 2. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 класса: В 2-х частях. – Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. М.: Издательство РОСТ, 2018. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект). Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка. Авторская программа для 2 класса рассчитана на 36 часов. В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 31» рабочая программа для 2 класса составлена на 34 ч (1 час в неделю). 36 часов авторской программы уплотнены в 34 часа за счёт объединения сдвоенных часов, сокращения повторяющихся тем, без сокращения содержания. Форма организации – факультатив. 2 Содержание внеурочной деятельности «Школа исследователя» Тренинг Круг твоих интересов. Хобби. Выбор темы проекта. Знакомство с понятием «формулировка». Выбор помощников. Этапы работы над проектом. Актуальность темы. Проблема. Гипотеза. Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации. Знакомство с интересными людьми. Обработка информации. Продукт проекта. Исследовательская практика. Играем в ученых. Мини-сообщение. Презентация. Творческая работа. Первые шаги в работе с презентацией. Значение кнопок на клавиатуре. Совмещение текста с показом презентации. Изготовление визитки. Титульный лист визитки. Самоанализ. Памятка жюри конкурса. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ после выступления. Рефлексия. Мониторинг. Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы из зала. Тест Благодарственные открытки помощникам твоего проекта. Пожелание будущим проектантам. Советы на лето от Мудрого Дельфина. 3 Планируемые результаты внеурочной деятельности. Личностные результаты: • положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; • интерес к новому содержанию и новым способам познания; • ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; • способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности. Метапредметные результаты. Познавательные: • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; • высказываться в устной и письменной формах; • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; • владеть основами смыслового чтения текста; • анализировать объекты, выделять главное; • осуществлять синтез (целое из частей); • проводить сравнение, классификацию по разным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения об объекте; • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); • подводить под понятие; • устанавливать аналогии; • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Регулятивные: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия; • планировать свои действия; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль; • адекватно воспринимать оценку своей работы; • различать способ и результат действия; • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Коммуникативные: • допускать существование различных точек зрения; 4 • • • • • • • • • • учитывать разные мнения, стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи. учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты: • знать основы проведения исследовательской работы; что такое мини–проект и творческий проект; • использовать методы исследования: наблюдение, опыт; • знать способы поиска необходимой для исследования информации; правила успешной презентации работы • определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; • подбирать материал, необходимый для исследования; • оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; • сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе. Оценка достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: • • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; • • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; • • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно. 5 Тематическое планирование внеурочной деятельности Тема, раздел курса Количество часов по программе Тренинг 14 Исследовательская практика 16 Мониторинг 4 ИТОГО Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) Поиск информации в словарях и справочниках. Работа в парах и группах. Игра. Инсценировка. Мотивация к познанию и обучению. Работа в группах. Практическое занятие. Опыты. Пробные выступления. Готовность обучающихся к саморазвитию Презентация-тест. Обсуждение. Индивидуальные консультации. Ценностные установки и социальнозначимые качества личности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ 34 6 Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Наименование раздела и тем Плановые сроки прохождения 01-10/09 Скорректированные сроки прохождения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Кто я? Моя семья. Анкетирование учащихся. Чем я люблю заниматься Хобби. О чём я больше всего хочу расска11-17/09 зать. Выбор темы проекта. Как собирать материал. Повторение. Давай вспомним. 18-24/09 Проблема. Решение проблемы Гипотеза. Предположение. Играем 25/09-01/10 в предположения. Цель проекта. Задача проекта. 02/10-08/10 Выбор нужной информации. Инте16-22/10 ресные люди – твои помощники Продукт проекта. Виды продукта. 23-29/10 Макет. Визитка. Как правильно составить 30/10-05/11 визитку к проекту. Практическое занятие. Мини-сообщение. Семиминутное 06-12/11 выступление Мини-сообщение. Семиминутное 13-19/11 выступление. Выступление перед знакомой 27/11-03/12 аудиторией. Играем в учёных. Окрашивание 04-10/12 цветка в разные цвета. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» Пробные выступления перед не11-17/11 знакомой аудиторией. Повторение. «Мобильные теле18-24/12 фоны». Это интересно Играем в учёных. Получение элек25-29/12 тричества с помощью волос. Это интересно. Играем в учёных. Поилка для цветов Памятка для учащегося проек08-14/01 танта Твои впечатления от работы над 15-21/01 проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им. Советы от Мудрого Дельфина. 22-28/01 Круг твоих интересов. Хобби. 29/01-04/02 Увлечения Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант Знакомство с понятием «формули05-11/02 https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ 7 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 ровка». Работа со словарями Выбор помощников в работе над проектом Этапы работы над проектом Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» Проблема. Решение проблемы Выработка гипотезы-предположения Цель проекта Задачи проекта Сбор информации для проекта Знакомство с интересными людьми. Интервью Обработка информации. Отбор значимой информации Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» Играем в ученых. Это интересно Тест «Чему ты научился?» Отбор информации для семиминутного выступления. Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» Значимость компьютера в создании проектов. Программа МРР Совмещение текста выступления с показом презентации Совмещение текста выступления с показом презентации Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Тест «Советы проектанту» Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» Играем в учёных. Это интересно Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. Памятка жюри конкурсов Пробное выступление перед незнакомой аудиторией Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. Играем в ученых. Это интересно Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта. 12-18/02 26/02-03/03 04-10/03 11-17/03 18-24/03 25/03-31/03 01/04-07/04 15-21/04 22-28/04 29/04-01/05 06-12/05 13-19/05 https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ 20-26/05 27-31/05 8 Учебно-методическое обеспечение Учебные материалы для ученика «Учусь создавать проект:» Рабочие тетради для 2 класса: В 2-хчастях. – Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. М.: Издательство РОСТ, 2018. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект). Методические материалы для учителя «Учусь создавать проект» Р.П. Сизовой, Р.Ф. Селимовой , учебно-методического комплекта курса «Юным умникам и умницам». Методическое пособие для учителя. - М.: Издательство РОСТ, 2016 г Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ Материально-техническое обеспечение образовательного процесса ПК, электронная доска, проектор 9