Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Рассмотрено Руководитель ШМО Федорова О. Ю Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Согласовано Заместитель директора по УВР Каяндер О. В. Протокол № 1 от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Город мастеров» Художественно-эстетическое направление 4 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составители: Ильина Людмила Станиславовна Симакова Марина Владимировна Крупень Наталья Александровна Вознюк Ирина Анатольевна Агджабекова Марина Алибалаевна 2023 год Рабочая программа по внеурочной деятельности «Город мастеров» составлена для 4 класса на основе примерной программы по внеурочной деятельности, Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, автор: Т.М. Рагозина. В программе внеурочная деятельность представлена творческими мастерскими, которые составляют «Город мастеров». Организуются мастерские игротеки, лепки, флористики, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Программа имеет художественно - эстетическую направленность. Формы организации деятельности, используемые для организации работы с детьми по данной программе: • сюжетные игры; • просмотр видеоуроков и мастер- классов, практическое использование; • участие в конкурсном движении; • праздники. Авторская программа для 3 класса рассчитана на 34 часа. В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 31» рабочая программа для 4 класса составлена на 34 ч (1 час в неделю). 2 Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности. Личностные универсальные учебные действия • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности; • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; • устойчивого интереса к новым способам познания; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Познавательные универсальные учебные действия Работа с информацией • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; Базовые логические действия • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; • анализировать объекты, выделять главное; • осуществлять синтез (целое из частей); • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); • устанавливать аналогии. Регулятивные универсальные учебные действия • принимать и сохранять учебно-творческую задачу; • планировать свои действия; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль; • адекватно воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия; • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; • проявлять познавательную инициативу; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться, приходить к общему решению; • соблюдать корректность в высказываниях; • задавать вопросы по существу; • использовать речь для регуляции своего действия; • контролировать действия партнера; • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • владеть монологической и диалогической формой речи. • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: 3 • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; • Достичь оптимального для каждого уровня развития; • Сформировать систему универсальных учебных действий; • Сформировать навыки работы с информацией. К концу обучения в 4 классе обучающиеся научатся: - работать с пластилином (выбирать нужный цвет, подготавливать к работе, освоят основные приемы нанесения на горизонтальную поверхность и выполнения объёмных фигур); - работать с бумагой и картоном (складывать, наносить разметку и т. п.); - работать с природными материалами (сушить, вырезать, приклеивать); - работать с бросовым материалом (подбирать нужный материал, наносить разметку, приклеивать) - основным приемам работы с ножницами, стеком, гладилками и другими инструментами, и приспособлениями; - последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие) - использовать полученные знания для решения поставленных задач; - познакомиться с основами знаний в области композиции и формообразования; - овладеть приемами работы с различными материалами, научатся правильно применять их на практике (сочетать материалы не только по их внешним качествам, но и по техническим свойствам, узнают технологию обработки материалов). - самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления подарков (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль); - оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, комнаты. 4 Содержание внеурочной деятельности Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (1 час) Инструменты и материалы. Знакомство с техникой безопасности. Разнообразный мир оригами. История оригами. Искусство оригами и волшебные секреты. Условные знаки, схемы оригами. Изделия - «Котик», «Собачка», «Лягушонок», «Цветочек», «Коробка из квадрата». (4 часа) Знакомство с мятой бумагой. Её свойства. Изготовление различных овощей измятой бумаги. Изделия – «Роза», «Капуста», «Морковь», «Лук», «Репка», «Горошек», «Грибы», «Кукуруза». (7 часов) Модульное оригами. Соединение модулей. Поэтапное изготовление изделия (поделки). Модуль треугольник и его применение в композициях. Изделия – «Треугольный модуль», «Кактус», «Мухомор». (4 часа) Изготовление открыток к календарным праздникам в различных техниках и стилях. Изделия – открытки к Новому году, валентинки, 23 февраля, 8 марта. (6 часов) Художественное конструирование из бумаги. Изделия – «Елочные игрушки», «Гирлянда», «Дорожные знаки», «Букет», «Корзина с цветами», «Божья коровка», «Цыпленок», «Бабочка», «Мухоморчик». (12 часов) 5 Тематическое планирование внеурочной деятельности Наименование раздела Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Оригами Мятая бумага Количество часов по программе Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) Практикум, игротека, познавательная беседа, диалог, групповая работа. работа в группах, сопоставление. Мотивация к познанию и обучению Готовность обучающихся к саморазвитию 1 4 7 Модульное оригами Открытки к праздникам Художественное конструирование из бумаги 4 6 12 Итого 34 6 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://uchi.ru https://resh.edu.ru Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Город мастеров» Плановые Скорректирова Электронные (цифровые) сроки нные сроки образовательные ресурсы прохождения прохождения № п/п Наименование раздела и тем уч. неделя Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. 1 час 1. Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности 01-10/09 https://uchi.ru https://resh.edu.ru Оригами 4 часа 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Инструменты для обработки 11-17/09 бумаги. Правила техники безопасности при работе с бумагой. Знакомство с оригами. Знакомство с базовыми формами оригами. Базовая форма «Треугольник». 18-24/09 Котик, собачка. Базовая форма «Треугольник». 25/09-01/10 Голубок, лягушонок. Базовая форма «Книжка». 02/10-08/10 Пуфик, цветочек. Мятая бумага 7 часов Знакомство с мятой бумагой. 16-22/10 Роза. Капуста из мятой бумаги. 23-29/10 Морковь и зеленый лук. 30/10-05/11 Репка и горошек. 06-12/11 Грибы из мятой бумаги. 13-19/11 Коллективная работа. Кукуруза. 27/11-03/12 «Хозяйка с базара домой 04-10/12 принесла…» Самостоятельное изготовление овощей из мятой бумаги. Модульное оригами 4 часа Правила техники безопасности 11-17/11 при работе с ножницами и клеем. Елочные игрушки. Гирлянда. 18-24/12 Изготовление новогодней 25-29/12 открытки Знакомство с треугольным 08-14/01 модулем оригами. Изготовление заготовок для поделки Кактус Открытки к праздникам 6 часов Сборка кактуса. 15-21/01 7 https://uchi.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru 18. 19. 20. 21. 22. Изготовление модулей для 22-28/01 https://resh.edu.ru поделки Мухомор. Сборка мухомора. 29/01-04/02 Цветы, сердечки – заготовки для 05-11/02 открыток. Изготовление валентинок. 12-18/02 Открытка к 23 февраля. 26/02-03/03 Художественное конструирование из бумаги 12 часов 23. Плакат-поздравление с 8 Марта. 04-10/03 24. Объёмная открытка к 8 Марта. 11-17/03 25. Художественное конструирование из бумаги. Дерево счастья. Изготовление предупреждающих знаков. 18-24/03 26. 27. Изготовление запрещающих знаков. 25/03-31/03 01/04-07/04 28. Букет. 15-21/04 29. Корзина с цветами. 22-28/04 30. Божья коровка. 31. Цыпленок. 06-12/05 32. Бабочка. 13-19/05 33. Мухоморчик. 20-26/05 34. Цветок на шляпку. Выставка детских работ. 27-31/05 29/04-01/05 Итого 34 часа 8 https://uchi.ru https://resh.edu.ru