Обществознание 9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание» (базовый уровень)
9 А, Б, В, Г, Д класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составители: Каргина Татьяна Федоровна
учитель высшей квалификационной категории,
Денисюк Любовь Павловна
учитель первой квалификационной категории,
Макеева Татьяна Александровна
учитель без квалификационной категории

2023 г

Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) для 9 класса составлена на
основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Обществознание»
входящей в состав образовательной программы МОУ СОШ №31. Программа соответствует
планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31». По
образовательной программе школы на изучение обществознания на базовом уровне
отводится 34 часов (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком
МОУ СОШ№31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 34 часов (1
час в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
- умениям получать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию из
различных источников, преобразовывать ее и использовать для решения учебных задач, а
также для анализа и оценки жизненных ситуаций;
- умениям решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
-- признанию равноправия народов, единства разнообразных культур;
- осознанию необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей
ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями; широкая мотивационная основе учебной деятельности, включая социальные,
учебнопознавательные и внешние мотивы;
- этическим чувствам – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимания чувства других людей и сопереживания им;
- мотивации к творческому труду, работа на результат;
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика».
Обучающийся получит возможность научиться:
- гражданской активной жизненной позиции, основанной на идеях патриотизма, гордости
за достижения своей страны в различных областях жизни, уважение к традициям и
культуре общества; активному участию в процессах инновационных преобразований и
модернизации нашей страны;
- получит систему знаний в различных видах деятельности людей, об обществе и его
сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых человеку и
гражданину для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей;
- основам ряда общественных наук, элементы научной методологии для успешного
продолжения образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки в
высшей школе, деятельности людей в различных сферах;
- широкой мотивационной основе учебной деятельности, включая социальные,
учебнопознавательные и внешние мотивы;

- этическим чувствам стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимания чувства других людей и сопереживания им;
- мотивация к творческому труду, работа на результат;
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей.
Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной
грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные
ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Обучающийся научится:
- самостоятельному поиску социальной информации по заданной теме из различных ее
носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
- знанию и умению в практической деятельности и повседневной жизни;
- умению сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результатов;
- объяснять роль социальных институтов в жизни общества;
- иллюстрировать фактами социальной жизни теоретического положения о многообразии
путей и форм общественного развития, о критериях и противоречивости общественного
прогресса;
-осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение
к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии с традициями народов России. Обучающийся получит
возможность научиться:
- сравнивать различные точки зрения, теоретические подходы;
- определять собственную позицию по спорной и актуальной проблеме;
- умению объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- конкретизировать примерами факты социальной жизни, функции общества и его
подсистем, взаимосвязь подсистем общества.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
-анализу реальных социальных ситуаций, адекватных способов деятельности и модели
поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- различным видам публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- объяснять специфику социального в человеке;
- описывать и конкретизировать факторы социализации, типы мировоззрения;
- сравнивать формы познания, виды человеческих знаний, критерии истины, процессы
познания природы и общества;
- обосновывать и конкретизировать примерами взаимосвязь и взаимовлияние экономики,
политики, культуры, социальной структуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
- умению выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике;
- использовать элементы причинно – следственного анализа;
- исследовать несложные реальные связи и зависимости;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценке объектов;
- поиску и извлечению нужной информации по заданной теме и адаптированных
источниках различного типа;
- переводу информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
- подкреплению изученных положений конкретными примерами.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- базовому понятийному аппарату социальных наук;
- умению выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие
связи социальных объектов и процессов;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
- извлекать информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных
явлений и обществоведческими
терминами и понятиями. Обучающийся получит
возможность научиться:
- способам познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых
для участия в жизни гражданского общества и государства;
-выявлять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных
институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и
элементов общества);
- определять теоретические положения и понятия социально-экономических и
гуманитарных наук;
-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- правильно извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых,
научнопопулярных, публицистических и др.) знания;
- оценивать влияние экономики на развитие различных сфер жизни общества.
Предметные результаты:

