История 5 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Г. о. Подольск Московская область
МОУ СОШ №31

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
Т.Ф.Каргина

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
Я.С.Якушева

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Т.В. Беляева

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №157/23 от «31»

от "30" августа 2023 г.

от "30" августа 2023 г.

августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«История»
5 А, Б, В, Г, Д класс
(68 часов, 2 часа в неделю)

Составитель: Каргина Татьяна Федоровна
учитель высшей квалификационной категории,
Денисюк Любовь Павловна
учитель первой квалификационной категории

2023 г

Рабочая программа по истории для 5 класса разработана на основе федеральной рабочей
программы по учебному предмету «История», входящей в состав основной образовательной
программы МОУ СОШ №31. Программа соответствует требованиям к результатам освоения ООП
ООО, представленных в ФГОС ООО, а также планируемым результатам духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей
программе воспитания.
По основной образовательной программе школы на изучение истории на базовом уровне
отводится 68 часов (2 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ
СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю)
Реализуется УМК авторов А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «Всеобщая история.
Древний мир. 5 класс», изд. «Просвещение», 2023 г.

Содержание учебного предмета Введение
Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н.э»). Историческая карта. Исторические источники.
Вспомогательные источники дисциплины.
История древнего мира
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные)
исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая
карта.
Первобытность
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия
первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство.
Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление
ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской
общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
Искусство первобытных людей. Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге
цивилизации.
Древний мир. Древний Восток.
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира. Понятие
«Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной
власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники).
Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы. Отношения
Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III.
Могущество Египта при Рамсесе I.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы.
Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).
Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта
(архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие
городагосударства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.

Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание
сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи. Усиление Нововавилонского
царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной
и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит.
Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные
верования. Ветхозаветные предания.
Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I.
Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление
империей. Религия персов. Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства.
Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное
устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение
и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература,
художественная культура, научное познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни
населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение
Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные,
положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь.
Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев.
Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите.
Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф).
Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла.
Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая
колонизация. Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта:
основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское
воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне,
ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами
Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских
войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие
рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая
философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура.
Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие
игры в Олимпии. Македонские завоевания.

Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими
полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы
Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического
мира.
Древний Рим.
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские городагосударства.
Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан.
Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги.
Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции. Поздняя Римская
республика.
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу.
Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и
установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах.
Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками
Цезаря.
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и
правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь
в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин
I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную
части. Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима.
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук.
Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон. Историческое
и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные
результаты
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются
в ходе обучения истории в единстве учебной и воспитательной деятельности. Организация в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, том числе в части:
Патриотического воспитания:
1)
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране; Гражданского воспитания:

2)
осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству;
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод
и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; Духовнонравственной сфере:
3)
представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России;
ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков; Ценности научного познания:
4)
осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и
оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории
как важной составляющей современного общественного сознания; Эстетического воспитания:
5)
представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности
культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; уважение к культуре своего и других народов;
Формирование культуры здоровья
6)
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе
примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития
человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
Трудового воспитания:
7)
понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника
развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов; Экологического воспитания:
8)
осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание
глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты
окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
9)
представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации
людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного
ответа на природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по истории отражают
овладение универсальными познавательными действиями, в том числе:
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
Базовыми логическими действиями:
1)
систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять
характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий;
сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать
выводы;

2)
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу;
намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию
исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять
новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
3)
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и вне- учебной исторической
информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет
-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической
информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по
критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере коммуникативных действий:
4)
представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном
мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство
высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
5)
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров
значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том
числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать
свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в
общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
6)
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление
проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
7)
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов;
8)
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; 9)
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);
10) регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников
общения.
Предметные результаты
Предметные результаты представлены по годам обучения и отражают сформированность у
обучающихся следующих умений:
1)
знание хронологии, работа с хронологией: называть даты важнейших событий истории
Древнего мира, определять их принадлежность к веку, историческому периоду; называть этапы
всеобщей истории Древнего мира, их хронологические рамки; устанавливать длительность и
синхронность событий всеобщей истории.
2)
знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место, обстоятельства,
участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира; группировать,
систематизировать факты по заданному признаку (составление систематических таблиц). 3) работа
с исторической картой: находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду
карты; давать словесное описание их местоположения; извлекать из карты информацию о

