Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Московская область Утверждаю: Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История» (базовый уровень) 9 А, Б, В, Г,Д класс (68 часов, 2 часа в неделю) Составитель: Каргина Татьяна Федоровна учитель высшей квалификационной категории, Денисюк Любовь Павловна учитель первой квалификационной категории, Макеева Татьяна Александровна учитель без квалификационной категории 2023 г Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 9 класса разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «История», входящей в состав образовательной программы МОУ СОШ №31. Программа соответствует планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31». По образовательной программе школы на изучение истории на базовом уровне отводится 85 часов (2,5 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 85 часов (2,5 часа в неделю). Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: -гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные, национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; -осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоению гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; - пониманию культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; -целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; - уважение к творцам …науки и техники; -готовность и способность обучающихся вести диалог со сверстниками, другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости. У обучающегося могут быть сформированы: - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности; - следование этическим нормам и правилам ведения диалога; -выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач; -компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; -установки на безопасный, здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; -осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Метапредметные результаты: Познавательные: Обучающийся научится: - главным, существенным признаком понятий; - умению устанавливать причинно-следственные связи; - критериям для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; - приемам сравнения объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; - умению классифицировать информацию по заданным признакам; - способам решения проблемных задач; - правильному отбору информации в учебных и справочных пособиях, словарях; проведению анализа текста учебника и нетекстовых компонентов, создание текстов разных типов; Обучающийся получит возможность научиться: - правилам нахождения в тексте требуемую информацию (в соответствие с целями своей деятельности); -умению ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; - четкому установлению взаимосвязи описанных в тексте событий, явлений, процессов; - резюмировать главную идею текста; - умению определять назначение и функции различных социальных институтов; - необходимым поисковым ключевым словам и запросам; - владению навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; - соотношению полученных результатов поиска со своей деятельностью. Регулятивные: Обучающийся научится: - постановке учебных задач (самостоятельно и под руководством учителя); - умению планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя); - работе в соответствии с поставленной учебной задачей; - умению работать в соответствии с предложенным планом; - сравнению полученных результатов с ожидаемыми; - основам самоконтроля и самооценки; - осознанному выбору в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: -умению использовать справочную литературу, ИКТ; -самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале. Коммуникативные: Обучающийся научится: - навыки участия в совместной деятельности, организации сотрудничества; - оценка работы одноклассников; - правильно высказывать в дискуссии суждения, подтверждая их фактами; - уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению. Обучающийся получит возможность научиться: - правильно общаться, выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника; принятию позиции собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательства (аргументы), факты, гипотезы, теории; - позитивному отношению в процессе учебной и познавательной деятельности; - учебному сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и сверстниками; умению работать индивидуально в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Предметные результаты: Обучающийся научится: -понятийному аппарату исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности, и значения событий, явлений прошлого и современности; -умению изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; -расширению опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; -умению применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; -умению сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекающих в различные хронологические периоды. Обучающийся получит возможность научиться: -умению владеть различными видами публичных выступлений; -навыкам выполнения познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в социальной практике; -умению реконструировать и интерпретировать прошлое России на основе источников, владению умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России. Содержание учебного предмета Всеобщая история. История нового времени. XIX — начало ХХ в. Введение. Европа в начале XIX в. Провозглашение империи Наполеона I во Франции. Реформы. Законодательство. Наполеоновские войны. Поход армии Наполеона в Россию и крушение. Венский конгресс. Создание Священного союза. Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политические процессы. Промышленный переворот. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий. Политическое развитие европейских стран в 1815—1840-е гг. Франция: Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика. Великобритания: борьба за парламентскую реформу. Освобождение Греции. Европейские революции 1830 г. и 1848—1849 гг. Возникновение и распространение марксизма. Страны Европы и Северной Америки в середине ХIХ — начале ХХ в. Великобритания в Викторианскую эпоху. «Мастерская мира». Британская колониальная империя; доминионы. Франция. Империя Наполеона III: внутренняя и внешняя политика. Активизация колониальной экспансии. Франко-германская война 1870—1871 гг. Парижская коммуна. Италия. К. Кавур, Дж. Гарибальди. Образование единого государства. Король Виктор Эммануил II. Германия. Движение за объединение германских государств. О. Бисмарк. Северогерманский союз. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX — начале XX в. Габсбургская империя: экономическое и политическое развитие, положение народов, национальные движения. Провозглашение дуалистической Австро-Венгерской монархии (1867). Русско-турецкая война 1877—1878 гг., ее итоги. Соединенные Штаты Америки. Север и Юг: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Гражданская война (1861—1865): причины, участники, итоги. А. Линкольн. Восстановление Юга. Промышленный рост в конце XIX в. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце XIX — начале ХХ в. Завершение промышленного переворота. Вторая промышленная революция. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Политика метрополий в латиноамериканских владениях. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. Ф. