Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» Г. о. Подольск Московская область Рассмотрено Руководитель ШМО Федорова О. Ю Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Согласовано Заместитель директора по УВР Каяндер О. В. Протокол № 1 от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Шахматная азбука» 4 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составители: Великанов Алексей Юрьевич Соболев Василий Геннадьевич Черкесатова Анастасия Александровна 2023 г Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Шахматная азбука» для 4 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом включенной в ее структуру программы "Шахматы в школе», авторы Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова - «Просвещение»". По учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Шахматы» в 4 классе отводится 1 час в неделю. По календарному учебному графику продолжительность учебного года для учащихся 4-х классов составляет 34 недели. На изучение курса внеурочной деятельности «Шахматы» отведено 34 часа. Форма проведения- кружок. 2 Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности Личностные результаты освоения программы: - формирование основ российской гражданской идентичности; - ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; - наличие чувства прекрасного; - формирование основ шахматной культуры; - понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; - готовность и способность к саморазвитию и самообучению; - уважительное отношение к иному мнению; - приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; - воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им; - умение управлять своими эмоциями; - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; - оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты освоения программы: Познавательные УУД: Базовые логические действия - умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; - владение способом структурирования шахматных знаний- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; Работа с информацией - умение находить необходимую информацию; - способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; - умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; - способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения. Коммуникативные УУД: - умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; - умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); - возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД: - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. 3 Предметные результаты освоения программы: Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе». В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны: - приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; - владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; - приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры. К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны: - владеть основными шахматными понятиями; - владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре; - находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода; - знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты; - уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках; - разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции; - уметь реализовывать материальное преимущество; - принимать участие в шахматных соревнованиях. Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. 4 Содержание внеурочной деятельности Теоретические основы и правила шахматной игры История шахмат История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе. Базовые понятия шахматной игры Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Практико-соревновательная деятельность Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. 5 Тематическое планирование внеурочной деятельности Наименование раздела Теоретические основы и правила шахматной игры Сведения из истории шахмат Базовые понятия шахматной игры Практико-соревновательная деятельность Конкурсы решения позиций Соревнования Шахматный праздник Итого Количество часов по программе 1 22 2 8 1 34 Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) Игровые упражнения, беседа, дидактические игры и задания Мотивация к познанию и обучению Готовность обучающихся к саморазвитию Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ 6 Календарно-тематическое планирование № Наименование раздела и тем урока учебная неделя 1 История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России 2 Основные принципы игры в дебюте 3 Перевес в развитии фигур 4 Атака на короля 5 Перевес в пространстве 6 Оценка позиции 7 План игры 8 Выбор хода 9 Выбор хода 10 Полуоткрытые дебюты 11 Закрытые дебюты 12 Гамбиты 13 Тактический приём «мельница» 14 Тактический приём «перекрытие» 15 Тактический приём «рентген» 16 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? 17 Анализ шахматной партии: выбери ход 18 Шахматный турнир 19 20 21 22 23 24 25 Шахматный турнир Шахматный турнир Шахматный турнир Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 01-10/09 11-17/09 18-24/09 25/09-01/10 02/10-08/10 16-22/10 23-29/10 30/10-05/11 06-12/11 13-19/11 27/11-03/12 04-10/12 11-17/11 https://resh.edu.ru/ 18-24/12 25-29/12 08-14/01 15-21/01 22-28/01 29/01-04/02 05-11/02 12-18/02 26/02-03/03 04-10/03 https://resh.edu.ru/ 11-17/03 18-24/03 7 Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю 27 Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю 28 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? 29 Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом 30 Шахматный турнир 31 Шахматный турнир 32 Шахматный турнир 33 Шахматный турнир 34 Шахматный праздник Итого 34 часа 26 25/03-31/03 01/04-07/04 15-21/04 https://resh.edu.ru/ 22-28/04 29/04-01/05 06-12/05 13-19/05 20-26/05 27-31/05 8