территории, экономических и культурных центрах государств в Древности, о направлениях
крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях
истории Древнего мира.
4)
работа с историческими источниками: различать основные виды письменных источников
Древнего мира (летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература, источники
личного происхождения); характеризовать авторство, время, место создания источника; выделять в
тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и
объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий); находить в визуальном
источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы; характеризовать позицию автора
письменного и визуального исторического источника.
5)
историческое описание (реконструкция): рассказывать о ключевых событиях истории
Древнего мира, их участниках; составлять краткую характеристику (исторический портрет)
известных деятелей истории Древнего мира (известные биографические сведения, личные качества,
основные деяния); рассказывать об образе жизни различных групп населения в разных странах;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи. 6)
анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты: а)
экономических и социальных отношений и политического строя в различных государствах
Древнего мира; б) ценностей, господствовавших в период Древнего мира, представлений людей
о мире; объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе всеобщей истории,
конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций; объяснять причины и
следствия важнейших событий всеобщей истории: а) находить в учебнике и излагать суждения о
причинах и следствиях исторических событий; б) соотносить объяснение причин и следствий
событий, представленное в нескольких текстах; проводить синхронизацию и сопоставление
однотипных событий и процессов всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты
сходства и различия.
7)
рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого: излагать оценки событий и личностей истории
Древнего мира, приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких
фактах они основаны; высказывать отношение к поступкам и качествам людей эпохи с учетом
исторического контекста и восприятия современного человека.
8)
применение исторических знаний: объяснять значение памятников истории и культуры Руси
и других стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Древнего мира

Тематическое планирование учебного предмета

Темы, раздел курса

Количество
часов по
ООП

Количество
часов по
рабочей
программе

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся (с
учетом рабочей программы воспитания)

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. История Древнего мира (6 ч)
Введение.

2

2

Установление доверительных отношений
между педагогическим работником и
обучающимися, способствующих позитивному
восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника,
привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
познавательной деятельности.

Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Первобытность

4

4

Привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Раздел 2. Древний мир. Древний Восток (20 ч)
Древний Египет

7

7

Применение дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают обучающимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Древние
цивилизации
Месопотамии

4

4

Применение групповой работы или работы в
парах, которые учат командной работе и
взаимодействию с другими детьми.

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Восточное
Средиземноморье в
древности

2

2

Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Персидская
держава

2

2

Организация шефства мотивированных и
эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего
им социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи.

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Древняя Индия

2

2

Применение на уроке интерактивных форм
работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, проводить уроки диалога двух культур.

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Древний Китай

3

3

Установление доверительных отношений
между
педагогическим
работником
и
обучающимися, способствующих позитивному
восприятию обучающимися требований и
просьб.

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Раздел 3. Древняя Греция. Эллинизм (20 ч)
4
Древнейшая
4
Греция

Привлечение внимания обучающихся к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации познавательной деятельности.

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Греческие полисы

10

10

Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что
даст обучающимся возможность приобрести
навыки самостоятельного решения.

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Культура Древней
Греции

3

3

Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что
даст обучающимся возможность приобрести
навыки самостоятельного решения.

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Македонские
завоевания.
Эллинизм

3

3

Установление доверительных отношений
между педагогическим работником и
обучающимися, способствующих позитивному
восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника,
привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке теме.

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Раздел 4. Древний Рим (20 ч)
Римские
3
завоевания в
Средиземноморье

3

Установление доверительных отношений
между педагогическим работником и
обучающимися, способствующих позитивному
восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника,
привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке теме.

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Поздняя Римская
5
республика.
Гражданские войны

5

Использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров
ответственного, гражданского поведения

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Расцвет и падение
Римской империи

7

7

Использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров
ответственного, гражданского поведения.

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Культура Древнего
Рима

4

4

Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов.

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

Обобщение (2 ч).
Историческое и
культурное
наследие
цивилизаций
Древнего мира

2

Использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров
ответственного, гражданского поведения

Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Федеральный центр
информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru

ИТОГО: 68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».