Русский язык(профиль) 11класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык» (углубленный уровень)
11 А класс
(102 часа, 3 час в неделю)

Составитель: Петрова Елена Алексеевна
(учитель высшей квалификационной категории)

2023 г

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса разработана на основе рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык», входящей в состав образовательной
программы МОУ «СОШ №31». Программа соответствует требованиям к результатам
освоения ОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также планируемым результатам
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в рабочей программе воспитания.
По образовательной программе школы на изучение русского языка на углубленном
уровне отводится 102 часа (3 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным
графиком МОУ «СОШ №31»» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена
на 102 часа (3 часа в неделю).
Предусмотрено выполнение контрольных работ-3, Р.р.-6.
Форма промежуточной аттестации – контрольная работа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
1) осознавать русский языка как духовный. Нравственную и культурную ценность
народа; приобщаться к ценностям национальной и мировой культуры;
2) совершенствовать коммуникативные способности; готовность к практическому
использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении;
сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном
мире;
3) развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной
деятельности, использовать русский язык для самореализации, самовыражения в
различных областях человеческой деятельности;
4) готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательному отношению к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5) удовлетворять познавательные интересы в области гуманитарных наук;
6) сформировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уверенности его великом будущем;
7) сформировать гражданскую позицию учащегося как сознательного, активного и
ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок,
осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические
и
демократические ценности.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
2) сформированности основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебно-

исследовательской, проектной, коммуникативной и др.;
3) сформированности навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) сформированности нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения
общечеловеческих нравственных ценностей;
5) делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного
содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Обучающийся научится:
1. формулировать проблему,
2.выдвигать аргументы,
3.строить логическую цепь рассуждения,
4.находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из
различных источников; определять основную и второстепенную информацию,
осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной
цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
2. умение
перерабатывать,
систематизировать
информацию
и
предъявлять ее разными способами.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
1.ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать
последовательность действий и при необходимости изменять ее;
2.осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию .
Обучающийся получит возможность научиться:
1. классифицировать языковые явления и факты;
2. различать формы поиска информации и разные способы передачи ее.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
1. владеть всеми видами речевой деятельности,
2. строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и
взрослыми;
3. адекватно воспринимать устную и письменную речь.
Обучающийся получит возможность научиться:
1.точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по
поставленной проблеме;
2.соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и
правила русского речевого этикета.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
1) формировать представления
гуманитарного знания;

о

лингвистике

как

части

общечеловеческого

2) формировать редставления о языке как многофункциональной развивающейся
системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владеть знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владеть умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также
языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) формировать умения лингвистического анализа текстов разной функциональностилевой и жанровой принадлежности.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
2) проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема,
основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи
предложений, строение текста);
3) владеть различными приемами редактирования текста;
4) понимать
и использовать
понятийный аппарат
современного
литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных
произведений;
5) владеть навыками комплексного филологического анализа художественного
текста, в том числе новинок современной литературы;
6) объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и
других народов.

