Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Рассмотрено Руководитель ШМО Федорова О. Ю Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Согласовано Заместитель директора по УВР Каяндер О. В. Протокол № 1 от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Уроки нравственности» Учение с увлечением 2 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составители: Фролова Елена Витальевна Абрамович Елена Леонидовна Мухина Екатерина Дмитриевна Псарёва Ольга Николаевна Атапина Ольга Сергеевна 2023 год Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» для 2 класса составлена на основе авторской программы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности», утверждённой Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта с использованием учебно-методического комплекта курса Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо». Москва: РОСТ книга, 2020 г. Рабочая тетрадь в 2-х частях «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». 2 класс. Мищенкова Л.В.— М.: РОСТ-книга, 2020. Методическое пособие для учителя «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо».2 класс. Мищенкова Л.В.— М.: РОСТ-книга, 2020. Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка и этического сознания у младших школьников. Задачи: • сформировать систему нравственных ценностей; • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности; • формировать экологически воспитанную личность; • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни; • формировать интерес к чтению художественной литературы; • развивать творческие способности. Программа данного курса представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо». Форма проведения – кружок. В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 31» рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). 2 Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности. Личностные результаты: • сотрудничать со сверстниками, доброжелательному отношению к сверстникам, бесконфликтному поведению прислушиваться к мнению одноклассников; • объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей; • испытывать этические чувства, потребности здорового образа жизни; • сознавать значимость сохранения здоровья и физических упражнений для личного развития; • формулировать и выбирать простые правила безопасного поведения; • принимать образ «хорошего ученика» как части классного коллектива, в том числе умения объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями; • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установки на здоровый образ жизни; • ценностному отношению к природному миру, готовности следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; • гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; Метапредметные результаты. Познавательные: Работа с информацией • предполагать, какая информация необходима; • пользоваться приёмами анализа и синтеза при решении учебных задач в процессе проблемных бесед, делать выбор решения; • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; • проявлять индивидуальные творческие и физические способности в играх, командных творческих играх; Базовые логические действия • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, - совершенствование логичности, доказательности суждений; Регулятивные: • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления. • проговаривать последовательность действий во время занятия; • работать по определенному алгоритму, составлять план выполнения задач; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. • составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. • адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя; • осваивать правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). Коммуникативные: • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; • обращаться за помощью; • формулировать свои затруднения; • предлагать помощь и сотрудничество; • слушать собеседника; 3 • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; • формулировать собственное мнение и позицию; • осуществлять взаимный контроль; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: • отличать «плохое» от «хорошего», осознанному выбору нравственных качеств и поступков; • уважению к правам и обязанностям человека; • трудолюбию, уважению к людям труда; • ценить здоровье и предпочитать здоровый образ жизни; • бережному отношению к природе, к окружающей среде; • систематическому чтению художественной литературы. 4 Содержание внеурочной деятельности. Я и школа О культуре поведения в школе Я и окружающие Не надо больше ссориться … Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик – семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер!.. Я и семья Под крышей дома моего. Давайте, друзья, потолкуем о маме … Я и природа Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках. Я и животные Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках. Я и книга Узнай меня! «Девочка и разбойники». По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка». И снова сказка! Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И снова сказочные фанты. Я и здоровье «Тише, пожалуйста!». Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки. 5 Тематическое планирование внеурочной деятельности Тема, раздел курса Количество часов по программе Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) Я и школа. 1 Я и семья. 2 Я и природа. 8 Я и книги. 10 Диалог, викторина. Мотивация к познанию и обучению Презентации, творческая мастерская. Ценностные установки и социальнозначимые качества личности Беседа, диалог, викторина, игра, творческая мастерская. Активное участие в социально-значимой деятельности. Викторина, посещение библиотеки, выразительное чтение Ценностные установки и социально-значимые качества личности Беседа, диалог, викторина, игра, творческая мастерская. Готовность обучающихся к саморазвитию Беседа, диалог, викторина, игра, творческая мастерская. Активное участие в социально-значимой деятельности. Работа в группах, конкурс рисунков, беседа. Ценностные установки и социальнозначимые качества личности Я и окружающие. 8 Я и животные. 2 Я и здоровье. 3 Итого 34 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ 6 Календарно-тематическое планирование № п/п Наименование раздела и тем Плановые сроки прохождения 1. О культуре поведения в школе 01-10/09 2. Под крышей дома моего 11-17/09 3. Времена года 18-24/09 4. Отправляемся в путешествие 25/09-01/10 5. Узнай меня! 02/10-08/10 6. Не надо больше ссориться … 16-22/10 7. Учимся дружить 23-29/10 8. 30/10-05/11 9. Белый пёс в сиреневый цветочек Учимся обсуждать проблему 10. Во саду ли, в огороде 13-19/11 11. Слушаем сказку 27/11-03/12 12. Поговорим о собаках. 04-10/12 13. «Тише, пожалуйста!» 11-17/11 14. 18-24/12 15. Занимательный журнал «Имена» Колечко красоты 16. «Девочка и разбойники» 08-14/01 17. Экскурсия в медицинский кабинет Зима в лесу 15-21/01 29/01-04/02 20. По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка» Для чего нужны нам глазки 21. И снова сказка! 12-18/02 22. Лепим снеговика 26/02-03/03 23. Давайте, друзья, потолкуем о маме … Цветик – семицветик 04-10/03 18. 19. 24. 06-12/11 Скорректированные сроки прохождения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ 25-29/12 22-28/01 05-11/02 https://resh.edu.ru/ 11-17/03 7 Волшебники и волшебные предметы Животные с книжных страниц 18-24/03 01/04-07/04 28. Спешим на помощь бабке Ёжке День космонавтики 29. Тропинка 22-28/04 30. Ох уж этот ветер!.. 29/04-01/05 31. Сказочные фанты 06-12/05 32. И снова сказочные фанты 13-19/05 33. Школа насекомых 20-26/05 34. Лето в загадках 27-31/05 25. 26. 27. 25/03-31/03 15-21/04 Итого 34 часа 8