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Мексиканская революция 1910—1917 гг.: участники, итоги, значение. Страны Азии в ХIХ — начале ХХ в. Япония. Внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава. «Открытие Японии». Реставрация Мэйдзи. Введение конституции. Модернизация в экономике и социальных отношениях. Переход к политике завоеваний. Китай. Империя Цин. «Опиумные войны». Восстание тайпинов. «Открытие» Китая. Революция 1911—1913 гг. Сунь Ятсен. Османская империя. Политика Танзимата. Принятие конституции. Младотурецкая революция 1908—1909 гг.Революция 1905—1911 г. в Иране. Индия. Восстание сипаев (1857—1859). Объявление Индии владением британской короны. Создание Индийского национального конгресса. Б. Тилак, М.К. Ганди. Народы Африки в ХIХ — начале ХХ в. Завершение колониального раздела мира. Англобурская война. Развитие культуры в XIX — начале ХХ в. Научные открытия и технические изобретения в XIX — начале ХХ в. Революция в физике. Достижения естествознания и медицины. Развитие философии, психологии и социологии. Распространение образования. Художественная культура XIX — начала ХХ в. Эволюция стилей в литературе, живописи: классицизм, романтизм, реализм. Импрессионизм. Модернизм. Смена стилей в архитектуре. Музыкальное и театральное искусство. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество. Международные отношения в XIX — начале XX в. Венская система международных отношений. Восточный вопрос. Первая Гаагская мирная конференция (1899). Международные конфликты и войны в конце XIX — начале ХХ в. Историческое и культурное наследие XIX в. Опыт изучения, защиты и восстановление культурного наследия человека. История России. Российская империя в XIX — начале XX в. Александровская эпоха: государственный либерализм. Проекты либеральных реформ Александра I. Негласный комитет. Реформы государственного управления. М. М. Сперанский. Внешняя политика России. Война России с Францией 1805— 1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1808—1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. — важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России в европейской политике после победы над Наполеоном и Венского конгресса. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П. Д. Киселева 1837—1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г. Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Городское самоуправление. Общественная жизнь в 1830—1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А. И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Российская культура как часть европейской культуры. Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Польское восстание 1830—1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля. Социальная и правовая модернизация страны при Александре II. Реформы 1860—1870-х гг. — движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Россия в 1880—1890-х гг. «Народное самодержавие» Александра III. Идеология самобытного развития России. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Независимость суда. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Упрочение статуса великой державы. Сельское хозяйство и промышленность. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Опыт социального самовыражения и самореализации. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Появление массовой печати. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. градостроительство. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и Этнокультурный облик империи. Правовое положение различных этносов и конфессий. Национальные движения народов России. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Прибалтика. Еврейский вопрос. Поволжье. Северный Кавказ и Закавказье. Север, Сибирь, Дальний Восток. Средняя Азия. Миссии Русской православной церкви и ее знаменитые миссионеры. Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений. Общественная жизнь в 1860—1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП. Россия на пороге ХХ в. На пороге нового века. Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия — мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос. Демография, социальная стратификация. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русскояпонская война 1904— 1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение. Первая российская революция 1905—1907 гг. Николай II и его окружение. Деятельность В. К. Плеве на посту министра внутренних дел. «Союз освобождения». Предпосылки Первой российской революции. Деятельность профессиональных революционеров. Политический терроризм. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906— 1907 гг. Использование дополнительной информации по теме – работа в группах. Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки. Работа с картой на интерактивной доске по теме Общество и власть после революции. П. А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы. «Серебряный век» российской культуры. Литература начала XX в. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру. Наш край в XIX — начале ХХ в. Защита проектов. Тематическое планирование учебного предмета № п/п Наименование раздела Количество часов по образовательной программе Количество часов по рабочей программе Реализация программы воспитания Раздел 1. Всеобщая история. История Нового времени. XIX-начало XXв.в. (23ч) 1.1 Введение. 1 1 1.2 1.3 Европа в начале XIX в. Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политические процессы. 1.4 Политическое 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 2 2 2 2 - развитие 2 Европейских стран в 1815-1840 г.г. Страны Европы и Северной 6 Америки в середине ХIХ — начале ХХ в. Страны Латинской 2 Америки в XIX — начале ХХ в. 2 - 6 - 2 - Страны Азии в ХIХ —начале ХХ в. (3 ч) Народы Африки в ХIХ —начале ХХ в. 3 3 - 1 1 - Развитие культуры в XIX -начале ХХ в. (2 ч) 2 2 - 1.10 Международные отношения в XIX -начале XX в. 1 1 - 1.11 Обобщение. Интеллектуальная 1 игра по теме: «Международные отношения в 19-начале 20 в.». Опыт изучения, защиты и восстановление культурного наследия человека. 1 1 Раздел 2. История России. Российская империя в XIX — начале XX в. (45 ч) 2.1 Введение. 1 1 2.2 Александровская эпоха: 7 7 государственный либерализм. 2.3 Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. 5 5 1 2.4 Культурное пространство 3 империи в первой половине XIX в. Урок диалога двух культур. 3 1 2.5 Народы России в первой половине XIX в. 2 2 - 2.6 Социальная и правовая модернизация страны при Александре II 6 6 - 2.7 Россия в 1880— 1890-х гг. Культурное пространство Империи во второй половине XIX в. 4 4 - 3 3 - 2 2 2 2 - 9 1 Диалог по теме-обсуждение проблем. Опыт социального самовыражения и самореализации. 2.8 2.9 Этнокультурный облик империи. 2.10 Формирование гражданского общества основные Направления общественных движений. в. 9 2.11 Россия на пороге XX Использование дополнительной информации по теме –работа в группах. 2.12 Обобщение. Деловая игра 1 1 1 по курсу: «История России». Раздел 3. Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» (17 ч) Введение. 1 Российская революция 1917-1922 4 г.г Великая Отечественная война 5 1941-1945 г.г. Работа с картой на интерактивной доске по теме. 1 4 - 5 1 3.4 Распад СССР. Становление новой 2 2 - 3.5 России (1992-1999 г.г.) Возрождение страны с 2000-х г.г. 3 Воссоединение Крыма с Россией. 3 - 3.1 3.2 3.3 3.6 Итоговое повторение. Защита проектов. 2 2 1 ИТОГО: 85 85 7