Обучающийся научится:
- умению подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной
проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе
решения
- умению использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: - успешного выполнения типичных социальных ролей;
сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
-владеть знаниями о социальной структуре общества, критериях социальной
стратификации; формах и факторах социальной мобильности в современном обществе, о
семье как социальном институте, возрастании роли семейных ценностей; направлениях
социальной политики в Российской Федерации, в том числе в области поддержки семьи; о
структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной
политики Российской Федерации; конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти; о праве как социальном регуляторе, системе права и
законодательстве Российской Федерации, системе прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
Обучающийся получит возможность научиться:
- получит опыт применения знаний и умений в различных областях общественной жизни,
механизмах и регуляторах деятельности людей;
- анализу информации, получаемой в межличностном общении и в массовой
коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования
собранной социальной информации;
- правильно принимать решения практических жизненных проблем, возникающих в
социальной деятельности;
- правильно ориентироваться в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
- уметь предвидеть возможных последствий определенных социальных действий;
Содержание учебного предмета
Человек в политическом измерении
Политика и политическая власть. Государство — политическая организация
общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика — основные формы правления.
Унитарное и федеративное государственно- территориальное устройство.
Политический режим и его виды
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское
общество. Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии, их
роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации.
Гражданин и государство
Основы конституционного строя Российской Федерации. Применение
интерактивных форм работы.
Россия — демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления. Россия — социальное государство. Основные

направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия —
светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в
Российской Федерации. Президент — глава государства Российская Федерация.
Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской
Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской
Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты
Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения,
автономная область, автономный округ.
Человек в системе социальных отношений
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли.
Ролевой набор подростка. Социализация личности. Роль семьи в социализации личности.
Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия — многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге
культур.
Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их
разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и
личная значимость здорового образа жизни. Привлечение внимания учащихся к
ценностному аспекту информации.
Человек в современном изменяющемся мире
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и
последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их
решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь — активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода
и спорт. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества.
Активизация познавательной деятельности по темам курса.

Тематическое планирование учебного предмета
№
п/п

Наименование раздела

Количество
часов по
образовательной
программе
Раздел 1. Человек в политическом измерении (7 ч)

Количество
часов по
рабочей
программе

Реализация
программы
воспитания

Политика и политическая
власть
1.2
Участие граждан в политике
1.3
Защита проектов, итоговое
повторение по теме: «Человек в
политическом измерении».
Раздел 2. Гражданин и государство (9 ч)
1.1

3

3

-

3
1

3
1

-

Основы конституционного
2
строя Российской Федерации.
2.3
Высшие органы
2
государственной власти в
Российской Федерации.
2.4
Государственно2
территориальное устройство
Российской Федерации.
2.5
Конституция Российской
2
Федерации о правовом статусе
человека и гражданина.
Защита проектов, итоговое
2.6
1
повторение по теме:
«Гражданин и государство».
Применение интерактивных
форм работы.
Раздел 3. Человек в системе социальных отношений (12 ч)

2

-

2

-

2

-

2

-

1

1

Социальные общности и
2
группы.
3.2
Статусы и роли. Социализация
4
личности. Семья и её функции.
3.3
Этносы
и
нации
в
3
современном
обществе.
Социальная
политика
Российского государства (3 ч)
3.4
Отклоняющееся поведение и
2
здоровый образ жизни.
3.5
Защита проектов, итоговое
1
повторение по теме: «Человек
в
системе
социальных
отношений».
Привлечение
внимания
учащихся
к
ценностному
аспекту
информации.
Раздел 4. Человек в современном изменяющемся мире (6 ч)

2

-

4

-

2.2

3.1

4.1

Человек в современном
изменяющемся мире

5

3

-

2

-

1

1

5

-

Тематический контроль по
темам:
«Человек
в
современном
меняющемся
мире»,
«Социальная
сфера
общества».
Активизация
познавательной
деятельности по темам
курса.
ИТОГО:

4.2

1

1

1

34

34

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».