Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Московская область Утверждаю: Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» (базовый уровень) 9 А, Б, В, Г, Д класс (34 часа, 1 час в неделю) Составители: Каргина Татьяна Федоровна учитель высшей квалификационной категории, Денисюк Любовь Павловна учитель первой квалификационной категории, Макеева Татьяна Александровна учитель без квалификационной категории 2023 г Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) для 9 класса составлена на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Обществознание» входящей в состав образовательной программы МОУ СОШ №31. Программа соответствует планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31». По образовательной программе школы на изучение обществознания на базовом уровне отводится 34 часов (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ№31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 34 часов (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: Обучающийся научится: - умениям получать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для решения учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций; - умениям решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; -- признанию равноправия народов, единства разнообразных культур; - осознанию необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями; широкая мотивационная основе учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; - этическим чувствам – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимания чувства других людей и сопереживания им; - мотивации к творческому труду, работа на результат; - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». Обучающийся получит возможность научиться: - гражданской активной жизненной позиции, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения своей страны в различных областях жизни, уважение к традициям и культуре общества; активному участию в процессах инновационных преобразований и модернизации нашей страны; - получит систему знаний в различных видах деятельности людей, об обществе и его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых человеку и гражданину для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей; - основам ряда общественных наук, элементы научной методологии для успешного продолжения образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки в высшей школе, деятельности людей в различных сферах; - широкой мотивационной основе учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; - этическим чувствам стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимания чувства других людей и сопереживания им; - мотивация к творческому труду, работа на результат; - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Метапредметные результаты: Познавательные: Обучающийся научится: - самостоятельному поиску социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); - знанию и умению в практической деятельности и повседневной жизни; - умению сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результатов; - объяснять роль социальных институтов в жизни общества; - иллюстрировать фактами социальной жизни теоретического положения о многообразии путей и форм общественного развития, о критериях и противоречивости общественного прогресса; -осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. Обучающийся получит возможность научиться: - сравнивать различные точки зрения, теоретические подходы; - определять собственную позицию по спорной и актуальной проблеме; - умению объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; - конкретизировать примерами факты социальной жизни, функции общества и его подсистем, взаимосвязь подсистем общества. Регулятивные: Обучающийся научится: -анализу реальных социальных ситуаций, адекватных способов деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; - различным видам публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога; - объяснять специфику социального в человеке; - описывать и конкретизировать факторы социализации, типы мировоззрения; - сравнивать формы познания, виды человеческих знаний, критерии истины, процессы познания природы и общества; - обосновывать и конкретизировать примерами взаимосвязь и взаимовлияние экономики, политики, культуры, социальной структуры. Обучающийся получит возможность научиться: - умению выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике; - использовать элементы причинно – следственного анализа; - исследовать несложные реальные связи и зависимости; - определять сущностные характеристики изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценке объектов; - поиску и извлечению нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа; - переводу информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; - подкреплению изученных положений конкретными примерами. Коммуникативные: Обучающийся научится: - определять возможные роли в совместной деятельности; - базовому понятийному аппарату социальных наук; - умению выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - извлекать информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Обучающийся получит возможность научиться: - способам познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; -выявлять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); - определять теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; -осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); - правильно извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания; - оценивать влияние экономики на развитие различных сфер жизни общества. Предметные результаты: Обучающийся научится: - умению подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения - умению использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; -владеть знаниями о социальной структуре общества, критериях социальной стратификации; формах и факторах социальной мобильности в современном обществе, о семье как социальном институте, возрастании роли семейных ценностей; направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе в области поддержки семьи; о структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти; о праве как социальном регуляторе, системе права и законодательстве Российской Федерации, системе прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации; Обучающийся получит возможность научиться: - получит опыт применения знаний и умений в различных областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; - анализу информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; - правильно принимать решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; - правильно ориентироваться в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; - уметь предвидеть возможных последствий определенных социальных действий; Содержание учебного предмета Человек в политическом измерении Политика и политическая власть. Государство — политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика. Форма государства. Монархия и республика — основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно- территориальное устройство. Политический режим и его виды Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации. Гражданин и государство Основы конституционного строя Российской Федерации. Применение интерактивных форм работы. Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия — социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия — светское государство. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент — глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации. Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Человек в системе социальных отношений Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социализация личности. Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи. Этнос и нация. Россия — многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур. Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту информации. Человек в современном изменяющемся мире Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения. Молодёжь — активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера. Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества. Активизация познавательной деятельности по темам курса. Тематическое планирование учебного предмета № п/п Наименование раздела Количество часов по образовательной программе Раздел 1. Человек в политическом измерении (7 ч) Количество часов по рабочей программе Реализация программы воспитания Политика и политическая власть 1.2 Участие граждан в политике 1.3 Защита проектов, итоговое повторение по теме: «Человек в политическом измерении». Раздел 2. Гражданин и государство (9 ч) 1.1 3 3 - 3 1 3 1 - Основы конституционного 2 строя Российской Федерации. 2.3 Высшие органы 2 государственной власти в Российской Федерации. 2.4 Государственно2 территориальное устройство Российской Федерации. 2.5 Конституция Российской 2 Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Защита проектов, итоговое 2.6 1 повторение по теме: «Гражданин и государство». Применение интерактивных форм работы. Раздел 3. Человек в системе социальных отношений (12 ч) 2 - 2 - 2 - 2 - 1 1 Социальные общности и 2 группы. 3.2 Статусы и роли. Социализация 4 личности. Семья и её функции. 3.3 Этносы и нации в 3 современном обществе. Социальная политика Российского государства (3 ч) 3.4 Отклоняющееся поведение и 2 здоровый образ жизни. 3.5 Защита проектов, итоговое 1 повторение по теме: «Человек в системе социальных отношений». Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту информации. Раздел 4. Человек в современном изменяющемся мире (6 ч) 2 - 4 - 2.2 3.1 4.1 Человек в современном изменяющемся мире 5 3 - 2 - 1 1 5 - Тематический контроль по темам: «Человек в современном меняющемся мире», «Социальная сфера общества». Активизация познавательной деятельности по темам курса. ИТОГО: 4.2 1 1 1 34 34 3