Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Рассмотрено Руководитель ШМО Федорова О. Ю Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Согласовано Заместитель директора по УВР Каяндер О. В. Протокол № 1 от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Школа исследователя» Обще-интеллектуальное направление 3 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составители: Фёдорова Ольга Юрьевна Солоха Ирина Владимировна Кулешова Вера Владимировна Туманова Анна Александровна Гардер Мария Дмитриевна 2023 год Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа исследователя» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы «Учусь создавать проект» Р.П. Сизовой, Р.Ф. Селимовой (М.: Рост, 2020), учебно-методического комплекта курса «Юным умникам и умницам. Форма роведения – кружок, проектная мастерская. Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 31» рабочая программа для 3 класса составлена на 34 ч (1 час в неделю). Форма организации – факультатив. 2 Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности Личностные результаты: -положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; -интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности. -внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженная в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженная познавательная мотивация; -устойчивый интерес к новым способам познания; -адекватное понимание причин успешности проектно-исследовательской деятельности; -моральное сознание, способность к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные результаты. -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; -владеть основами смыслового чтения текста; -анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить сравнение, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте; -обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); -подводить под понятие; -устанавливать аналогии; -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; -использовать исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные результаты -допускать существование различных точек зрения; 3 -учитывать разные мнения, стремиться к координации; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению; -соблюдать корректность в высказываниях; -задавать вопросы по существу; -использовать речь для регуляции своего действия; -контролировать действия партнера; -владеть монологической и диалогической формами речи. - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные результаты. -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия; -планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку своей работы; -различать способ и результат действия; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. -проявлять познавательную инициативу; -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. 4 Содержание внеурочной деятельности Занятие 1 -1ч Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. Объяснять значение понятия «хобби». Вспомнить этапы работы над проектом. Занятие 2 -1ч Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы. Формулировать тему своего проекта, рассматривать ее с позиции актуальности. Повторить правила подбора материала для проекта. Рассмотреть понятие «задача проекта». Работать над исследованием проблемы, нахождением способов ее решения. Занятие 3-1ч Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Обсудить советы по выбору темы исследования. Повторить понятия «гипотеза», «предположение», «задача проекта». Соотносить понятия «цель» и «задачи» исследования. Учиться формулировать задачи к своему проекту. Занятия 4-5 -2ч Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практическое занятие. Познакомиться с понятием «паспорт проекта». Учиться составлять паспорт проекта на примере образца. Составлять по плану паспорт своего проекта. Практическое занятие. Занятия 6-7 -2ч Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование. Познакомиться с видами вопросов для анкет (уточняющие, восполняющие). Формировать умения составлять вопросы разных типов для анкет. Знакомство с понятием «анкетирование», требованиями к составлению анкет для проекта. Составление анкеты по заданной теме. Занятие 8 -1ч Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Познакомиться с понятием «постер», условиями размещения материала на постере. Занятия 9-10 -2ч Практическое занятие. Создание мини-постера. Формировать умения в создании постера с ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами. Занятия 11-13 -3ч Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. Формировать умения работы с фотографиями, рисунками, фигурами и диаграммами. Дополнить предложенную презентацию фотографиями, рисунками, фигурами и диаграммами. Занятия 14-16 -3ч Программа МРР. Анимация. Настройка анимации. Познакомиться с понятием «анимация». Формировать умения настраивать анимацию на слайдах. Настроить анимацию на одном из слайдов презентации. Программа МРР. Анимация. Настройка анимации. Занятия 17-18-2ч Программа МРР. Дизайн. Познакомиться с понятием «дизайн». Показать возможности программы МРР-Microsoft Power Point. Обучить первым шагам составления презентации на компьютере (создание слайдов с разными темами). Формировать умения и навыки при работе с фотографиями, рисунками, фигурами. Программа МРР. Дизайн. Занятия 19-20-2ч Фотография на слайдах. Работа с фотографией на слайдах. Обучать работе с фотографией на слайдах (вставка, удаление, обрезка, изменение размера). Занятия 21-22-2ч Требования к компьютерной презентации. Повторить понятие «компьютерная презентация». Познакомиться с требованиями к составлению презентации. Занятия 23-24-2ч Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР. Закрепить полученные умения и навыки в работе с программой МРР на практике. 