История 9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История» (базовый уровень)
9 А, Б, В, Г,Д класс
(68 часов, 2 часа в неделю)

Составитель:
Каргина Татьяна Федоровна
учитель высшей квалификационной категории,
Денисюк Любовь Павловна
учитель первой квалификационной категории,
Макеева Татьяна Александровна
учитель без квалификационной категории

2023 г

Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 9 класса разработана на основе
федеральной рабочей программы по учебному предмету «История», входящей в состав
образовательной программы МОУ СОШ №31. Программа соответствует планируемым
результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31».
По образовательной программе школы на изучение истории на базовом уровне
отводится 85 часов (2,5 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком
МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 85 часов (2,5
часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные
результаты:
У обучающегося будут сформированы:
-гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные, национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоению гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав
и свобод человека;
- пониманию культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность;
-целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- уважение к творцам …науки и техники;
-готовность и способность обучающихся вести диалог со сверстниками, другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
-строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и
справедливости.
У обучающегося могут быть сформированы:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями
и идеалами гражданского общества;
- готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской
народности;

- следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
-установки на безопасный, здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни.
Рабочая
программа обеспечивает
возможность формирования
функциональной грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и
проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных,
метапредметных и универсальных способов деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Обучающийся научится:
- главным, существенным признаком понятий;
- умению устанавливать причинно-следственные связи;
- критериям для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- приемам сравнения объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
- умению классифицировать информацию по заданным признакам;
- способам решения проблемных задач;
- правильному отбору информации в учебных и справочных пособиях, словарях; проведению анализа текста учебника и нетекстовых компонентов, создание текстов
разных типов;
Обучающийся получит возможность научиться:
- правилам нахождения в тексте требуемую информацию (в соответствие с целями своей
деятельности);
-умению ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
- четкому установлению взаимосвязи описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- умению определять назначение и функции различных социальных институтов;
- необходимым поисковым ключевым словам и запросам;
- владению навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения;
- соотношению полученных результатов поиска со своей деятельностью.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- постановке учебных задач (самостоятельно и под руководством учителя);

- умению планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством
учителя);
- работе в соответствии с поставленной учебной задачей;
- умению работать в соответствии с предложенным планом;
- сравнению полученных результатов с ожидаемыми;
- основам самоконтроля и самооценки;
- осознанному выбору в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся получит
возможность научиться:
-умению использовать справочную литературу, ИКТ;
-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действий в новом учебном материале.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- навыки участия в совместной деятельности, организации сотрудничества;
- оценка работы одноклассников;
- правильно высказывать в дискуссии суждения, подтверждая их фактами; - уважительное
и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению. Обучающийся
получит возможность научиться:
- правильно общаться, выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника; принятию позиции собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение,
доказательства (аргументы), факты, гипотезы, теории;
- позитивному отношению в процессе учебной и познавательной деятельности;
- учебному сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и сверстниками; умению работать индивидуально в группе: находить общие решения и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-понятийному аппарату исторического знания и приемы исторического анализа для
раскрытия сущности, и значения событий, явлений прошлого и современности;
-умению изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
-расширению опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-умению применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей страны и мира;
-умению сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один
исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических
процессов, протекающих в различные хронологические периоды. Обучающийся получит
возможность научиться:
-умению владеть различными видами публичных выступлений;
-навыкам выполнения познавательных и практических заданий, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в социальной практике;
-умению реконструировать и интерпретировать прошлое России на основе источников,
владению умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного
анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России.

Содержание учебного предмета
Всеобщая история. История нового времени. XIX — начало ХХ в.
Введение. Европа в начале XIX в. Провозглашение империи Наполеона I во Франции.
Реформы. Законодательство. Наполеоновские войны. Поход армии Наполеона в Россию и
крушение. Венский конгресс. Создание Священного союза.
Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: экономика, социальные
отношения, политические
процессы.
Промышленный
переворот.
Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий.
Политическое развитие европейских стран в 1815—1840-е гг. Франция: Реставрация,
Июльская монархия, Вторая республика. Великобритания: борьба за парламентскую
реформу. Освобождение Греции. Европейские революции 1830 г. и 1848—1849 гг.
Возникновение и распространение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки в середине ХIХ — начале ХХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху. «Мастерская мира». Британская колониальная
империя; доминионы.
Франция. Империя Наполеона III: внутренняя и внешняя политика. Активизация
колониальной экспансии. Франко-германская война 1870—1871 гг. Парижская коммуна.
Италия. К. Кавур, Дж. Гарибальди. Образование единого государства. Король Виктор
Эммануил II.
Германия. Движение за объединение германских государств. О. Бисмарк.
Северогерманский союз. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй
половине XIX — начале XX в. Габсбургская империя: экономическое и политическое
развитие, положение народов, национальные движения. Провозглашение дуалистической
Австро-Венгерской монархии (1867). Русско-турецкая война 1877—1878 гг., ее итоги.
Соединенные Штаты Америки. Север и Юг: экономика, социальные отношения,
политическая жизнь. Гражданская война (1861—1865): причины, участники, итоги. А.
Линкольн. Восстановление Юга. Промышленный рост в конце XIX в.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце XIX —
начале ХХ в.

