Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Рассмотрено Руководитель ШМО Федорова О. Ю Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Согласовано Заместитель директора по УВР Каяндер О. В. Протокол № 1 от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Кукольный театр «Балаганчик» Художественно-эстетическое направление 4 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составитель: Федорищева Жанна Ивановна 2023 г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Кукольный театр «Балаганчик» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Данный курс не преследует цели изучения приёмов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира. Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Форма организации – кружок. В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). 2 Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности Личностные результаты: • положительное отношение к занятиям в кукольном театре «Балаганчик», желание применять полученные знания вне школы; • потребность сотрудничества со сверстниками; • доброжелательное отношение к сверстникам; • бесконфликтное поведение; • стремление прислушиваться к мнению одноклассников • осознание значимости занятий для личного развития; • готовность и способность обучающихся к саморазвитию; • мотивации к учению и познанию. • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; • этические чувства, эстетические потребности, на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; • ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества. Метапредметные результаты. Познавательные: Базовые логические: • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей; • строить сообщения в устной форме; ясно, четко, понятно изъясняться, давать характеристику героям произведения, анализировать их поступки. Работа с информацией: • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; • проявлять индивидуальные творческие способности во время чтения по ролям, в работе над спектаклем, этюдом. • строить сообщения в устной форме; ясно, четко, понятно изъясняться, давать характеристику героям произведения, анализировать их поступки. Базовые исследовательские • научиться основам смыслового чтения художественных текстов, • выделять существенную информацию из текстов разных видов; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Регулятивные: • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; • адекватно воспринимать предложения и оценку со стороны взрослых и сверстников; • анализировать причины успеха/неуспеха; • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Коммуникативные: • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной; • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • работать в группе; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • • • • • • включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; осуществлять взаимный контроль; 3 • • формулировать собственное мнение и позицию. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; • формулировать свои затруднения; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; • выразительному чтению; • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; • различать виды, жанры театра; • основам актёрского мастерства; • анализировать пьесу; • переносить образ героя в рисунок; • научиться общаться со зрителем и партнёром через куклу; • понимать характеры героев и отождествлять себя с ними; • сочинять этюды на предлагаемые обстоятельства; • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) • владеть тембровой и интонационной окраской голоса; • основам гражданственности через историческое прошлое; • умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий, строить план с выделением существенной информации. 4 Содержание внеурочной деятельности 1. Театр кукол. Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения. Практическая работа: Этюдный тренаж. 2. Азбука театра. Актёр, режиссёр, декоратор. Репертуар. Бутафория. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат. Мини-пьесы. Практическая работа: Этюдный тренаж. Изготовление театрального плаката 3. Куклы и управление ими Расширение знаний о видах кукол. Практическая работа: Изготовление кукол. Развитие умения кукловождения. 4. Секреты сценического мастерства Роль. «Озвучивание» роли. Практическая работа: Этюдный тренаж. 5. Театр Петрушек Расширение знаний о театре Петрушек. Импровизация. Роль декораций в постановке. Реквизит Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. 6. Изготовление кукол, декораций и бутафории Практическая работа Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории. 7. Выбор пьес. Чтение пьес. Отбор пьес. Практическая работа: Приёмы кукловождения. Анализ пьес. 8. Работа над пьесой Разучивание ролей. Постановка пьес. Работа над характерами героев. Импровизация. Практическая работа: Репетиции. Кукловождение над ширмой. 9. Генеральная репетиция. Коллективный анализ выступлений. Практическая работа: Кукловождение над ширмой. 10. .Показ спектакля зрителю. Практическая работа: Выступление перед зрителями 5 Тематическое планирование внеурочной деятельности Тема, раздел курса Театр кукол. Азбука театра. Куклы и управление ими. Секреты сценического мастерства. Театр Петрушек. Изготовление кукол, декораций и бутафории Выбор пьесы. Работа над пьесой Генеральная репетиция. Показ спектакля. Всего. Количество Методы и формы организации часов по обучения. Характеристика программе деятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) 2 Беседа-диалог Групповые и индивидуальные 2 занятия для отработки дикции 2 Ценностные установки и социально-значимые качества 3 личности 1 Практикум, групповые и индивидуальные занятия для 4 отработки дикции, 4 мезансцены, театральные игры, беседы, мини-спектакли 8 Мотивация к познанию и 4 обучению 4 34 6 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://dramateshka.ru/ https://uchi.ru Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности № Наименование раздела и тем урок а Плановые сроки прохождения 1 Театр кукол 01-10/09 2 Театр кукол 11-17/09 3 Азбука театра 18-24/09 4 Азбука театра 25/09-01/10 5 Виды кукол и способы управления ими. 02/10-08/10 6 Виды кукол и способы управления ими. 16-22/10 7 Театр Петрушек 23-29/10 8 Секреты сценического мастерства. 30/10-05/11 9 Выбор пьесы. 06-12/11 10 Работа над пьесой 13-19/11 11 Работа над пьесой 27/11-03/12 12 13 Изготовление кукол, декораций и бутафории. Генеральная репетиция. 04-10/12 11-17/11 14 Показ спектакля 18-24/12 15 Секреты сценического мастерства. 25-29/12 16 Выбор пьесы. 08-14/01 17 Работа над пьесой 15-21/01 18 Работа над пьесой 22-28/01 19 20 Изготовление кукол, декораций и бутафории. Генеральная репетиция. 29/01-04/02 05-11/02 21 Показ спектакля 12-18/02 22 Секреты сценического мастерства. 26/02-03/03 7 Скорректирова нные сроки прохождения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://dramateshka.ru/ https://uchi.ru 23 Выбор пьесы. 04-10/03 24 Работа над пьесой 11-17/03 25 Работа над пьесой 18-24/03 26 27 Изготовление кукол, декораций и бутафории. Генеральная репетиция. 25/03-31/03 01/04-07/04 28 Показ спектакля 15-21/04 29 Выбор пьесы. 22-28/04 30 Работа над пьесой 29/04-01/05 31 Работа над пьесой 06-12/05 32 33 34 Изготовление кукол, декораций и бутафории. Генеральная репетиция. Показ спектакля 13-19/05 20-26/05 27-31/05 Итого 34 часа 8 http://dramateshka.ru/ https://uchi.ru