Содержание учебного предмета
1. Основные сведения о языке и речи (1 ч)
2. Язык и культура (5 ч)
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая
(повторение).
Кумулятивная (культуроносная) функция как способность языка накапливать и
передавать опыт поколений, служить хранилищем человеческого опыта, культурноисторической информации.
Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором
сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство
дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство
формирования личности Беседа «Любовь к языку воспитывает любовь к родине?»
3. Функциональная стилистика (45 часов)
- Функциональные разновидности русского языка
Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает исторически
сложившуюся в русском языке систему функциональных разновидностей литературного
языка в их взаимном соотношении и взаимодействии
Современное учение о функциональных разновидностях языка.
Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили
(официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы
(повторение изученного).
Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и
стилистический тип высказываний, имеющих общие признаки: соответствие
определённой коммуникативной цели, завершённость, связь с конкретной сферой
общения.
- Разговорная речь
Сфера применения разговорной речи: разговорно-бытовая.
Основная функция разговорной речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями,
мнениями. Дискуссия на тему: «Важно ли говорить правильно?»
Основные разновидности разговорной речи: разговорно-официальный и разговорнобытовой подвиды.
Основные признаки разговорной речи: непринуждённость, непосредственность,
неподготовленность;
эмоциональность,
экспрессивность;
прерывистость
и
непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль
интонации, мимики и жестов при устном общении.
Языковые средства разговорной речи: лексические (разговорная и просторечная
лексика, фразеологизмы; лексика с эмоционально-экспрессивной окраской, слова с
суффиксами субъективной оценки; активность слов конкретного значения и пассивность
слов с отвлечённо-обобщённым значением и др.), морфологические (грамматические
формы с разговорной и просторечной окраской; преобладание глагола над
существительным; частотность местоимений, междометий, частиц; пассивность
отглагольных существительных, причастий и деепричастий), синтаксические (активность
неполных, побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, обращений,
вводных слов разных групп; преобладание простых предложений; ослабленность
синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы вставками; повторы;
использование инверсии, особая роль интонации).

Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка,
СМС-сообщение, дружеское письмо, дневниковые записи и др.
- Официально-деловой стиль
Сфера применения: административно-правовая.
Основные функции официально-делового стиля: сообщение информации, имеющей
практическое значение, в виде указаний, инструкций. Основные
разновидности
(подстили)
официально-делового
стиля:
законодательный,
дипломатический,
административно-канцелярский.
Основные
особенности
официально-делового
стиля:
императивность
(предписывающе-долженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая
разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность,
бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств.
Основные особенности официально-делового стиля: императивность (предписывающедолженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая разночтений;
соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность;
сжатость, компактность, экономное использование языковых средств.
Основные жанры официально-делового стиля: законодательный подстиль:
постановление, закон, указ; гражданские, уголовные и другие акты государственного
значения; дипломатический подстиль: международный договор, соглашение, конвенция,
меморандум, дипломатическая нота, коммюнике; административно-канцелярский
подстиль: устав, договор, приказ, письменное распоряжение, расписка, заявление,
справка, доверенность, автобиография, характеристика, официальное объявление,
постановление, отчёт, благодарственное письмо, инструкция, резолюция, указание,
доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение; различные
виды юридической документации: исковое заявление, протокол допроса, обвинительное
заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др.
- Научный стиль речи
Сфера применения: научная. Основные фукции научного стиля: сообщение научной
информации, её объяснение с представлением системы научной аргументации. Основные
разновидности (подстили) научного стиля: собственно - научный, научноинформативный, научно-справочный, научно-учебный, научно-популярный.
Основные особенности научного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения,
подчёркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность,
объективность изложения, безóбразность речи; стилистическая однородность,
упорядоченный характер.
Языковые средства научного стиля: лексические (абстрактная лексика, научные
термины, сочетания терминологического характера, речевые клише, отглагольные
существительные со значением действия, слова, указывающие на связь и
последовательность мыслей; отсутствие образности, экспрессивно-эмоциональной
лексики), морфологические (преобладание имени над глаголом, частотность
существительных со значением признака, действия, состояния; частотность форм
родительного падежа, употребление единственного числа в значении множественного,
частотность имён числительных), синтаксические (преобладание простых осложнённых и
сложноподчинённых предложений; использование пассивных, неопределённо-личных,
безличных конструкций, вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и
деепричастных оборотов).

