Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» Г. о. Подольск Рассмотрено Руководитель ШМО Федорова О. Ю Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Согласовано Заместитель директора по УВР Каяндер О. В. Протокол № 1 от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Родной язык и литература (русский)» Коммуникативное направление 4 классы (34 часа, 1 час в неделю) Составители: Ильина Людмила Станиславовна Симакова Марина Владимировна Крупень Наталья Александровна Вознюк Ирина Анатольевна Агджабекова Марина Алибалаевна 2023 год Программа «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 31» рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Формы организации занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, громкие чтения, уроки-спектакли и т. д 2 Планируемые результаты внеурочной деятельности. Личностные: • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. • интерес к изучению языка; • осознания ответственности за произнесённое и написанное слово. • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества; • • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур; • • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; • • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Метапредметные: Регулятивные: • самостоятельно формулировать тему и цели урока; • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). • пользоваться словарями, справочниками; • осуществлять анализ и синтез; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения. • • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий; • • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого. Коммуникативные УУД • • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы; • • формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений. • • строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнѐра по общению, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник; • • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства. Коммуникативные: • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; 3 • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • задавать вопросы. Предметные: • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; • правильно писать слова с изученными орфограммами; • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; • пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). Виды речевой и читательской деятельности • • воспринимать на слух различные виды текстов; • • различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок; • • принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов; • • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев; • • читать и понимать жанры устного народного творчества; Литературоведческая пропедевтика: • • различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие фольклорные формы; • • отличать прозаический текст от поэтического; • • называть героев произведения, давать их простейшую характеристику. 4 Содержание программы • Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч) Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Мир во всем мире. • Язык в действии (5 ч) Нормы употребления глаголов. Образование форм глаголов 1 лица (весить-вешу, – бегите, плескать-плещу и др.). Особенности употребления глаголов – синонимов (есть, кушать; класть, положить). Категория вежливости в глагольных формах. Синонимичные словосочетания и предложения. Появление знаков препинания в русском языке. Ценность знания. • Секреты речи и текста (8 ч) Грамотное ведение диалога по форме вопрос-ответ. Озаглавливание текста в соответствии с темой или основной мыслью. Составление плана текста. Пересказывание текста. Оценивание и редактирование текстов. Летописи. Былины. Жития. Из летописи: “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”. 1 События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. 1 Из летописи: “И вспомнил Олег коня своего”. Летопись — источник исторических фактов. 1 Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”. 1 Поэтический текст былины. “Ильины три поездочки”. Сказочный характер былины. 1 Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. 1 Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова “Богатыри”. Сочинение по картине. 2 Служение отечеству. Устное народное творчество Русская народная сказка «О молодильных яблоках и живой воде»». Характеристика героев сказки. 1 Русская народная сказка «Финист – ясный сокол». Характеристика героев сказки. 1 Русская народная сказка «Никита - кожемяка». Характеристика героев сказки. 1 Викторина по русским народным сказкам. 1 Родина И. С. Никитин “Русь”. Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. 1 С. Д. Дрожжин “Родине”. Авторское отношение к изображаемому. 1 А. В. Жигулин “О, Родина! В неярком блеске...” Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. 1 Образ природы и родины в стихах русских поэтов. Поэтический вечер. Знакомство с поэтами нашего города 1 Проект: “Они защищали Родину”. Поэтический вечер. 1 5 Тематическое планирование Тема раздела Количество часов Русский язык: прошлое и настоящее Язык в действии Секреты речи и текста Летописи. Былины Устное народное творчество Образ природы и родины в стихах русских поэтов 5 Итого 34 5 8 4 4 4 4 Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) Беседа, диалог, викторина, литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, громкие чтения, уроки-спектакли., творческая мастерская. Ценностные установки и социально-значимые качества личности. Готовность обучающихся к саморазвитию. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ 6 Календарно-тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Наименование тем Плановые сроки прохождения Наша речь и наш язык. Типы текстов. Словосочетание. Развитие речи. Восстановление деформированного текста. Наши проекты «Похвальное слово знакам препинания». Диалог в общении. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова. Синонимы, антонимы. Омонимы Фразеологизмы. Составление текста по рисунку и фразеологизму. Знакомство с орфоэпией. Орфоэпический словарь 01-10/09 Работа над проектом «Говорите правильно». 9. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке». 10. Значение употребления имён прилагательных в речи 11. Роль местоимений в речи 8. Скорректиров анные сроки прохождения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ 11-17/09 18-24/09 25/09-01/10 02/10-08/10 16-22/10 23-29/10 30/10-05/11 06-12/11 https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ 13-19/11 27/11-03/12 12. Составление высказываний по рисунку с использованием диалога 13. Значение глаголов в языке и речи 04-10/12 14. Словарные помощники 15. Словари по темам 16. Употребление иностранных слов в речи. Словарь иностранных слов 17. Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; 18. Правописание существительных мужского рода с шипящим на конце. 18-24/12 25-29/12 08-14/01 11-17/11 15-21/01 22-28/01 7 19. Летописи. Былины. Жития. Из летописи: “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”. 29/01-04/02 20. События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. 05-11/02 21. Из летописи: “И вспомнил Олег коня своего”. Летопись — источник исторических фактов. 12-18/02 22. Инструктаж по ТБ. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”. 26/02-03/03 23. Поэтический текст былины. “Ильины три поездочки”. Сказочный характер былины 04-10/03 24. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. 11-17/03 25. Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова “Богатыри”. Сочинение по картине. 18-24/03 26. Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова “Богатыри”. Сочинение по картине. 25/03-31/03 27. Устное народное творчество Русская народная сказка «О молодильных яблоках и живой воде»». Характеристика героев сказки. 01/04-07/04 28. Русская народная сказка «Финист – ясный сокол». Характеристика героев сказки. 15-21/04 29. Русская народная сказка «Никита кожемяка». Характеристика героев сказки. 22-28/04 30. Викторина по народным сказкам. русским https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ 29/04-01/05 8 31. Родина И. С. Никитин “Русь”. Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения 06-12/05 32. С. Д. Дрожжин “Родине”. Авторское отношение к изображаемому. 13-19/05 33. А. В. Жигулин “О, Родина! В неярком блеске...” Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. 20-26/05 34. Образ природы и родины в стихах русских поэтов. Поэтический вечер. Проект: “Они защищали Родину”. Поэтический вечер. 27-31/05 https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ Итого 34 часа 9