Школа иследователя 3 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск
Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О. Ю
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Каяндер О. В.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Школа исследователя»
Обще-интеллектуальное направление
3 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составители:
Фёдорова Ольга Юрьевна
Солоха Ирина Владимировна
Кулешова Вера Владимировна
Туманова Анна Александровна
Гардер Мария Дмитриевна

2023 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа исследователя» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы
«Учусь создавать проект» Р.П. Сизовой, Р.Ф. Селимовой (М.: Рост, 2020), учебно-методического комплекта курса «Юным умникам и умницам. Форма роведения – кружок, проектная мастерская.
Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 31» рабочая программа для
3 класса составлена на 34 ч (1 час в неделю). Форма организации – факультатив.

2

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
-внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженная в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженная познавательная мотивация;
-устойчивый интерес к новым способам познания;
-адекватное понимание причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-моральное сознание, способность к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные результаты.
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием
учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их
результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение,
вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать)
свои идеи и т.п.
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность
и др.;
-использовать исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной
практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные результаты
-допускать существование различных точек зрения;
3

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего
решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с
его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Регулятивные результаты.
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

4

Содержание внеурочной деятельности
Занятие 1 -1ч
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. Объяснять значение понятия
«хобби». Вспомнить этапы работы над проектом.
Занятие 2 -1ч
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы. Формулировать тему своего проекта, рассматривать ее с позиции актуальности. Повторить правила подбора
материала для проекта. Рассмотреть понятие «задача проекта». Работать над исследованием проблемы, нахождением способов ее решения.
Занятие 3-1ч
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Обсудить советы по
выбору темы исследования. Повторить понятия «гипотеза», «предположение», «задача проекта». Соотносить понятия «цель» и «задачи» исследования. Учиться формулировать задачи к своему проекту.
Занятия 4-5 -2ч
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практическое занятие. Познакомиться с понятием «паспорт проекта». Учиться составлять паспорт проекта на примере образца. Составлять по плану паспорт своего проекта.
Практическое занятие.
Занятия 6-7 -2ч
Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование. Познакомиться с видами вопросов для
анкет (уточняющие, восполняющие). Формировать умения составлять вопросы разных типов для анкет. Знакомство с понятием «анкетирование», требованиями к составлению анкет для проекта. Составление анкеты по заданной теме.
Занятие 8 -1ч
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.
Познакомиться с понятием «постер», условиями размещения материала на постере.
Занятия 9-10 -2ч
Практическое занятие. Создание мини-постера. Формировать умения в создании постера с ссылками
и иллюстрациями, графическими схемами планами.
Занятия 11-13 -3ч
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. Формировать умения работы с фотографиями, рисунками, фигурами и диаграммами. Дополнить предложенную презентацию фотографиями, рисунками, фигурами и диаграммами.
Занятия 14-16 -3ч
Программа МРР. Анимация. Настройка анимации. Познакомиться с понятием «анимация». Формировать умения настраивать анимацию на слайдах. Настроить анимацию на одном из слайдов презентации. Программа МРР. Анимация. Настройка анимации.
Занятия 17-18-2ч
Программа МРР. Дизайн. Познакомиться с понятием «дизайн». Показать возможности программы
МРР-Microsoft Power Point. Обучить первым шагам составления презентации на компьютере (создание слайдов с разными темами). Формировать умения и навыки при работе с фотографиями, рисунками, фигурами. Программа МРР. Дизайн.
Занятия 19-20-2ч
Фотография на слайдах. Работа с фотографией на слайдах. Обучать работе с фотографией на слайдах
(вставка, удаление, обрезка, изменение размера).
Занятия 21-22-2ч
Требования к компьютерной презентации. Повторить понятие «компьютерная презентация». Познакомиться с требованиями к составлению презентации.
Занятия 23-24-2ч
Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР.
Закрепить полученные умения и навыки в работе с программой МРР на практике.
5

Занятия 25-26-2ч
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.Повторить понятие
«компьютерная презентация». Создать презентацию по тексту на бумаге. Оформить презентацию на
компьютере.
Занятие 27-1ч
Создание презентации по тексту (групповая работа). Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.
Занятия 28-29-2ч
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. Ознакомить с понятиями «выступление», «визитка». Учить создавать папку проекта,
выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные, формировать умения брать интервью и
создавать визитку проекта.
Занятие 30-1ч
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Формирование умения оценивать свою работу определять в ней область знания и незнания. Тест.
Занятие 31-1ч
Твои впечатления от работы над проектом. Формировать умения подводить некоторые итоги своей
работы.
Занятие 32-1ч
Пожелания будущим проектантам. Формировать умения делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам.
Занятие 33-1ч
Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Учить высказывать слова
благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года. Оформлять благодарности в виде открыток.
Занятие 34-1ч
Советы на лето от Мудрого дельфина

