Функциональная грамотность 9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск
Рассмотрено
Согласовано
Заместитель директора по Заместитель директора по
ВР
УВР
Духанина О.А.
Кудряшова И.А.
Протокол № 1
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ №
31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
9 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Первушина Ольга Андреевна

2023 Год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
составлена для 9 класса в соответствии с Федеральным государственным стандартом
основного общего образования. По программе на изучение курса отводится 34 часа (1 час
в неделю).
Занятия курса направлены на развитие мышления, логики, творческого
потенциала учеников. Программа ориентирована на использование получаемых знаний
для разработки реальных проектов.
В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ №31» рабочая
программа составлена на 34 часа (1 час в неделю)
Формы организации учебной деятельности:


коллективная форма обучения;



групповая форма обучения;



парная форма работы;



индивидуальная форма работы

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция,
консультация.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности.
Личностные результаты
-формирование ответственного отношения к учению,
-готовности и способности обучающихся к самореализации и самообразованию на
основе развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения
математики, заинтересованности в приобретении и расширении математических знаний и
способов действий,
-осознанности построения индивидуальной образовательной траектории;
-формирование коммуникативной компетентности в общении, в учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности по предмету, которая
выражается в умении ясно, точно,
-грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
-выстраивать аргументацию и вести конструктивный диалог,
-приводить примеры и контрпримеры, а также понимать и уважать позицию
собеседника, достигать взаимопонимания,
-сотрудничать для достижения общих результатов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
-развитие представления об изучаемых математических понятиях и методах как
важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений. –
развитие логического мышления: критичности (умение распознавать логически
некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения,
постановка задач, формулировка проблем, исследовательский проект и др.).
·осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
·активное участие в жизни семьи;
·приобретение опыта успешного межличностного общения;
2

·готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
·соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные
действия, составляющие умение учиться:
-овладение универсальными учебными познавательными действиями;
-овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
-овладение универсальными регулятивными действиями.
-освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную
научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);
· способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
· готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
· способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
· способность к совместной деятельности;
· овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Познавательные универсальные учебные действия
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
-владеть базовыми логическими операциями:
-сопоставления и сравнения,
-группировки, систематизации и классификации,
-анализа, синтеза, обобщения,
-выделения главного;
-владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
-устанавливать
существенный
признак
классификации,
основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
-с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
-предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
-выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
-выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
3

-делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений
по
аналогии,
формулировать
гипотезы
о взаимосвязях;
-самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
2) базовые исследовательские действия:
-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
-формулировать
вопросы,
фиксирующие
разрыв
между
реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
-формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
-проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
-оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);
-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
-выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
-находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
-самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
-оценивать
надежность
информации
по
критериям,
предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
-эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
-выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
4

-понимать
намерения
других,
проявлять
уважительное
отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
-в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
-публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
-самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты
с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
-планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи
между
членами
команды,
участвовать
в
групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
-оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
-сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
-выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
-ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ
решения
учебной
задачи
с
учетом
имеющихся
ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
-составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
5

2) самоконтроль:
-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
-давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
-учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
-вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
-различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
-выявлять и анализировать причины эмоций;
-ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
-регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
-осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
-признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
-принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы представлены с учетом специфики
содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности
обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности. Занятия по
читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и 4
литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
-Понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официальноделовых, публицистических, художественных текстов различных функциональносмысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной
мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания
текста;
-Овладение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте;
-Представление содержания, прослушанного или прочитанного учебно-научного
текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
-Извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею;
-Анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых
высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи; 6. Определение
6

лексического значения слова разными способами (установление значения слова по
контексту).
По учебному предмету «Литература»:
-Овладение умениями смыслового анализа художественной литературы,
умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
-Умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять
тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя,
рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и
воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
--Овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных
художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового
чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных
типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение
слушателями, и методов эстетического анализа). Занятия по математической грамотности
в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов
По учебному предмету «Математика»:
-Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные
математические умения и навыки:
-Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и
письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять
проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения
числовых выражений; использовать калькулятор;
-Решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин
(скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением,
пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления
личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты,
используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных
вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения:
цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через
другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со
свойствами рассматриваемых объектов;
-Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице,
линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные,
использовать 5 данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц,
линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими
характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее
значения, размах числового набора;
-Оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
-Пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник,
окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр,
использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить
примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и
пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в
пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться
геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать
свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки
равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора,
тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
7

-Находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с
помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр
многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить
длину окружности, площадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным
измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в
практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения
длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
-Использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами
зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа
информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов
и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и
зависимостей; -Переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической
модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в
соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при
решении различных задач;
-Решать
задачи
из
реальной
жизни,
связанные
с
числовыми
последовательностями, использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов
по предметной области «Естественно-научные предметы»:
-Умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера;
-Умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи
исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели,
осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную
деятельность в группе; -Умение применять простые физические модели для объяснения
процессов и явлений; -Умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в
зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на
организм человека и окружающую природную среду;
-Умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории,
законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений
и процессов; сформированность представлений об экосистемах и значении
биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством,
и способах их преодоления;
-Умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа
жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья;
-Умение характеризовать принципы действия технических устройств
промышленных технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным
областям: -Освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов,
включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы
финансовых отношений;
-Формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений,
процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций; Формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные
взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на
определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;

8

-Формирование умения использовать полученную информацию в процессе
принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых
рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
-Формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя
и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе
фишинг);
-Формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с
личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств,
применения недобросовестных практик);
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным
областям: --Освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;
-Формирование предпосылок научного типа мышления;
-Освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным
областям:
-Способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять
названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
-Проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
-Демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений,
выражений и т.п.;
-Предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в
области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с
особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
-Ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов,
предложения по изобретательству.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение. О шести составляющих функциональной грамотности.
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность:
учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская
грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая
грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности
в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность
формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной
деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает
работу с текстами разных форматов (сплошными, не сплошными, множественными),
нацелен на обучение приёмам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и
концептуальной, главной и второстепенной информации, приёмам соотнесения
графической и текстовой информации, приёмам различения факта и мнения,
9

содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и
интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой,
неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать
надёжность источника и достоверность информации, распознавать скрытые
коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою
точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической
грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования с учётом современных мировых требований,
предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического
образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для
непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные
отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и
использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной,
экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая
деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы,
применять формулы, использовать приёмы геометрических измерений и построений,
читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать
решения в ситуациях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных
событий.
Формирование функциональной математической грамотности на занятиях
внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации
образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Вопервых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм
проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности,
опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация.
Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с
содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной
программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что
не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого
человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного
общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как
математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной,
так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественнонаучной грамотности, сформулированным в международном исследовании:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать
активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с
естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественно-научно
грамотный
человек
стремится
участвовать
в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и
технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
-научно объяснять явления;
-демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
-интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
выводов».
10

Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений,
установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых
решений. Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами
грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать
финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые
решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке
умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих
однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных
последствий сделанного выбора с учётом возможностей и предпочтений конкретного
человека или семьи. Содержание занятий создаёт условия для применения финансовых
знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач,
рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением
знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного
взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным
стандартом основного общего образования входит в программы естественнонаучных,
общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает
два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация
занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и
аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и
вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и
точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также
действия людей и их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся
позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с
учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных
представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение
уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук
при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий
для окружающей среды и социального окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной
грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда
раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие
производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от
способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает
людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности,
эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому
креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной
грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися
знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с
которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и
назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать
базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и
совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах
человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся
общего понимания особенностей креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на
уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской
деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования
креативного мышления.
11

Тематическое планирование внеурочной деятельности
№
п/п

Наименование раздела

Количество Методы и формы
часов по
организации
программе
обучения.
Характеристика
деятельности
обучающихся (с
учетом рабочей
программы
воспитания)
1. Введение в курс
1
Практикум,
«Функциональная
игротека,
грамотность»
познавательная
беседа, диалог,
2. Модуль 1: Читательская
5
групповая
грамотность «События и
работа.
факты с разных точек
работа в группах,
зрения»
сопоставление.
3. Модуль 2: Естественно5
Мотивация к
научная грамотность
познанию и
«Знания в действии»
обучению
4. Модуль
3:
Креативное
5
Готовность
мышление
«Проявляем
обучающихся к
креативность на уроках, в
саморазвитию.
школе и в жизни»
5. Подведение итогов первой
1
части программы:
Рефлексивное занятие 1
6. Модуль 4: Математическая
4
грамотность «Математика в
окружающем мире
7. Модуль 5: Финансовая
4
грамотность
«Основы
финансового успеха»
8. Интегрированные занятия:
2
Финансовая грамотность+
Математика
9. Модуль 6: Глобальные
5
компетенции
«Роскошь
общения.
Ты,
я,
мы
отвечаем за планету. Мы
будем жить и работать в
изменяющемся цифровом
мире»
10. Подведение
итогов
2
программы. Рефлексивное
занятие
ИТОГО: 34 часа

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Каталог Российского
общеобразовательного
портала
http://www.school.edu.ru
Каталог
«Образовательные
ресурсы сети Интернет
для
общего
образования»
http://catalog.iot.ru
Федеральный
центр
информационнообразовательных
ресурсов
http://fcior.edu.ru
Единая
Коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов -http://schoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».