Шахматная азбука 2 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск
Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О. Ю
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Каяндер О. В.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Шахматная азбука»
Учение с увлечением
2 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составители:
Ложникова Мария Борисовна
Черкесатова Анастасия Александровна
Чекменёва Елена Алексеевна

2023 год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» для 2 класса составлена в
соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе примерной рабочей
программы внеурочной деятельности «Шахматная азбука. 2 класс» автора В.Д. Балазана.
Авторская программа рассчитана на 34 часа. В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 31» рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Форма организации –
кружок.

2

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты:
− умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
− в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты.
Познавательные:
Базовые логические действия
− ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
− добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную от учителя.
Работа с информацией
− перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всей группы.
− перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные
объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
− преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Регулятивные:
− определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
− проговаривать последовательность действий.
− учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
− учиться работать по предложенному учителем плану.
− учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
− учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Коммуникативные:
− Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
− Слушать и понимать речь других.
− Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
− Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
- Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья.
- Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
- Знать правила хода и взятия каждой фигурой.
- Различать диагональ, вертикаль, горизонталь.
- Сравнивать между собой предметы, явления.
- Обобщать, делать несложные выводы.
- Уметь проводить элементарные комбинации.
- Уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур.
- Уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации.
- Определять последовательность событий.
- Выявлять закономерности и проводить аналогии.
3

Содержание внеурочной деятельности.
Тема 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ – 1час
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по
шахматам.
Тема 2. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ – 9 часов
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья
против короля.
Дидактические игры и задания
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из
крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее
количество полей для отхода.
Тема 3. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА – 5 часов
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце
игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход.
Тема 4. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ - 16 часов
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и ДР).
Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.
Тема 5. Повторение программного материала – 3 часа

4

Тематическое планирование внеурочной деятельности

Тема, раздел курса

Количество часов
по программе

Краткая история шахмат
Техника матования одинокого
короля.
Достижение мата без жертвы
материала
Шахматная комбинация.
Повторение программного материала
Итого 34 часа

1
9
5
16
3

Методы и формы
организации обучения. Характеристика деятельности
обучающихся (с
учетом рабочей
программы воспитания)
Игровые упражнения, беседа, дидактические игры и задания
Мотивация к познанию и обучению
Готовность обучающихся к саморазвитию

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/

5

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№
п/п

Наименование раздела и тем

1.

История появления шахмат.
Чемпионы мира по шахматам.

2.
3.

Плановые
сроки прохождения

Скорректированные
сроки прохождения
Краткая история шахмат – 1 час

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

01-10/09

https://resh.edu.ru/

Техника матования одинокого короля – 9 часов
Шахматные фигуры. Нападение
11-17/09
в шахматной партии.
Шах и защита от него. Роки18-24/09
ровка.

4.

Мат. Шах. Мат в один ход. Мат
одинокому королю королем и
ладьей.

25/09-01/10

5.

Ходы и взятие фигур.

02/10-08/10

6.
7.

Защита в шахматной партии.
Тактический прием "двойной
удар". Игра всеми фигурами.

16-22/10
23-29/10

8.

Тактический прием "связка".
Игра всеми фигурами.

30/10-05/11

9.

Мат одинокому королю ладьей
и королем.

06-12/11

10.

Мат одинокому королю 2мя ладьями.

13-19/11

11.

Достижение мата без жертвы материала – 5 часов
Начальная
27/11-03/12
Тактический прием "сквозной
удар".

12.

Тактический прием" двойной
удар"

04-10/12

13.

Тактический прием "открытый
шах".

11-17/11

14.

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

18-24/12

15.

Основы игры в дебюте: атака на
короля.

25-29/12

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

6

Шахматная комбинация – 16 часов
08-14/01

16.

Шахматная этика.

17.

Матовые комбинации. Темы
комбинаций. Тема отвлечения.

15-21/01

18.

Матовые комбинации. Тема завлечения.

22-28/01

19.

Матовые комбинации. Тема
блокировки.

20.

Матовые комбинации. Тема
05-11/02
разрушения королевского прикрытия.
Матовые комбинации. Тема
12-18/02
освобождения пространства.
Тема уничтожения защиты.
Тема "рентгена".
Матовые комбинации. Другие
26/02-03/03
шахматные комбинации и сочетание приемов.
Комбинации, ведущие к дости04-10/03
жению материального перевеса.
Тема отвлечения. Тема завлечения.
Комбинации, ведущие к дости11-17/03
жению материального перевеса.
Тема уничтожения защиты.
Тема связки.
Комбинации, ведущие к дости18-24/03
жению материального перевеса.
Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.
Комбинации, ведущие к дости25/03-31/03
жению материального перевеса.
Тема превращения пешки.
Комбинации, ведущие к дости01/04-07/04
жению материального перевеса.
Сочетание тактических приемов
Комбинации для достижения
15-21/04
ничьей. Патовые комбинации.
Комбинации для достижения
22-28/04
ничьей. Комбинации на вечный
шах.
Типичные комбинации в де29/04-01/05
бюте.
Типичные комбинации в де06-12/05
бюте (более сложные примеры)
Повторение программного материала – 3 часа
Повторение программного ма13-19/05
териала

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.
29.

30.
31.

32.

29/01-04/02

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/
7

Повторение программного материала
34.
Повторение программного материала
ИТОГО 34 ч
33.

20-26/05
27-31/05

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».