6

Тематическое планирование внеурочной деятельности
Тема, раздел курса
Количе- Методы и формы орга- Электронные
ство часов низации обучения. Ха- (цифровые) обрапо прорактеристика деятель- зовательные реграмме ности обучающихся (с
сурсы
учетом рабочей программы воспитания)
Круг твоих интересов. Хобби.
1
Поиск информации в
https://uchi.ru
Увлечения. Этапы работы над
словарях и справочни- https://resh.edu.ru/
проектом
ках. Работа в парах и
группах.
Выбор темы твоего проекта. Под1
Мотивация к познабор материала для проекта. Пронию и обучению.
блема. Решение проблемы
Выбор темы твоего исследования.
1
Предположение. Гипотеза. Решение задачи
Требования к паспорту проекта.
2
Составление паспорта проекта
Требования к составлению анкет
2
для проекта. Анкетирование
Постер. Требования к созданию
постера. Условия размещения материала на постере
Практическая работа. Создание
мини-постера.
Изучение и освоение возможностей программы МРР.
Выставка фотографий, рисунков,
фигур, диаграмм

1

2

3

Программа МРР. Анимации.
Настройка анимации

Закрепление полученных умений,
навыков в работе с программой
МРР. Творческая работа. Создание журнала
Программа
МРР.
Дизайн. Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их.
Работа с командами «обрезка» и
«границы рисунка»
Фотографии на слайдах. Работа с
фотографиями на слайдах.

3

Требования к компьютерной презентации PowerPoint
Закрепление полученных умений,
навыков в работе с программой
МРР. Изучение и осваивание возможностей программы МРР
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.

2

Работа в группах.
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/
Практическое занятие.
Пробные выступления.
Готовность обучающихся к саморазвитию

2

2

2

2

Презентация-тест. Обсуждение. Индивидуальные консультации.
7

Составление первой презентации
по заданному тексту.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.
Обработка информации. Интервью. Визитка.
Тесты. Тестирование. Самоанализ.
Рефлексия.
Твои впечатления от работы над
проектом
Пожелания будущим проектантам
Страницы благодарности тем, кто
окружал и поддерживал тебя в
этом году. (Руководитель проекта
– учитель, консультанты – родители; помощники- друзья)
Советы на лето от Мудрого дельфина.
Всего:

1
2

Ценностные установки https://uchi.ru
и социально-значимые https://resh.edu.ru/
качества личности

1
1
1
1

1
34

8

Календарно-тематическое планирование
№
Наименование раздела и тем
урок
а
п/п
1
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом
2
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы
3
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.
4
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации
5
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

Плановые
сроки прохождения

11-17/09

18-24/09
25/09-01/10

02/10-08/10

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

16-22/10

7

Требования к составлению анкет для
проекта. Анкетирование
Требования к составлению анкет для
проекта. Анкетирование
Памятки. Составление памяток по теме
проекта
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала
на постере
Практическая работа. Создание минипостера
Практическая работа. Создание минипостера
Изучение и освоение возможностей
программы МРР. Выставка фотографий,
рисунков, фигур, диаграмм
Изучение и освоение возможностей
программы МРР. Выставка фотографий,
рисунков, фигур, диаграмм
Изучение и освоение возможностей
программы МРР. Выставка фотографий,
рисунков, фигур, диаграмм
Программа МРР. Анимации. Настройка
анимации
Программа МРР. Анимации. Настройка
анимации
Программа МРР. Дизайн
Программа МРР. Дизайн
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

23-29/10

9
10

11
12
13

14

15

16
17
18
19
20

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

01-10/09

6

8

Скорректированные
сроки прохождения

30/10-05/11
06-12/11

https://uchi.ru

13-19/11

https://resh.edu.r
u/

27/11-03/12
04-10/12
11-17/11

18-24/12

25-29/12

08-14/01
15-21/01
22-28/01
29/01-04/02
05-11/02

9

21
22
23
24
25
26

27

28

29

30

31
32
33
34

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
Требования к компьютерной презентации.
Требования к компьютерной презентации.
Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР
Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР
Практическое занятие. Составление
первой презентации по заданному тексту
Практическое занятие. Составление
первой презентации по заданному тексту
Практическое занятие. Составление
первой презентации по заданному тексту
Подготовка проектной документации к
выступлению на конкурсе. Обработка
информации. Интервью. Визитка
Подготовка проектной документации к
выступлению на конкурсе. Обработка
информации. Интервью. Визитка
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
Твои впечатления работы над проектом
Пожелания будущим проектантам
Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году.

12-18/02
26/02-03/03
04-10/03
11-17/03
18-24/03
25/03-31/03

01/04-07/04

https://uchi.ru

15-21/04

https://resh.edu.r
u/

22-28/04

29/04-01/05

06-12/05
13-19/05
20-26/05
27-31/05

Итого: 34 часа

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».