Шахматная азбука 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Г. о. Подольск Московская область
Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О. Ю
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Каяндер О. В.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Шахматная азбука»
4 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составители:
Великанов Алексей Юрьевич
Соболев Василий Геннадьевич
Черкесатова Анастасия Александровна

2023 г

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Шахматная азбука» для 4 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом включенной в ее структуру программы "Шахматы в школе», авторы Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова - «Просвещение»".
По учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Шахматы» в 4 классе отводится 1 час в неделю. По календарному учебному графику продолжительность учебного года для учащихся 4-х классов составляет 34 недели. На изучение курса внеурочной деятельности «Шахматы» отведено 34 часа. Форма проведения- кружок.

2

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы:
Познавательные УУД:
Базовые логические действия
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную
цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
Работа с информацией
- умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций,
включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат
своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные
связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание,
находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию,
обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также
уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические,
учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том
числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение.
3

Предметные результаты освоения программы:
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся,
приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе
обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении
в жизни человека;
- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность
действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
- владеть основными шахматными понятиями;
- владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
- находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода;
- знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
- уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
- разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;
- уметь реализовывать материальное преимущество;
- принимать участие в шахматных соревнованиях.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от
начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

4

Содержание внеурочной деятельности
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их
предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и
правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия
в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры
(ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное
положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья,
ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося
и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

5

Тематическое планирование внеурочной деятельности
Наименование раздела

Теоретические основы и правила шахматной игры
Сведения из истории шахмат
Базовые понятия шахматной
игры
Практико-соревновательная
деятельность
Конкурсы решения позиций
Соревнования
Шахматный праздник
Итого

Количество
часов по
программе

1
22

2
8
1
34

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с
учетом рабочей программы воспитания)
Игровые упражнения,
беседа, дидактические
игры и задания
Мотивация к познанию
и обучению
Готовность обучающихся к саморазвитию

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

https://resh.edu.ru/

6

Календарно-тематическое планирование
№
Наименование раздела и тем
урока
учебная
неделя
1
История появления шахмат на
Руси. Зарождение шахматной
культуры в России
2
Основные принципы игры в
дебюте
3
Перевес в развитии фигур
4
Атака на короля
5
Перевес в пространстве
6
Оценка позиции
7
План игры
8
Выбор хода
9
Выбор хода
10
Полуоткрытые дебюты
11
Закрытые дебюты
12
Гамбиты
13
Тактический приём «мельница»
14
Тактический приём «перекрытие»
15
Тактический приём «рентген»
16
Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
17
Анализ шахматной партии:
выбери ход
18
Шахматный турнир
19
20
21
22

23

24

25

Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля

Плановые
сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

01-10/09

11-17/09
18-24/09
25/09-01/10
02/10-08/10
16-22/10
23-29/10
30/10-05/11
06-12/11
13-19/11
27/11-03/12
04-10/12
11-17/11

https://resh.edu.ru/

18-24/12
25-29/12
08-14/01
15-21/01
22-28/01
29/01-04/02
05-11/02
12-18/02
26/02-03/03

04-10/03

https://resh.edu.ru/

11-17/03

18-24/03

7

Простейшие легкофигурные
окончания: мат двумя слонами одинокому королю
27
Простейшие легкофигурные
окончания: мат конём и слоном одинокому королю
28
Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
29
Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом
30
Шахматный турнир
31
Шахматный турнир
32
Шахматный турнир
33
Шахматный турнир
34
Шахматный праздник
Итого 34 часа
26

25/03-31/03

01/04-07/04

15-21/04
https://resh.edu.ru/
22-28/04

29/04-01/05
06-12/05
13-19/05
20-26/05
27-31/05

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».