Школа исследователя 2 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск

Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О. Ю
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Каяндер О. В.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Школа исследователя»
Проектно-исследовательское направление
2класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составители:
Жарова Галина Владимировна

2023 год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа исследователя» для 2 класса составлена
в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы «Учусь
создавать проект» Р.П. Сизовой, Р.Ф. Селимовой, учебно-методического комплекта курса «Юным умникам и умницам: 1. Методическое пособие для учителя. Учусь создавать проект. Р.И. Сизова, Р.Ф.Селимова. -М.: Издательство РОСТ, 2016 г. 2. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 класса: В
2-х частях. – Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. М.: Издательство РОСТ, 2018. – 56 с.: ил. – (Юным умникам
и умницам. Учусь создавать проект).
Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка.
Авторская программа для 2 класса рассчитана на 36 часов. В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 31» рабочая программа для 2 класса составлена на 34 ч (1 час в неделю). 36 часов авторской программы уплотнены в 34 часа за счёт объединения сдвоенных часов, сокращения повторяющихся тем, без сокращения содержания.
Форма организации – факультатив.

2

Содержание внеурочной деятельности «Школа исследователя»
Тренинг
Круг твоих интересов. Хобби. Выбор темы проекта. Знакомство с понятием «формулировка».
Выбор помощников. Этапы работы над проектом. Актуальность темы. Проблема. Гипотеза. Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации. Знакомство с интересными людьми. Обработка информации.
Продукт проекта.
Исследовательская практика.
Играем в ученых. Мини-сообщение. Презентация. Творческая работа. Первые шаги в работе с
презентацией. Значение кнопок на клавиатуре. Совмещение текста с показом презентации. Изготовление визитки. Титульный лист визитки. Самоанализ. Памятка жюри конкурса. Пробное выступление
перед незнакомой аудиторией. Самоанализ после выступления. Рефлексия.
Мониторинг.
Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы из зала. Тест Благодарственные открытки помощникам твоего проекта. Пожелание будущим проектантам. Советы на лето от Мудрого Дельфина.

3

Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
• положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
• интерес к новому содержанию и новым способам познания;
• ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты.
Познавательные:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
• высказываться в устной и письменной формах;
• ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
• владеть основами смыслового чтения текста;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте;
• обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
• подводить под понятие;
• устанавливать аналогии;
• оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
• видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения
и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать
(защищать) свои идеи и т.п.
Регулятивные:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку своей работы;
• различать способ и результат действия;
• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Коммуникативные:
• допускать существование различных точек зрения;
4

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
• знать основы проведения исследовательской работы; что такое мини–проект и творческий проект;
• использовать методы исследования: наблюдение, опыт;
• знать способы поиска необходимой для исследования информации; правила успешной презентации работы
• определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
• подбирать материал, необходимый для исследования;
• оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
• сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной
работе.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
• • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.

5

Тематическое планирование внеурочной деятельности
Тема, раздел курса

Количество
часов по
программе

Тренинг

14

Исследовательская
практика

16

Мониторинг

4

ИТОГО

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей
программы воспитания)
Поиск информации в
словарях и справочниках.
Работа в парах и группах.
Игра. Инсценировка.
Мотивация к познанию и
обучению.
Работа в группах.
Практическое занятие.
Опыты. Пробные
выступления.
Готовность обучающихся к
саморазвитию
Презентация-тест.
Обсуждение.
Индивидуальные
консультации. Ценностные
установки и социальнозначимые качества личности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

34

6

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№
п/п
1

2

3
4
5
6
7
8

9
10
11
12

13
14
15

16
17

18
19

20

Наименование раздела и тем

Плановые
сроки прохождения
01-10/09

Скорректированные сроки
прохождения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Кто я? Моя семья. Анкетирование
учащихся. Чем я люблю заниматься Хобби.
О чём я больше всего хочу расска11-17/09
зать. Выбор темы проекта. Как собирать материал.
Повторение. Давай вспомним.
18-24/09
Проблема. Решение проблемы
Гипотеза. Предположение. Играем 25/09-01/10
в предположения.
Цель проекта. Задача проекта.
02/10-08/10
Выбор нужной информации. Инте16-22/10
ресные люди – твои помощники
Продукт проекта. Виды продукта.
23-29/10
Макет.
Визитка. Как правильно составить 30/10-05/11
визитку к проекту. Практическое
занятие.
Мини-сообщение. Семиминутное
06-12/11
выступление
Мини-сообщение. Семиминутное
13-19/11
выступление.
Выступление перед знакомой
27/11-03/12
аудиторией.
Играем в учёных. Окрашивание
04-10/12
цветка в разные цвета. Подготовка
ответов на предполагаемые вопросы «из зала»
Пробные выступления перед не11-17/11
знакомой аудиторией.
Повторение. «Мобильные теле18-24/12
фоны». Это интересно
Играем в учёных. Получение элек25-29/12
тричества с помощью волос. Это
интересно. Играем в учёных. Поилка для цветов
Памятка для учащегося проек08-14/01
танта
Твои впечатления от работы над
15-21/01
проектом. Пожелание будущим
проектантам. Твои советы им.
Советы от Мудрого Дельфина.
22-28/01
Круг твоих интересов. Хобби.
29/01-04/02
Увлечения Выбор темы твоего
проекта. Ты – проектант
Знакомство с понятием «формули05-11/02

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

7

21

22
23
24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

ровка». Работа со словарями Выбор помощников в работе над проектом
Этапы работы над проектом Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»
Проблема. Решение проблемы Выработка гипотезы-предположения
Цель проекта Задачи проекта
Сбор информации для проекта
Знакомство с интересными
людьми. Интервью
Обработка информации. Отбор
значимой информации Создание
продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»
Играем в ученых. Это интересно
Тест «Чему ты научился?» Отбор
информации для семиминутного
выступления.
Творческая работа. Презентация.
Твое знакомство с понятием «презентация» Значимость компьютера
в создании проектов. Программа
МРР
Совмещение текста выступления с
показом презентации Совмещение
текста выступления с показом презентации
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме
проекта. Тест «Советы проектанту»
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа
визитки Самоанализ. Работа над
понятием «самоанализ»
Играем в учёных. Это интересно
Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности.
Памятка жюри конкурсов Пробное
выступление перед незнакомой
аудиторией
Самоанализ – рефлексия после
твоего выступления перед незнакомой аудиторией. Играем в ученых. Это интересно
Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта.

12-18/02

26/02-03/03
04-10/03
11-17/03

18-24/03

25/03-31/03

01/04-07/04

15-21/04

22-28/04

29/04-01/05

06-12/05

13-19/05

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

20-26/05

27-31/05

8

Учебно-методическое обеспечение
Учебные материалы для ученика
«Учусь создавать проект:» Рабочие тетради для 2 класса: В 2-хчастях. – Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова.
М.: Издательство РОСТ, 2018. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект).
Методические материалы для учителя
«Учусь создавать проект» Р.П. Сизовой, Р.Ф. Селимовой , учебно-методического комплекта курса
«Юным умникам и умницам». Методическое пособие для учителя. - М.: Издательство РОСТ, 2016 г
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
ПК, электронная доска, проектор

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».