Завершение промышленного переворота. Вторая промышленная революция.
Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в
промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из
Старого в Новый Свет. Политика метрополий в латиноамериканских владениях.
Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. Ф. Д. Туссен-Лувертюр,
С. Боливар. Мексиканская революция 1910—1917 гг.: участники, итоги, значение. Страны
Азии в ХIХ — начале ХХ в.
Япония. Внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава. «Открытие Японии».
Реставрация Мэйдзи. Введение конституции. Модернизация в экономике и социальных
отношениях. Переход к политике завоеваний.
Китай. Империя Цин. «Опиумные войны». Восстание тайпинов. «Открытие» Китая.
Революция 1911—1913 гг. Сунь Ятсен.
Османская империя. Политика Танзимата. Принятие конституции. Младотурецкая
революция 1908—1909 гг.Революция 1905—1911 г. в Иране.
Индия. Восстание сипаев (1857—1859). Объявление Индии владением британской
короны. Создание Индийского национального конгресса. Б. Тилак, М.К. Ганди.
Народы Африки в ХIХ — начале ХХ в. Завершение колониального раздела мира.
Англобурская война.
Развитие культуры в XIX — начале ХХ в. Научные открытия и технические изобретения
в XIX — начале ХХ в. Революция в физике. Достижения естествознания и медицины.
Развитие философии, психологии и социологии. Распространение образования.
Художественная культура XIX — начала ХХ в. Эволюция стилей в литературе, живописи:
классицизм, романтизм, реализм. Импрессионизм. Модернизм. Смена стилей в
архитектуре. Музыкальное и театральное искусство. Рождение кинематографа. Деятели
культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX — начале XX в.
Венская система международных отношений. Восточный вопрос. Первая Гаагская мирная
конференция (1899). Международные конфликты и войны в конце XIX — начале ХХ в.
Историческое и культурное наследие XIX в. Опыт изучения, защиты и восстановление
культурного наследия человека.
История России. Российская империя в XIX — начале XX в.
Александровская эпоха: государственный либерализм. Проекты либеральных реформ
Александра I. Негласный комитет. Реформы государственного управления. М. М.
Сперанский.
Внешняя политика России. Война России с Францией 1805— 1807 гг. Тильзитский мир.
Война со Швецией 1808—1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и
Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. — важнейшее событие российской
и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание
роли России в европейской политике после победы над Наполеоном и Венского конгресса.
Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Тайные организации: Союз спасения,
Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825
г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. Реформаторские и
консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика.
Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления,

политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании.
Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П. Д. Киселева 1837—1841 гг.
Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование
профессиональной бюрократии.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и революции в
Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы. Крымская война. Героическая
оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Промышленный
переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и
Петербург: спор двух столиц. Городское самоуправление.
Общественная жизнь в 1830—1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов.
Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение
социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А. И. Герцен.
Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную
мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Национальные корни
отечественной культуры и западные влияния.
Золотой век русской литературы.
Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие
науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность
Русского географического общества. Российская культура как часть европейской культуры.
Народы России в первой половине XIX в.
Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные
конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Польское восстание
1830—1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Социальная и правовая модернизация страны при Александре II.
Реформы 1860—1870-х гг. — движение к правовому государству и гражданскому
обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская
и городская реформы. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные
реформы. Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны.
Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Россия на Дальнем Востоке. Россия в 1880—1890-х гг.
«Народное самодержавие» Александра III. Идеология самобытного развития России.
Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Независимость
суда. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Форсированное
развитие промышленности. Финансовая политика. Упрочение статуса великой державы.
Сельское хозяйство и промышленность. Общинное землевладение и крестьянское
хозяйство. Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и
социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его
особенности в России. Опыт социального самовыражения и самореализации.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Культура и быт народов
России во второй половине XIX в. Технический прогресс и перемены в повседневной
жизни. Развитие транспорта, связи. Появление массовой печати. Народная, элитарная и
массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление
национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения

российской науки.
градостроительство.

Литература,

живопись,

музыка,

театр.

