Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Московская область Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева «31» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» (базовый уровень) 8 А, Б, В, Г, Д класс (34 часа, 1час в неделю) Составитель: Кудряшова Светлана Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2023 г. 1 Рабочая программа по музыке для 8 класса разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Музыка», входящей в состав образовательной программы МОУ «СОШ №31». Программа соответствует планируемым результатам духовно – нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31». По образовательной программе школы на изучение музыки на базовом уровне отводится 34 часа (1 час неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ «СОШ №31» на 2023 – 2024 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: Ученик научится: понимать социальные функции музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; осмыслить взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно – нравственное становление личности; понимать жизненное содержание народной, религиозной классической и современной музыки, выявлять ассоциативные связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участвовать в исследовательских проектах; использовать полученные на уроках музыки способов музыкально – художественного освоения мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования. Ученик получит возможность научиться: музыкально - эстетическим чувствам, проявляющихся в эмоциональноценностном, заинтересованном отношении к музыке; художественным умениям и навыкам в процессе продуктивной музыкальнотворческой деятельности; определённому уровеню развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; навыкам самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкальноучебной деятельности; сотрудничеству в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач. Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Метапредметные результаты: Познавательные: Ученик научится: представлению о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; усвоению словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности; применять полученные знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, 2 анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Ученик получит возможность научиться: навыкам реализации собственных творческих замыслов, умения подготовки своего выступления и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; потребности в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области. Регулятивные: Ученик научится: владеть умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира; планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно – исследовательской деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино; осмысливать и обобщать учебные действия, критическое отношение к качеству восприятия и размышления о музыке, музицировании, о других видах искусства, корректировать недостатки собственной художественно – музыкальной деятельности; оценивать воздействие музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально – творческой деятельности(индивидуальной и коллективной). Ученик получит возможность научиться: умению ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах; действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. Коммуникативные: Ученик научится: передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствовать учебные действия самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициировать взаимодействия в группе, коллективе; знакомиться с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов; самооценке и интерпретации собственных - коммукативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов. Ученик получит возможность научиться: умения совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи; создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников. Предметные результаты: Ученик научится: 3 наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой; понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. Ученик получит возможность научиться: принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкальноэстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения. Содержание учебного предмета Музыка моего края. Наш край сегодня. Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория. Народное музыкальное творчество России. На рубежах культур. Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора. Европейская классическая музыка. Музыкальный образ. Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Музыкальная драматургия. Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения. Музыкальный стиль. Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приемов, музыкального языка. (На примере творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга и других композиторов). Русская классическая музыка. Русский балет. Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны. Русская музыка – взгляд в будущее. Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов). Духовная музыка. Религиозные темы и образы в современной музыке. 4 Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков. Религиозная тематика в контексте современной культуры. Жанры музыкального искусства. Симфоническая музыка. Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония. Циклические формы и жанры. Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития. Связь музыки с другими видами искусства. Музыка кино и телевидения. Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке и др.). Музыка народов мира. Музыкальный фольклор народов Азии и Африки. Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей. Народная музыка Американского континента. Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения. Современная музыка: основные жанры и направления. Музыка цифрового мира. Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды. Тематическое планирование № Наименование раздела /темы Количество Количество Реализация п\п часов по часов по программы образовател рабочей воспитания ьной программе 1. Музыка моего края. 3 3 2. Народное музыкальное творчество 3 3 России. 3. Европейская классическая музыка. 7 7 4. Русская классическая музыка. 6 6 5. Духовная музыка. 2 2 6. Жанры музыкального искусства. 4 4 1 7. Связь музыки с другими видами 3 3 1 искусства. 8. Музыка народов мира. 3 3 1 9. Современная музыка: основные жанры 3 3 и направления. Итого 34 34 3 5