Электив Общество и цивилизации 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Г. о. Подольск Московская область
МОУ СОШ №31
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Общество и цивилизации» 11 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Каргина Татьяна Федоровна
учитель высшей квалификационной категории

2023 г.

Рабочая программа элективного курса «Общество и цивилизации» для 11 класса разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
основных образовательных программ среднего общего образования МОУ СОШ № 31 с опорой на
методические пособия:
1. Шатилов А.Б., Юдельсон А.В. –«Человек-общество-мир», - М., 2017
2. Романовский В.К.– «Российская цивилизация», М, 2019
3. Певцова Е.А. "Обществознание", книга для учителя, "Русское слово", 2016
Курс предназначен для изучения в 11 классах и рассчитан на 34 часа из расчета 1час в неделю.
В рабочей программе курса реализуется программа воспитания МОУ СОШ №31. Обучающиеся
приобретают опыт проведения научных исследований, опыт проектной деятельности
Методы работы с учащимися:
1. Исследовательский.
2. Эвристический.
3. Объяснительно-иллюстративный.
Основные виды учебной работы:
1. Индивидуальный.
2. Фронтальный.
3. Групповой.
4. Коллективный.
Формы организации учебных занятий:
1. Проблемные лекции.
2. Анализ источников.
3. Деловые, ролевые, сюжетные игры.
4. Презентации.
5. Уроки-дискуссии.
6. Семинары.
7. Урок – виртуальная экскурсия.
8. Логические цепочки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки;
- строить собственное целостное мировоззрение на основе изученных фактов;
- признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их
изменения;
- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
- самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни
и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;
- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые
угрожают безопасности и здоровью;
- оценивать поведение и жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья;
- осознавать потребность к самообразованию, в том числе, самостоятельной деятельности вне
школы;
Обучающийся получит возможность научиться:
- убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального поведения;
- выбирать стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок;
- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
- сознательному и ответственному поведению: поведению личности, уважающей закон,
осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе жизнедеятельности;

- готовности и способности к образованию и самообразованию во взрослой жизни;
- осознанию необходимости поддержания гражданского мира и своей ответственности за судьбу
страны.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Общество и цивилизации» является
формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- выдвигать версии решения проблемы;
- определять последовательность промежуточных целей c учетом конечного результата,
составлять план последовательности действий.
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- основам самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности.
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Познавательные результаты:
Обучающийся научится:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение
понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала, осуществлять
логическую операцию установления родовидовых отношений, обобщать понятия – осуществлять
логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, схемы);
- ориентироваться в различных источниках информациифинансового характера, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять методы информационного поиска, в том числе c помощью компьютерных средств.
- проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной
литературе, библиотеках и музеях.
- использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
- добывать недостающую информацию c помощью вопросов;
- самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
- отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству c
соучениками, коллективной работе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- правильно общаться, выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, теории;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-понимать культуру как целостность, которая "больше суммы ее частей";
-рефлексировать свою погруженность в мир родной для него культуры и осознать личную
зависимость от принадлежности к субкультурам;
- разбираться в многообразии культур и жизненных стилей современных обществ, уйти от
давления этнических предрассудков;
- создавать условия для формирования у школьников непредубежденного понимания смысла
поведения и особенностей культур народов, представители которых не похожи на них;
- осознавать механизмы собственного поведения в их зависимости от условий жизни в своем
обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- методам развития кругозора в различных сферах общественной жизни и формирования
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;
- владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в финансовой практике;
- давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
- сознательно выполнять основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
- анализу и интерпретации информации из различных источников.

Содержание элективного курса
Введение. (1 ч.)
Загадка III тысячелетия- когда же оно началось (в 2000г., 2001г., 11 сентября 2002г.)? Условность
и реальность исторического времени. Урок диалога двух культур.
Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса». (16 ч.)
Перспективы цивилизации: уточнения понятия «цивилизация», история вопроса, точки зрения.
Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания.
Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях: диалог цивилизаций,
конфликт и противостояние цивилизаций, типы межцивилизационных проблем: две «империи зла»,
Север-Юг.
Попытки выработки цивилизационных универсалий: право «сильных» объявлять свои ценности
общечеловеческими, «право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности.
Нарастание цивилизационных кризисов: глобальная Африка, демографический кризис и дряхление
западной цивилизации; экологические кризисы.
Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на нее: активизация национального и
религиозного факторов, «принуждение к миру» (США); ориентация на собственные силы (Китай);
российский ответ (традиции, государственность, коллективизм).
Основные тенденции цивилизационного развития: принципиальная возможность сохранения
цивилизации; международный терроризм; поиск координированных усилий (сотрудничество в
космосе и т.п.); перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации. Главные
загадки и тайны III тысячелетия. Проект «Глобальные проблемы человечества».
Раздел 2. «Проблема прав человека в 21 веке». (17 ч.)
Критика России за нарушение прав человека- причины разногласий между Востоком и Западом.
Из истории возникновения права, прав человека. Обновляемая Россия: на пути к конституционному
строю. Конституционные основы правового положения граждан России.
Кризис международной правовой системы, сложившейся в 20 веке. Механизм правового
регулирования общественных отношений. Международные юридические гарантии прав и свобод
личности. Социальные катаклизмы 20 века и нарушение естественных прав человека. История
вопроса: права человека в культурных проектах 20 века. Права человека в исторической
ретроспективе. Развитие демократических институтов, традиций, парламентских форм правления в
европейских государствах и их значение для реализации прав и свобод граждан 19-20 веках.
Проблема прав человека в Российской империи. Права человека и их природа. Естественные права
человека. Конституционные права человека.
Права человека языком юридических документов: «Всеобщая декларация прав человека». Права
человека в документах международного права. Защита международным правом детства.
Права человека и правовая культура. Правовой нигилизм. Пути и средства формирования
политической и правовой культуры в современных условиях. Место и роль семьи, школы,
самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности.
Особенности молодежной, подростковой, политической и правовой субкультур.
Гуманитарное право 20 века (право войны и мира; права человека). Международные преступления
против прав человека. Международные юридические гарантии прав и свобод личности.
Общее и особенное (универсальное и национально-специфическое в реализации прав человека).
Понятие механизма реализации прав и свобод личности. Национальные гарантии прав и свобод
личности. Национальные органы защиты прав и свобод личности. Международные органы защиты
прав и свобод личности. Искусство как авторское творчество
Актуальные вопросы современности: почему растет актуальность прав женщин, детей, а не
актуальность политических прав, как в начале 20 века? Современное состояние феминистского
движения в мире, в России. Защита гражданином своих прав и свобод.
Проблемы знания и образования в области прав человека. Формирование компетентностного
подхода в образовании обучающихся-одна из главных задач школы, государства.
Мы-граждане России! «Типология культуры в истории гуманитарной мысли».

Тематическое планирование элективного курса
№
п/п

Наименование раздела

1.
2.

Введение.
Раздел 1. «Современное состояние цивилизации
и цивилизационного процесса». Урок диалога
двух культур.
Раздел 2. «Проблемы прав человека в 21 веке».
Искусство как авторское
творчество. «Типология культуры в истории
гуманитарной мысли».
Итого

3

Количество Количество Реализация
часов
часов по
программы
по ООП
рабочей
воспитания
программе
1
1
1
16
16
1

17

17

2

34

34

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».