Архитектура

и

Этнокультурный облик империи. Правовое положение различных этносов и конфессий.
Национальные движения народов России. Укрепление автономии Финляндии. Польское
восстание 1863 г. Прибалтика. Еврейский вопрос. Поволжье. Северный Кавказ и Закавказье.
Север, Сибирь, Дальний Восток. Средняя Азия. Миссии Русской православной церкви и
ее знаменитые миссионеры. Формирование гражданского общества и основные
направления общественных движений. Общественная жизнь в 1860—1890-х гг. Рост
общественной самодеятельности. Феномен интеллигенции. Общественные организации.
Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской
общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности
в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское
движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Большое
общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел»
и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование
социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение
рабочего класса». I съезд РСДРП.
Россия на пороге ХХ в.
На пороге нового века. Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география
экономики. Урбанизация и облик городов. Отечественный и иностранный капитал, его роль
в индустриализации страны. Россия — мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.
Демография, социальная стратификация. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика
и борьба за права. Средние городские слои. Помещики и крестьяне.
Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии.
Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия
в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русскояпонская
война 1904— 1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905—1907 гг. Николай II и его окружение. Деятельность
В. К. Плеве на посту министра внутренних дел. «Союз освобождения». Предпосылки
Первой российской революции. Деятельность профессиональных революционеров.
Политический терроризм. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих,
крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. Всероссийская октябрьская
политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной
системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Советы и профсоюзы.
Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных
выступлений в 1906— 1907 гг. Использование дополнительной информации по теме –
работа в группах.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную
думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II
Государственной думы: итоги и уроки.
Работа с картой на интерактивной доске по теме
Общество и власть после революции. П. А. Столыпин: программа системных реформ,
масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных
противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр.

Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия
в преддверии мировой катастрофы.
«Серебряный век» российской культуры. Литература начала XX в. Живопись.
«Мир
искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство.
Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным
обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук.
Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую
культуру.
Наш край в XIX — начале ХХ в. Защита проектов.

Тематическое планирование учебного предмета
№
п/п

Наименование раздела

Количество
часов по
образовательной
программе

Количество
часов по
рабочей
программе

Реализация
программы
воспитания

Раздел 1. Всеобщая история. История Нового времени. XIX-начало XXв.в. (23ч)
1.1 Введение.
1
1
1.2
1.3

Европа в начале XIX в.
Развитие
индустриального
общества в первой половине XIX
в.:
экономика, социальные
отношения, политические
процессы.

1.4

Политическое

1.5

1.6

1.7
1.8
1.9

2
2

2
2

-

развитие 2
Европейских стран в 1815-1840
г.г.
Страны Европы и Северной
6
Америки в
середине ХIХ —
начале ХХ в.
Страны Латинской
2
Америки в XIX —
начале ХХ в.

2

-

6

-

2

-

Страны Азии в ХIХ —начале ХХ
в. (3 ч)
Народы Африки в ХIХ —начале
ХХ в.

3

3

-

1

1

-

Развитие культуры в XIX -начале
ХХ в.
(2 ч)

2

2

-

1.10 Международные отношения в
XIX -начале XX в.

1

1

-

1.11 Обобщение.
Интеллектуальная 1
игра по теме: «Международные
отношения в 19-начале 20 в.».
Опыт изучения, защиты и
восстановление
культурного
наследия человека.

1

1

Раздел 2. История России. Российская империя в XIX — начале XX в. (45 ч)
2.1 Введение.
1
1
2.2 Александровская
эпоха: 7
7
государственный либерализм.
2.3

Николаевское самодержавие:
государственный консерватизм.

5

5

1

2.4

Культурное пространство
3
империи в первой половине XIX в.
Урок диалога двух культур.

3

1

2.5

Народы России в первой
половине XIX в.

2

2

-

2.6

Социальная и правовая
модернизация страны при
Александре II

6

6

-

2.7

Россия в 1880—
1890-х гг.
Культурное пространство
Империи во второй половине
XIX в.

4

4

-

3

3

-

2
2

2
2

-

9

1

Диалог по теме-обсуждение
проблем. Опыт социального
самовыражения
и
самореализации.

2.8

2.9 Этнокультурный облик империи.
2.10 Формирование гражданского
общества основные

Направления общественных
движений.
в. 9
2.11 Россия на пороге XX
Использование дополнительной
информации по теме –работа в
группах.

2.12 Обобщение. Деловая
игра
1
1
1
по курсу: «История
России».
Раздел 3. Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» (17 ч)

Введение.
1
Российская революция 1917-1922 4
г.г
Великая Отечественная война 5
1941-1945 г.г. Работа с картой на
интерактивной доске по теме.

1
4

-

5

1

3.4

Распад СССР. Становление новой

2

2

-

3.5

России (1992-1999 г.г.)
Возрождение страны с 2000-х г.г. 3
Воссоединение Крыма с Россией.

3

-

3.1
3.2
3.3

3.6

Итоговое
повторение.
Защита проектов.

2

2

1

ИТОГО:

85

85

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».