Термины и их употребление в текстах научного стиля речи. Терминологические
словари.
- Публицистический стиль речи
Сфера применения: общественно-политическая.
Основные функции публицистического стиля: сообщение информации, воздействие
на слушателей и читателей.
Основные
разновидности (подстили) публицистического стиля: газетнопублицистический, радио- и тележурналистский, ораторский, рекламный. Основные
особенности публицистического стиля: логичность, образность, эмоциональность,
оценочность, призывность; чередование эк Основные жанры публицистического стиля:
газетно-публицистический подстиль: информационные: заметка, информационная статья,
репортаж, интервью, отчёт; аналитические: беседа, проблемная статья, корреспонденция,
рецензия, отзыв, обзор; художественно-публицистические: очерк, эссе, фельетон,
памфлет; радио-, тележурналистский подстиль: и Сфера применения: художественная
(произведения художественной литературы).
- Язык художественной литературы
Основная функция языка художественной литературы: воздействие на чувства и мысли
читателей, слушателей. Основные разновидности языка художественной литературы:
лирика, эпос,драма.
Основные особенности языка художественной литературы: художественная
образность;
эмоциональность,
экспрессивность,
индивидуализированность;
подчинённость использования языковых средств образной мысли, художественному
замыслу писателя, эстетическому воздействию на читателей.
«Любовь к языку
воспитывает любовь к родной природе?»
Языковые средства языка художественной литературы: лексические (неприятие
шаблонных слов и выражений, широкое использование лексики в переносном значении,
фразеологизмов, разнообразных тропов и фигур речи; намеренное столкновение
разностилевой лексики), морфологические (экспрессивное употребление разнообразных
морфологических средств), синтаксические (использование всего арсенала имеющихся
в языке синтаксических средств, широкое использование разнообразных стилистических
фигур). Дискуссия на тему: «Важно ли трудовое воспитание для школьника?»
Стартовая контрольная работа №1, контрольная работа №2
4. Культура речи (31ч)
- Культура речи как раздел лингвистики
Культура речи
как раздел
лингвистики, в котором изучаются нормы русского
литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а
также нормы построения речевого высказывания (устного и письменного) в рамках
определённой функциональной разновидности языка и в соответствии с речевой
ситуацией общения.
Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной
формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой
ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации;
соблюдение в процессе общения речевых правил поведения.
-Языковой компонент культуры речи

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила
использования языковых средств в речи. Норма как образец единообразного,
общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
**Языковые нормы как явление историческое. **Изменение литературных норм,
обусловленное развитием языка.
-Коммуникативный компонент культуры речи
Коммуникативный компонент культуры речи как требование
выбора и употребления
языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения.
Необходимость владения
функциональными разновидностями языка, а также умение
ориентироваться на условия общения – важное требование культуры речи.
- Этический компонент культуры речи
Этический компонент культуры речи как применение правил поведения, связанных с
речевым выражением нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие
разговор на «повышенных тонах» в процессе общения.
5. Повторение в конце учебного года (6 ч) Сообщение о малой родине.
6. Повторение и обобщение изученного в 5 – 9 классах, подготовка к ЕГЭ
(14 ч + в течение всего года).
Контрольное сочинение по прочитанному тексту. Беседа «Способы выражения
гражданской позиции»

№
п/п
1
2
3

№
п/п

1

2

3

4
5

6

Тематическое планирование
Тема
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о
языке
Речь. Речевое общение
Культура речи
Итого:

Количество
часов
89
9
4
102

Тематическое планирование учебного предмета
Название раздела
Количество Количество Количе Развит
часов
по часов
ство
ие речи
образовате по рабочей контро
льной
программе льных
программе
работ
Язык. Общие сведения о языке.
Основные разделы науки о
1
языке
Основные сведения о языке и
речи
Язык. Общие сведения о языке.
Основные разделы науки о
5
языке
Язык и культура
Язык. Общие сведения о языке. 45
Основные разделы науки о
языке
Функциональная стилистика
Культура речи

31

Язык. Общие сведения о языке. 6
Основные разделы науки о
языке
Повторение в конце учебного
года
Язык. Общие сведения о языке. 14
Основные разделы науки о
языке
Повторение
и
обобщение
изученного в 5 – 9 классах,
подготовка к ЕГЭ
Итого
102

Реализ
ация
програ
ммы
воспит
ания

1

-

5

-

-

1

45

2

2

3

31

-

2

6

-

-

1

14

1

2

1

102

3

6

6

Согласовано
Заседание ШМО
протокол № 1
«30» августа 2023 г

Согласовано
зам. директора по УВР
Я.С. Якушева
«31» августа 2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».