Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Московская область УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» (углубленный уровень) 11 А класс (102 часа, 3 час в неделю) Составитель: Петрова Елена Алексеевна (учитель высшей квалификационной категории) 2023 г Рабочая программа по русскому языку для 11 класса разработана на основе рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», входящей в состав образовательной программы МОУ «СОШ №31». Программа соответствует требованиям к результатам освоения ОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания. По образовательной программе школы на изучение русского языка на углубленном уровне отводится 102 часа (3 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ «СОШ №31»» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю). Предусмотрено выполнение контрольных работ-3, Р.р.-6. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: Обучающийся научится: 1) осознавать русский языка как духовный. Нравственную и культурную ценность народа; приобщаться к ценностям национальной и мировой культуры; 2) совершенствовать коммуникативные способности; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире; 3) развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности, использовать русский язык для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; 4) готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательному отношению к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 5) удовлетворять познавательные интересы в области гуманитарных наук; 6) сформировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности его великом будущем; 7) сформировать гражданскую позицию учащегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. Обучающийся получит возможность научиться: 1) сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 2) сформированности основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебно- исследовательской, проектной, коммуникативной и др.; 3) сформированности навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 4) сформированности нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей; 5) делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Метапредметные результаты: Познавательные: Обучающийся научится: 1. формулировать проблему, 2.выдвигать аргументы, 3.строить логическую цепь рассуждения, 4.находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис. Обучающийся получит возможность научиться: 1. осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 2. умение перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами. Регулятивные: Обучающийся научится: 1.ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; 2.осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию . Обучающийся получит возможность научиться: 1. классифицировать языковые явления и факты; 2. различать формы поиска информации и разные способы передачи ее. Коммуникативные: Обучающийся научится: 1. владеть всеми видами речевой деятельности, 2. строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; 3. адекватно воспринимать устную и письменную речь. Обучающийся получит возможность научиться: 1.точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; 2.соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета. Предметные результаты: Обучающийся научится: 1) формировать представления гуманитарного знания; о лингвистике как части общечеловеческого 2) формировать редставления о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка; 3) владеть знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; 4) владеть умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; 5) формировать умения лингвистического анализа текстов разной функциональностилевой и жанровой принадлежности. Обучающийся получит возможность научиться: 1) оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 2) проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста); 3) владеть различными приемами редактирования текста; 4) понимать и использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; 5) владеть навыками комплексного филологического анализа художественного текста, в том числе новинок современной литературы; 6) объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов. Содержание учебного предмета 1. Основные сведения о языке и речи (1 ч) 2. Язык и культура (5 ч) Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая (повторение). Кумулятивная (культуроносная) функция как способность языка накапливать и передавать опыт поколений, служить хранилищем человеческого опыта, культурноисторической информации. Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности Беседа «Любовь к языку воспитывает любовь к родине?» 3. Функциональная стилистика (45 часов) - Функциональные разновидности русского языка Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает исторически сложившуюся в русском языке систему функциональных разновидностей литературного языка в их взаимном соотношении и взаимодействии Современное учение о функциональных разновидностях языка. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы (повторение изученного). Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний, имеющих общие признаки: соответствие определённой коммуникативной цели, завершённость, связь с конкретной сферой общения. - Разговорная речь Сфера применения разговорной речи: разговорно-бытовая. Основная функция разговорной речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями, мнениями. Дискуссия на тему: «Важно ли говорить правильно?» Основные разновидности разговорной речи: разговорно-официальный и разговорнобытовой подвиды. Основные признаки разговорной речи: непринуждённость, непосредственность, неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость и непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль интонации, мимики и жестов при устном общении. Языковые средства разговорной речи: лексические (разговорная и просторечная лексика, фразеологизмы; лексика с эмоционально-экспрессивной окраской, слова с суффиксами субъективной оценки; активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлечённо-обобщённым значением и др.), морфологические (грамматические формы с разговорной и просторечной окраской; преобладание глагола над существительным; частотность местоимений, междометий, частиц; пассивность отглагольных существительных, причастий и деепричастий), синтаксические (активность неполных, побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, обращений, вводных слов разных групп; преобладание простых предложений; ослабленность синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы вставками; повторы; использование инверсии, особая роль интонации). Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, СМС-сообщение, дружеское письмо, дневниковые записи и др. - Официально-деловой стиль Сфера применения: административно-правовая. Основные функции официально-делового стиля: сообщение информации, имеющей практическое значение, в виде указаний, инструкций. Основные разновидности (подстили) официально-делового стиля: законодательный, дипломатический, административно-канцелярский. Основные особенности официально-делового стиля: императивность (предписывающе-долженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств. Основные особенности официально-делового стиля: императивность (предписывающедолженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств. Основные жанры официально-делового стиля: законодательный подстиль: постановление, закон, указ; гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; дипломатический подстиль: международный договор, соглашение, конвенция, меморандум, дипломатическая нота, коммюнике; административно-канцелярский подстиль: устав, договор, приказ, письменное распоряжение, расписка, заявление, справка, доверенность, автобиография, характеристика, официальное объявление, постановление, отчёт, благодарственное письмо, инструкция, резолюция, указание, доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение; различные виды юридической документации: исковое заявление, протокол допроса, обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др. - Научный стиль речи Сфера применения: научная. Основные фукции научного стиля: сообщение научной информации, её объяснение с представлением системы научной аргументации. Основные разновидности (подстили) научного стиля: собственно - научный, научноинформативный, научно-справочный, научно-учебный, научно-популярный. Основные особенности научного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения, подчёркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безóбразность речи; стилистическая однородность, упорядоченный характер. Языковые средства научного стиля: лексические (абстрактная лексика, научные термины, сочетания терминологического характера, речевые клише, отглагольные существительные со значением действия, слова, указывающие на связь и последовательность мыслей; отсутствие образности, экспрессивно-эмоциональной лексики), морфологические (преобладание имени над глаголом, частотность существительных со значением признака, действия, состояния; частотность форм родительного падежа, употребление единственного числа в значении множественного, частотность имён числительных), синтаксические (преобладание простых осложнённых и сложноподчинённых предложений; использование пассивных, неопределённо-личных, безличных конструкций, вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов). Термины и их употребление в текстах научного стиля речи. Терминологические словари. - Публицистический стиль речи Сфера применения: общественно-политическая. Основные функции публицистического стиля: сообщение информации, воздействие на слушателей и читателей. Основные разновидности (подстили) публицистического стиля: газетнопублицистический, радио- и тележурналистский, ораторский, рекламный. Основные особенности публицистического стиля: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность; чередование эк Основные жанры публицистического стиля: газетно-публицистический подстиль: информационные: заметка, информационная статья, репортаж, интервью, отчёт; аналитические: беседа, проблемная статья, корреспонденция, рецензия, отзыв, обзор; художественно-публицистические: очерк, эссе, фельетон, памфлет; радио-, тележурналистский подстиль: и Сфера применения: художественная (произведения художественной литературы). - Язык художественной литературы Основная функция языка художественной литературы: воздействие на чувства и мысли читателей, слушателей. Основные разновидности языка художественной литературы: лирика, эпос,драма. Основные особенности языка художественной литературы: художественная образность; эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; подчинённость использования языковых средств образной мысли, художественному замыслу писателя, эстетическому воздействию на читателей. «Любовь к языку воспитывает любовь к родной природе?» Языковые средства языка художественной литературы: лексические (неприятие шаблонных слов и выражений, широкое использование лексики в переносном значении, фразеологизмов, разнообразных тропов и фигур речи; намеренное столкновение разностилевой лексики), морфологические (экспрессивное употребление разнообразных морфологических средств), синтаксические (использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств, широкое использование разнообразных стилистических фигур). Дискуссия на тему: «Важно ли трудовое воспитание для школьника?» Стартовая контрольная работа №1, контрольная работа №2 4. Культура речи (31ч) - Культура речи как раздел лингвистики Культура речи как раздел лингвистики, в котором изучаются нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а также нормы построения речевого высказывания (устного и письменного) в рамках определённой функциональной разновидности языка и в соответствии с речевой ситуацией общения. Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации; соблюдение в процессе общения речевых правил поведения. -Языковой компонент культуры речи Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила использования языковых средств в речи. Норма как образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). **Языковые нормы как явление историческое. **Изменение литературных норм, обусловленное развитием языка. -Коммуникативный компонент культуры речи Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. Необходимость владения функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на условия общения – важное требование культуры речи. - Этический компонент культуры речи Этический компонент культуры речи как применение правил поведения, связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие разговор на «повышенных тонах» в процессе общения. 5. Повторение в конце учебного года (6 ч) Сообщение о малой родине. 6. Повторение и обобщение изученного в 5 – 9 классах, подготовка к ЕГЭ (14 ч + в течение всего года). Контрольное сочинение по прочитанному тексту. Беседа «Способы выражения гражданской позиции» № п/п 1 2 3 № п/п 1 2 3 4 5 6 Тематическое планирование Тема Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Речь. Речевое общение Культура речи Итого: Количество часов 89 9 4 102 Тематическое планирование учебного предмета Название раздела Количество Количество Количе Развит часов по часов ство ие речи образовате по рабочей контро льной программе льных программе работ Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о 1 языке Основные сведения о языке и речи Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о 5 языке Язык и культура Язык. Общие сведения о языке. 45 Основные разделы науки о языке Функциональная стилистика Культура речи 31 Язык. Общие сведения о языке. 6 Основные разделы науки о языке Повторение в конце учебного года Язык. Общие сведения о языке. 14 Основные разделы науки о языке Повторение и обобщение изученного в 5 – 9 классах, подготовка к ЕГЭ Итого 102 Реализ ация програ ммы воспит ания 1 - 5 - - 1 45 2 2 3 31 - 2 6 - - 1 14 1 2 1 102 3 6 6 Согласовано Заседание ШМО протокол № 1 «30» августа 2023 г Согласовано зам. директора по УВР Я.С. Якушева «31» августа 2023 г.