Муниципальное общеобразовательное учреждение Г. о. Подольск Московская область МОУ СОШ №31 УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Общество и цивилизации» 11 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составитель: Каргина Татьяна Федоровна учитель высшей квалификационной категории 2023 г. Рабочая программа элективного курса «Общество и цивилизации» для 11 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основных образовательных программ среднего общего образования МОУ СОШ № 31 с опорой на методические пособия: 1. Шатилов А.Б., Юдельсон А.В. –«Человек-общество-мир», - М., 2017 2. Романовский В.К.– «Российская цивилизация», М, 2019 3. Певцова Е.А. "Обществознание", книга для учителя, "Русское слово", 2016 Курс предназначен для изучения в 11 классах и рассчитан на 34 часа из расчета 1час в неделю. В рабочей программе курса реализуется программа воспитания МОУ СОШ №31. Обучающиеся приобретают опыт проведения научных исследований, опыт проектной деятельности Методы работы с учащимися: 1. Исследовательский. 2. Эвристический. 3. Объяснительно-иллюстративный. Основные виды учебной работы: 1. Индивидуальный. 2. Фронтальный. 3. Групповой. 4. Коллективный. Формы организации учебных занятий: 1. Проблемные лекции. 2. Анализ источников. 3. Деловые, ролевые, сюжетные игры. 4. Презентации. 5. Уроки-дискуссии. 6. Семинары. 7. Урок – виртуальная экскурсия. 8. Логические цепочки. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: Обучающийся научится: - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; - строить собственное целостное мировоззрение на основе изученных фактов; - признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения; - приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям; - самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих; - учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью; - оценивать поведение и жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; - осознавать потребность к самообразованию, в том числе, самостоятельной деятельности вне школы; Обучающийся получит возможность научиться: - убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального поведения; - выбирать стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок; - использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. - сознательному и ответственному поведению: поведению личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе жизнедеятельности; - готовности и способности к образованию и самообразованию во взрослой жизни; - осознанию необходимости поддержания гражданского мира и своей ответственности за судьбу страны. Метапредметные результаты: Метапредметными результатами изучения курса «Общество и цивилизации» является формирование универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; - сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - выдвигать версии решения проблемы; - определять последовательность промежуточных целей c учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий; - уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; Обучающийся получит возможность научиться: - основам самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. - самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Познавательные результаты: Обучающийся научится: - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; - устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; - создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; - составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); - преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); - вычитывать все уровни текстовой информации; - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала, осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; - определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; - осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, схемы); - ориентироваться в различных источниках информациифинансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Обучающийся получит возможность научиться: - применять методы информационного поиска, в том числе c помощью компьютерных средств. - проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, библиотеках и музеях. - использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - добывать недостающую информацию c помощью вопросов; - самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; - в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). - определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; - отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству c соучениками, коллективной работе. Обучающийся получит возможность научиться: - правильно общаться, выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника; - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, теории; - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Предметные результаты: Обучающийся научится: -понимать культуру как целостность, которая "больше суммы ее частей"; -рефлексировать свою погруженность в мир родной для него культуры и осознать личную зависимость от принадлежности к субкультурам; - разбираться в многообразии культур и жизненных стилей современных обществ, уйти от давления этнических предрассудков; - создавать условия для формирования у школьников непредубежденного понимания смысла поведения и особенностей культур народов, представители которых не похожи на них; - осознавать механизмы собственного поведения в их зависимости от условий жизни в своем обществе. Обучающийся получит возможность научиться: - методам развития кругозора в различных сферах общественной жизни и формирования познавательного интереса к изучению общественных дисциплин; - владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия); - выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в финансовой практике; - давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; - сознательно выполнять основные социальные роли в пределах своей дееспособности; - анализу и интерпретации информации из различных источников. Содержание элективного курса Введение. (1 ч.) Загадка III тысячелетия- когда же оно началось (в 2000г., 2001г., 11 сентября 2002г.)? Условность и реальность исторического времени. Урок диалога двух культур. Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса». (16 ч.) Перспективы цивилизации: уточнения понятия «цивилизация», история вопроса, точки зрения. Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях: диалог цивилизаций, конфликт и противостояние цивилизаций, типы межцивилизационных проблем: две «империи зла», Север-Юг. Попытки выработки цивилизационных универсалий: право «сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими, «право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности. Нарастание цивилизационных кризисов: глобальная Африка, демографический кризис и дряхление западной цивилизации; экологические кризисы. Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на нее: активизация национального и религиозного факторов, «принуждение к миру» (США); ориентация на собственные силы (Китай); российский ответ (традиции, государственность, коллективизм). Основные тенденции цивилизационного развития: принципиальная возможность сохранения цивилизации; международный терроризм; поиск координированных усилий (сотрудничество в космосе и т.п.); перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации. Главные загадки и тайны III тысячелетия. Проект «Глобальные проблемы человечества». Раздел 2. «Проблема прав человека в 21 веке». (17 ч.) Критика России за нарушение прав человека- причины разногласий между Востоком и Западом. Из истории возникновения права, прав человека. Обновляемая Россия: на пути к конституционному строю. Конституционные основы правового положения граждан России. Кризис международной правовой системы, сложившейся в 20 веке. Механизм правового регулирования общественных отношений. Международные юридические гарантии прав и свобод личности. Социальные катаклизмы 20 века и нарушение естественных прав человека. История вопроса: права человека в культурных проектах 20 века. Права человека в исторической ретроспективе. Развитие демократических институтов, традиций, парламентских форм правления в европейских государствах и их значение для реализации прав и свобод граждан 19-20 веках. Проблема прав человека в Российской империи. Права человека и их природа. Естественные права человека. Конституционные права человека. Права человека языком юридических документов: «Всеобщая декларация прав человека». Права человека в документах международного права. Защита международным правом детства. Права человека и правовая культура. Правовой нигилизм. Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях. Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности. Особенности молодежной, подростковой, политической и правовой субкультур. Гуманитарное право 20 века (право войны и мира; права человека). Международные преступления против прав человека. Международные юридические гарантии прав и свобод личности. Общее и особенное (универсальное и национально-специфическое в реализации прав человека). Понятие механизма реализации прав и свобод личности. Национальные гарантии прав и свобод личности. Национальные органы защиты прав и свобод личности. Международные органы защиты прав и свобод личности. Искусство как авторское творчество Актуальные вопросы современности: почему растет актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале 20 века? Современное состояние феминистского движения в мире, в России. Защита гражданином своих прав и свобод. Проблемы знания и образования в области прав человека. Формирование компетентностного подхода в образовании обучающихся-одна из главных задач школы, государства. Мы-граждане России! «Типология культуры в истории гуманитарной мысли». Тематическое планирование элективного курса № п/п Наименование раздела 1. 2. Введение. Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса». Урок диалога двух культур. Раздел 2. «Проблемы прав человека в 21 веке». Искусство как авторское творчество. «Типология культуры в истории гуманитарной мысли». Итого 3 Количество Количество Реализация часов часов по программы по ООП рабочей воспитания программе 1 1 1 16 16 1 17 17 2 34 34 3