Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Рассмотрено Руководитель ШМО Федорова О. Ю Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Согласовано Заместитель директора по УВР Каяндер О.В. Протокол № 1 от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Детская театральная студия» Художественно-эстетическое 1 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составители: Ревикова Елена Дмитриевна 2023 год Рабочая программа внеурочной деятельности «Детская театральная студия» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Программа внеурочной деятельности «Детская театральная студия» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. Целью программы является эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 31» рабочая программа для 1 класса составлена на 34ч (1 час в неделю). Форма организации – кружок, студия. 2 Содержание внеурочной деятельности Знакомство в игровой форме с самим собой и с окружающим миром (игра «Снежный ком»). Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом. Выполнение упражнений, направленных на развитие чувства ритма. Выполнение упражнений, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Знакомство с терминологией (мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм). Импровизация на основе известных русских народных сказок «Теремок», «Колобок». Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Чтение учителем сказок-миниатюр Дж. Родари. Выбор ролей, разучивание. Участие в обсуждении декораций и костюмов. Знакомство с понятиями драматический театр, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер. Участие в ролевой игре, разыгрывая ситуации поведения в театре. Посещение театра. Презентация мини-сочинений, зарисовки увиденного. Участие в творческих играх и конкурсах. 3 Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности. Личностные результаты: - потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; - целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; - этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; - осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметные результаты. Познавательные: - пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Регулятивные: - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; - планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; - анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Коммуникативные: - включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность - работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: - разыгрывать этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. - знать термины: мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм. - участвовать в обсуждении декораций и костюмов. - знать понятия драматический театр, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер. - знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля - участвовать в ролевой игре, разыгрывая ситуации поведения в театре. - участвовать в творческих играх и конкурсах. Оценка достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; - поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты. 4 Тематическое планирование внеурочной деятельности Тема, раздел курса Количество часов по программе Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Роль театра в культуре 2 https://uchi.ru Театральноисполнительская деятельность 10 Занятия сценическим искусством. 15 Освоение терминов. 2 Просмотр профессиональног о театрального спектакля (5) 5 Групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены, театральные игры, беседа Ценностные установки и социально-значимые качества личности Практикум, групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены, театральные игры, беседы, мини-спектакли Мотивация к познанию и обучению Групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены, театральные игры, мини-спектакли, Готовность обучающихся к саморазвитию Беседа, викторина. Мотивация к познанию и обучению Экскурсии в театры и музеи, конкурсы Ценностные установки и социально-значимые качества личности ИТОГО 34 http://dramateshka.ru/ https://www.htvs.ru/institute/tsen tr-nauki-i-metodologii/ https://www.htvs.ru/institute/tsen tr-nauki-i-metodologii/uchebno-posobiya/ http://dramateshka.ru/ 5 Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности № п/ п Учебная неделя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Наименование тем Плановые сроки прохождения Вводное занятие. Здравствуй, театр! Театральная игра Репетиция сказки «Теремок». Репетиция сказки «Теремок». В мире пословиц. Виды театрального искусства Правила поведения в театре Кукольный театр. Кукольный театр. Кукольный театр. Театральная азбука. Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». Инсценирование мультсказок Инсценирование мультсказок Инсценирование мультсказок Театральная игра Основы театральной культуры Инсценирование народных сказок о животных. Инсценирование народных сказок о животных. Инсценирование народных сказок о животных. Чтение в лицах стихов А. Барто, И. Токмаковой, Э. Успенского Театральная игра Постановка сказки Постановка сказки 01-10/09 11-17/09 18-24/09 25/09-01/10 Скорректированные сроки прохождения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 02/10-08/10 16-22/10 23-29/10 30/10-05/11 http://dramateshka.ru/ 06-12/11 13-19/11 27/11-03/12 04-10/12 11-17/11 18-24/12 25-29/12 08-14/01 15-21/01 22-28/01 https://www.htvs.ru/instit ute/tsentr-nauki-imetodologii/ 29/01-04/02 05-11/02 12-18/02 26/02-03/03 04-10/03 11-17/03 18-24/03 6 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Постановка сказки Постановка сказки Культура и техника речи Культура и техника речи Ритмопластика Ритмопластика Инсценирование сказок К. И. Чуковского Инсценирование сказок К. И. Чуковского Заключительное занятие. 25/03-31/03 01/04-07/04 15-21/04 22-28/04 29/04-01/05 06-12/05 13-19/05 http://dramateshka.ru/ 20-26/05 27-31/05 7 Учебно-методическое обеспечение Учебные материалы для ученика Что такое театр? Сказки и рассказы для детей/ Издательство: Сфера. 2021. Автор/составитель Алябьева Елена Алексеевна Ручные перчатки. Театр на пальчиках/ Издательство: Карапуз. 2012. Серия: Мастерилка. Автор/составитель Грушина Людмила Викторовна Методические материалы для учителя Театр. Актер. Режиссер. Краткий словарь терминов и понятий: учебное пособие / составитель А. Савина. – 3-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019. Театральные сказки. Беседы с детьми о том, как создаются спектакли и шоу. Издательство: Сфера. 2021. Серия: Сказки-подсказки. Автор/составитель. Шорыгина Татьяна Андреевна Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет https://uchi.ru http://dramateshka.ru/ https://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/ Материально-техническое обеспечение образовательного процесса ПК, электронная доска, проектор, музыкальная фонотека, костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок; элементы костюмов для создания образов; пальчиковые куклы. 8