Родной язык и литература (русский) 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Г. о. Подольск
Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О. Ю
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Каяндер О. В.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Родной язык и литература (русский)»
Коммуникативное направление
4 классы
(34 часа, 1 час в неделю)

Составители:
Ильина Людмила Станиславовна
Симакова Марина Владимировна
Крупень Наталья Александровна
Вознюк Ирина Анатольевна
Агджабекова Марина Алибалаевна

2023 год

Программа «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствует требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным
графиком СОШ № 31» рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю).
Формы организации занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные
уроки, путешествия по страницам книг, громкие чтения, уроки-спектакли и т. д

2

Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Личностные:
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
• интерес к изучению языка;
• осознания ответственности за произнесённое и написанное слово.
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального
российского общества;
• • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур;
• • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
• • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные:
Регулятивные:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
• вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
• пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
• извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему).
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения.
• • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок,
потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
• • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого. Коммуникативные УУД
• • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем,
проявлять инициативу и активность в ходе беседы;
• • формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки
зрения из 3-4 предложений.
• • строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать
партнѐра по общению, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;
• • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных
героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства.
Коммуникативные:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
3

•

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
Предметные:
• произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
• производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных
слов;
• правильно писать слова с изученными орфограммами;
• видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно
писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать
условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
• находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
• пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в
тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
• различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух
частей (с союзами и, а, но или без союзов);
• ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и,
а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять
на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь).
Виды речевой и читательской деятельности
• • воспринимать на слух различные виды текстов;
• • различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
• • принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным
произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных
самостоятельно вслух текстов;
• • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать
содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
• • читать и понимать жанры устного народного творчества;
Литературоведческая пропедевтика:
• • различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие фольклорные
формы;
• • отличать прозаический текст от поэтического;
• • называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

4

Содержание программы
• Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества.
Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе,
развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории.
Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из
употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в
том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском
языке синонимы. Мир во всем мире.
• Язык в действии (5 ч)
Нормы употребления глаголов. Образование форм глаголов 1 лица (весить-вешу, – бегите,
плескать-плещу и др.). Особенности употребления глаголов – синонимов (есть, кушать; класть,
положить). Категория вежливости в глагольных формах. Синонимичные словосочетания и
предложения. Появление знаков препинания в русском языке. Ценность знания.
• Секреты речи и текста (8 ч)
Грамотное ведение диалога по форме вопрос-ответ. Озаглавливание текста в соответствии с темой
или основной мыслью. Составление плана текста. Пересказывание текста. Оценивание и
редактирование текстов.
Летописи. Былины. Жития. Из летописи: “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”. 1
События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических
источников. 1
Из летописи: “И вспомнил Олег коня своего”. Летопись — источник исторических фактов. 1
Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”. 1
Поэтический текст былины. “Ильины три поездочки”. Сказочный характер былины. 1 Прозаический
текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. 1
Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова “Богатыри”. Сочинение
по картине. 2 Служение отечеству.
Устное народное творчество Русская народная сказка «О молодильных яблоках и живой воде»».
Характеристика героев сказки. 1
Русская народная сказка «Финист – ясный сокол». Характеристика героев сказки. 1
Русская народная сказка «Никита - кожемяка». Характеристика героев сказки. 1
Викторина по русским народным сказкам. 1
Родина И. С. Никитин “Русь”. Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. 1
С. Д. Дрожжин “Родине”. Авторское отношение к изображаемому. 1
А. В. Жигулин “О, Родина! В неярком блеске...” Тема стихотворения. Авторское отношение к
изображаемому. 1
Образ природы и родины в стихах русских поэтов. Поэтический вечер. Знакомство с поэтами
нашего города 1
Проект: “Они защищали Родину”. Поэтический вечер. 1

5

Тематическое планирование
Тема раздела

Количество
часов

Русский язык: прошлое
и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
Летописи.
Былины
Устное народное
творчество
Образ природы и
родины в стихах
русских поэтов

5

Итого

34

5
8
4
4
4
4

Методы и формы
организации обучения.
Характеристика
деятельности обучающихся
(с учетом рабочей
программы воспитания)
Беседа, диалог, викторина,
литературные игры,
конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки,
путешествия по страницам
книг, громкие чтения,
уроки-спектакли.,
творческая мастерская.
Ценностные установки и
социально-значимые
качества личности.
Готовность обучающихся к
саморазвитию.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

6

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.
2.

