Музыка 8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
«31» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка» (базовый уровень)
8 А, Б, В, Г, Д класс
(34 часа, 1час в неделю)

Составитель: Кудряшова Светлана Николаевна
учитель высшей квалификационной категории

2023 г.
1

Рабочая программа по музыке для 8 класса разработана на основе федеральной
рабочей программы по учебному предмету «Музыка», входящей в состав
образовательной программы МОУ «СОШ №31». Программа соответствует планируемым
результатам духовно – нравственного развития, воспитания
и социализации
обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31».
По образовательной программе школы на изучение музыки на базовом уровне
отводится 34 часа (1 час неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком
МОУ «СОШ №31» на 2023 – 2024 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа
(1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Ученик научится:
 понимать социальные функции музыки (познавательной, коммуникативной,
эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
 осмыслить взаимодействия искусств как средства расширения представлений о
содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно – нравственное
становление личности;
 понимать жизненное содержание народной, религиозной классической и
современной музыки, выявлять ассоциативные связей музыки с литературой,
изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной
культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования,
участвовать в исследовательских проектах;
 использовать полученные на уроках музыки способов музыкально –
художественного освоения мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной),
досуговой деятельности, в процессе самообразования.
Ученик получит возможность научиться:
 музыкально - эстетическим чувствам, проявляющихся в эмоциональноценностном, заинтересованном отношении к музыке;
 художественным умениям и навыкам в процессе продуктивной музыкальнотворческой деятельности;
 определённому уровеню развития общих музыкальных способностей, включая
образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
 навыкам самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкальноучебной деятельности;
 сотрудничеству в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной
грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные
ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Ученик научится:
 представлению о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных
жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими
видами искусства;
 усвоению словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия,
размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;
 применять полученные знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в
процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
 пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
2

анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета.
Ученик получит возможность научиться:
 навыкам реализации собственных творческих замыслов, умения подготовки своего
выступления и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением;
 потребности в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей
личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Ученик научится:
 владеть умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в
процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных
жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;
 планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения музыки,
создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами
искусства, участия в художественной и проектно – исследовательской
деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным
искусством, театром, кино;
 осмысливать и обобщать учебные действия, критическое отношение к качеству
восприятия и размышления о музыке, музицировании, о других видах искусства,
корректировать недостатки собственной художественно – музыкальной
деятельности;
 оценивать воздействие музыки разных жанров и стилей на собственное отношение
к ней, представленное в музыкально – творческой деятельности(индивидуальной и
коллективной).
Ученик получит возможность научиться:
 умению ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи,
осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в
процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
 действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет умения
осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом
имеющихся условий.
Коммуникативные:
Ученик научится:
 передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и
письменной речи;
 совершенствовать учебные действия самостоятельной работы с музыкальной и
иной художественной информацией;
 инициировать взаимодействия в группе, коллективе;
 знакомиться с различными социальными ролями в процессе работы и защиты
исследовательских проектов;
 самооценке и интерпретации собственных - коммукативных действий в процессе
восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных
образов.
Ученик получит возможность научиться:
 умения совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на
знание композиционных функций музыкальной речи;
 создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять
их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
Ученик научится:
3



наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё
отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание
произведения в единстве с его формой;
 понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных
искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний,
линий, красок), различать особенности видов искусства;
 выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении,
участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в
художественно-творческой деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
 принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкальноэстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера,
музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
 самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о
концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая
их с художественно-эстетической точки зрения.
Содержание учебного предмета
Музыка моего края.
Наш край сегодня.
Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при
наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония,
консерватория.
Народное музыкальное творчество России.
На рубежах культур.
Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические
экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора.
Европейская классическая музыка.
Музыкальный образ.
Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения.
Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф.
Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг основных
образов, характерных интонаций, жанров).
Музыкальная драматургия.
Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального
развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального
произведения.
Музыкальный стиль.
Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических
приемов, музыкального языка. (На примере творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А.
Шенберга и других композиторов).
Русская классическая музыка.
Русский балет.
Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С.
Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета.
Дягилевские сезоны.
Русская музыка – взгляд в будущее.
Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина,
электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и других
композиторов).
Духовная музыка.
Религиозные темы и образы в современной музыке.
4

Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы
в
творчестве
композиторов
XX–XXI
веков.
Религиозная
тематика
в
контексте современной культуры.
Жанры музыкального искусства.
Симфоническая музыка.
Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Циклические формы и жанры.
Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста.
Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма, контраст основных тем,
разработочный принцип развития.
Связь музыки с другими видами искусства.
Музыка кино и телевидения.
Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры
фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере
произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке и др.).
Музыка народов мира.
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки.
Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран
Азии, уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в
жизни людей.
Народная музыка Американского континента.
Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова).
Смешение интонаций и ритмов различного происхождения.
Современная музыка: основные жанры и направления.
Музыка цифрового мира.
Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус
(безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях
цифровой среды.
Тематическое планирование
№
Наименование раздела /темы
Количество
Количество
Реализация
п\п
часов по
часов по
программы
образовател
рабочей
воспитания
ьной
программе
1. Музыка моего края.
3
3
2. Народное музыкальное творчество
3
3
России.
3. Европейская классическая музыка.
7
7
4. Русская классическая музыка.
6
6
5. Духовная музыка.
2
2
6. Жанры музыкального искусства.
4
4
1
7. Связь музыки с другими видами
3
3
1
искусства.
8. Музыка народов мира.
3
3
1
9. Современная музыка: основные жанры
3
3
и направления.
Итого
34
34
3

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».