5 Занятия 25-26-2ч Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.Повторить понятие «компьютерная презентация». Создать презентацию по тексту на бумаге. Оформить презентацию на компьютере. Занятие 27-1ч Создание презентации по тексту (групповая работа). Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. Занятия 28-29-2ч Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. Ознакомить с понятиями «выступление», «визитка». Учить создавать папку проекта, выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные, формировать умения брать интервью и создавать визитку проекта. Занятие 30-1ч Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Формирование умения оценивать свою работу определять в ней область знания и незнания. Тест. Занятие 31-1ч Твои впечатления от работы над проектом. Формировать умения подводить некоторые итоги своей работы. Занятие 32-1ч Пожелания будущим проектантам. Формировать умения делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам. Занятие 33-1ч Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Учить высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года. Оформлять благодарности в виде открыток. Занятие 34-1ч Советы на лето от Мудрого дельфина 6 Тематическое планирование внеурочной деятельности Тема, раздел курса Количе- Методы и формы орга- Электронные ство часов низации обучения. Ха- (цифровые) обрапо прорактеристика деятель- зовательные реграмме ности обучающихся (с сурсы учетом рабочей программы воспитания) Круг твоих интересов. Хобби. 1 Поиск информации в https://uchi.ru Увлечения. Этапы работы над словарях и справочни- https://resh.edu.ru/ проектом ках. Работа в парах и группах. Выбор темы твоего проекта. Под1 Мотивация к познабор материала для проекта. Пронию и обучению. блема. Решение проблемы Выбор темы твоего исследования. 1 Предположение. Гипотеза. Решение задачи Требования к паспорту проекта. 2 Составление паспорта проекта Требования к составлению анкет 2 для проекта. Анкетирование Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере Практическая работа. Создание мини-постера. Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм 1 2 3 Программа МРР. Анимации. Настройка анимации Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Творческая работа. Создание журнала Программа МРР. Дизайн. Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами «обрезка» и «границы рисунка» Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями на слайдах. 3 Требования к компьютерной презентации PowerPoint Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Изучение и осваивание возможностей программы МРР Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. 2 Работа в группах. https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ Практическое занятие. Пробные выступления. Готовность обучающихся к саморазвитию 2 2 2 2 Презентация-тест. Обсуждение. Индивидуальные консультации. 7 Составление первой презентации по заданному тексту. Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Твои впечатления от работы над проектом Пожелания будущим проектантам Страницы благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель, консультанты – родители; помощники- друзья) Советы на лето от Мудрого дельфина. Всего: 1 2 Ценностные установки https://uchi.ru и социально-значимые https://resh.edu.ru/ качества личности 1 1 1 1 1 34 8 Календарно-тематическое планирование № Наименование раздела и тем урок а п/п 1 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом 2 Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы 3 Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. 4 Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации 5 Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта Плановые сроки прохождения 11-17/09 18-24/09 25/09-01/10 02/10-08/10 Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта 16-22/10 7 Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование Памятки. Составление памяток по теме проекта Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере Практическая работа. Создание минипостера Практическая работа. Создание минипостера Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм Программа МРР. Анимации. Настройка анимации Программа МРР. Анимации. Настройка анимации Программа МРР. Дизайн Программа МРР. Дизайн Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями 23-29/10 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 01-10/09 6 8 Скорректированные сроки прохождения 30/10-05/11 06-12/11 https://uchi.ru 13-19/11 https://resh.edu.r u/ 27/11-03/12 04-10/12 11-17/11 18-24/12 25-29/12 08-14/01 15-21/01 22-28/01 29/01-04/02 05-11/02 9 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями Требования к компьютерной презентации. Требования к компьютерной презентации. Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия Твои впечатления работы над проектом Пожелания будущим проектантам Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. 12-18/02 26/02-03/03 04-10/03 11-17/03 18-24/03 25/03-31/03 01/04-07/04 https://uchi.ru 15-21/04 https://resh.edu.r u/ 22-28/04 29/04-01/05 06-12/05 13-19/05 20-26/05 27-31/05 Итого: 34 часа 10