3.
4.

5.
6.

7.

Наименование тем

Плановые
сроки
прохождения

Наша речь и наш язык. Типы
текстов.
Словосочетание. Развитие речи.
Восстановление
деформированного текста.
Наши проекты «Похвальное
слово знакам препинания».
Диалог в общении.
Заимствованные слова.
Устаревшие слова.
Многозначные слова.
Синонимы, антонимы. Омонимы
Фразеологизмы. Составление
текста по рисунку и
фразеологизму.
Знакомство с орфоэпией.
Орфоэпический словарь

01-10/09

Работа над проектом «Говорите
правильно».
9. Сочинение-отзыв по
репродукции картины В. М.
Васнецова «Иван Царевич на
Сером Волке».
10. Значение употребления имён
прилагательных в речи
11. Роль местоимений в речи
8.

Скорректиров
анные сроки
прохождения

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

11-17/09

18-24/09
25/09-01/10

02/10-08/10
16-22/10

23-29/10
30/10-05/11
06-12/11

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

13-19/11
27/11-03/12

12. Составление высказываний по
рисунку с использованием
диалога
13. Значение глаголов в языке и речи

04-10/12

14. Словарные помощники
15. Словари по темам
16. Употребление иностранных слов
в речи. Словарь иностранных
слов
17. Орфограммы: безударные
падежные окончания имён
существительных 1, 2 и 3-го
склонения, ь после шипящих на
конце существительных
женского рода 3-го склонения;
18. Правописание
существительных
мужского
рода с шипящим на конце.

18-24/12
25-29/12
08-14/01

11-17/11

15-21/01

22-28/01

7

19. Летописи. Былины. Жития. Из
летописи: “И повесил Олег щит
свой на вратах Царьграда”.

29/01-04/02

20. События летописи — основные
события
Древней
Руси.
Сравнение текста летописи и
исторических источников.

05-11/02

21. Из летописи: “И вспомнил Олег
коня своего”. Летопись —
источник исторических фактов.

12-18/02

22. Инструктаж по ТБ. Сравнение
текста летописи с текстом
произведения А. С. Пушкина
“Песнь о вещем Олеге”.

26/02-03/03

23. Поэтический текст былины.
“Ильины
три
поездочки”.
Сказочный характер былины

04-10/03

24. Прозаический текст былины в
пересказе Н. Карнауховой.
Сравнение
поэтического
и
прозаического текстов.

11-17/03

25. Герой былины — защитник
государства
Российского.
Картина
В.
Васнецова
“Богатыри”. Сочинение по
картине.

18-24/03

26. Герой былины — защитник
государства
Российского.
Картина
В.
Васнецова
“Богатыри”. Сочинение по
картине.

25/03-31/03

27. Устное народное творчество
Русская народная сказка «О
молодильных яблоках и живой
воде»». Характеристика героев
сказки.

01/04-07/04

28. Русская
народная
сказка
«Финист – ясный сокол».
Характеристика героев сказки.

15-21/04

29. Русская
народная
сказка
«Никита
кожемяка».
Характеристика героев сказки.

22-28/04

30. Викторина
по
народным сказкам.

русским

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

29/04-01/05

8

31. Родина И. С. Никитин “Русь”.
Образ Родины в поэтическом
тексте. Ритм стихотворения

06-12/05

32. С. Д. Дрожжин “Родине”.
Авторское
отношение
к
изображаемому.

13-19/05

33. А. В. Жигулин “О, Родина! В
неярком
блеске...”
Тема
стихотворения.
Авторское
отношение к изображаемому.

20-26/05

34. Образ природы и родины в
стихах
русских
поэтов.
Поэтический вечер. Проект:
“Они
защищали
Родину”.
Поэтический вечер.

27-31/05

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

Итого 34 часа

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».