РП литературное чтение на родном языке (русском) 4 класс 23-24

Московская область
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
МОУ СОШ №31

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31¬
Т. В. Беляева
Приказ № 156/7
«30¬ августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)¬
для 4 класса начального общего образования
на 2023 – 2024 учебный год

Составители:

Агджабекова Марина Алибалаевна
Вознюк Ирина Анатольевна
Ильина Людмила Станиславовна
Крупень Наталья Александровна
Симакова Марина Владимировна

Подольск 2023

Программа «Литературное чтение на родном языке¬ является составляющей
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке¬.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего
образования, а также планируемым результатам духовно- нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе
воспитания МОУ СОШ № 31.
По основной образовательной программе школы на изучение отводится 16 часов (1
час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 31¬ рабочая
программа составлена на 8 часов (0,25 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального
российского общества;
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей
и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
• овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
• наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной
грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные
ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать их в соответствии
с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока (воспроизводить еѐ в
ходе урока по просьбе учителя);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание
произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать
выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;

оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному
учителем);
• определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу
урока и в конце его удовлетворѐнность/ неудовлетворѐнность, позитивно относиться к
своим успехам, стремиться к улучшению результата;
• анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе
учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки.
Познавательные УУД
• понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации (условные
обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; понимать
устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью
моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения;
сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них
(художественные и научнопознавательные тексты) под руководством учителя;
сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей
(поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу,
предложенному учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения)
по теме урока из 2-4 предложений;
• осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и
литературных произведений как часть родной национальной культуры;
• осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту,
пословицы и поговорки, тему, жанр;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок,
потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных
заданий;
• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого. Коммуникативные УУД
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем,
проявлять инициативу и активность в ходе беседы;
• формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей
точки зрения из 3-4 предложений.
• строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать
партнѐра по общению, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;
• аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками
литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные
средства.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
• воспринимать на слух различные виды текстов;
• различать понятие «добро¬ и «зло¬ на основе прочитанных рассказов и сказок;
• принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным
произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и
прочитанных самостоятельно вслух текстов;
• называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения,
обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками
литературных героев;
• читать и понимать жанры устного народного творчества;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• при чтении отражать настроение автора читаемого текста.
Обучающиеся научатся:
Творческая деятельность
• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

• составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это
произведение о животных, о детях; главными героями являются­).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под
руководством учителя;
• составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных
отношений под руководством учителя;
• соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и
семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами,
поставленными учителем.
Обучающиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика:
• различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие фольклорные
формы;
• отличать прозаический текст от поэтического;
• называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• находить в текстах народных сказок факты, связанные с историей России, еѐ
культурой (традиции, костюмы, быт, праздники, верования);
• использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, небылицы,
песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературнотворческой деятельности.
Содержание учебного предмета
4 класс (8)
Мир детства
Испокон века книга растит человека.
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука¬ (фрагмент главы «Последовательные
воспоминания¬), Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого¬ (глава «Книжка с
картинками¬), Ю.Н. Тынянов «Пушкин¬ (фрагмент), С.Т. Григорьев «Детство
Суворова¬ (фрагмент).
Скромность красит человека. Пословицы о скромности.
Е.В. Клюев «Шагом марш¬, И.П. Токмакова «Разговор татарника и спорыша¬
Любовь всё побеждает.
Б.П. Екимов «Ночь исцеления¬, И.С. Тургенев «Голуби¬, Е.Н. Верейская «Три
девочки¬ (фрагмент)
Такое разное детство.
М.В. Водопьянов «Полярный лётчик" (главы «Маленький мир¬, «Мой первый
«полёт¬), О.В. Колпакова «Большое сочинение про бабушку¬ (главы «Про печку¬,
«Про чистоту¬), К.В. Лукашевич «Моё милое детство¬ (фрагмент)
Придуманные миры и страны.
Т.В. Михеева «Асино лето¬ (фрагмент), В.П. Крапивин «Голубятня на жёлтой
поляне¬ (фрагменты).
Проекты по теме "Мир детства".
Россия — Родина моя
Люди земли русской.
Е.В. Мурашова «Афанасий Никитин¬ (глава «Каффа¬), Ю.М. Нагибин «Маленькие
рассказы о большой судьбе¬ (глава «В школу¬)
Широка страна моя родная.
А.С. Зеленин «Мамкин Василёк¬ (фрагмент), А.Д. Дорофеев «Веретено¬, В.Г. Распутин
«Саяны¬, Сказ о валдайских колокольчиках
Под дыханьем непогоды. Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.

А.Н. Апухтин «Зимой¬, В.Д. Берестов «Мороз¬, А.Н. Майков «Гроза¬, Н.М. Рубцов «Во
время грозы¬. Обобщение по теме "Россия — Родина моя". Наши проекты
Проекты по теме «Россия — Родина моя¬.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

Раздел Произведения
художественной
1.
литературы по теме
«Мир детства¬

5

0

0

Итого по разделу
Раздел Произведения
2.
художественной
литературы по теме
«Россия — Родина
моя¬

5
3

0
0

0
0

Итого по разделу

3
8

0
0

0
0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Согласовано
на заседании ШМО
протокол №_1__
« 30 ¬ августа 2023 г.
Согласовано
зам. директора по УВР
И.В. Солоха
« 30 ¬ августа 2023 г

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://gramota.ru/
slovari/types
https://skysmart.r
u/articles/russian/ epitet

http://gramota.ru/
slovari/types
https://skysmart.r
u/articles/russian/ epitet


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».