Московская область Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск МОУ СОШ №31 Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31¬ Т. В. Беляева Приказ № 156/7 «30¬ августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)¬ для 4 класса начального общего образования на 2023 – 2024 учебный год Составители: Агджабекова Марина Алибалаевна Вознюк Ирина Анатольевна Ильина Людмила Станиславовна Крупень Наталья Александровна Симакова Марина Владимировна Подольск 2023 Программа «Литературное чтение на родном языке¬ является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке¬. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, а также планируемым результатам духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ СОШ № 31. По основной образовательной программе школы на изучение отводится 16 часов (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 31¬ рабочая программа составлена на 8 часов (0,25 час в неделю). Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества; • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур; • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД • осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока (воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе учителя); • планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем); • определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворѐнность/ неудовлетворѐнность, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; • анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки. Познавательные УУД • понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); • пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научнопознавательные тексты) под руководством учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений; • осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и литературных произведений как часть родной национальной культуры; • осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему, жанр; • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий; • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого. Коммуникативные УУД • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы; • формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений. • строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнѐра по общению, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник; • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства. Предметные результаты: Обучающиеся научатся: Виды речевой и читательской деятельности • воспринимать на слух различные виды текстов; • различать понятие «добро¬ и «зло¬ на основе прочитанных рассказов и сказок; • принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов; • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев; • читать и понимать жанры устного народного творчества; Обучающиеся получат возможность научиться: • при чтении отражать настроение автора читаемого текста. Обучающиеся научатся: Творческая деятельность • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя; • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются). Обучающиеся получат возможность научиться: • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя; • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; • соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем. Обучающиеся научатся: Литературоведческая пропедевтика: • различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие фольклорные формы; • отличать прозаический текст от поэтического; • называть героев произведения, давать их простейшую характеристику. Обучающиеся получат возможность научиться: • находить в текстах народных сказок факты, связанные с историей России, еѐ культурой (традиции, костюмы, быт, праздники, верования); • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературнотворческой деятельности. Содержание учебного предмета 4 класс (8) Мир детства Испокон века книга растит человека. С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука¬ (фрагмент главы «Последовательные воспоминания¬), Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого¬ (глава «Книжка с картинками¬), Ю.Н. Тынянов «Пушкин¬ (фрагмент), С.Т. Григорьев «Детство Суворова¬ (фрагмент). Скромность красит человека. Пословицы о скромности. Е.В. Клюев «Шагом марш¬, И.П. Токмакова «Разговор татарника и спорыша¬ Любовь всё побеждает. Б.П. Екимов «Ночь исцеления¬, И.С. Тургенев «Голуби¬, Е.Н. Верейская «Три девочки¬ (фрагмент) Такое разное детство. М.В. Водопьянов «Полярный лётчик" (главы «Маленький мир¬, «Мой первый «полёт¬), О.В. Колпакова «Большое сочинение про бабушку¬ (главы «Про печку¬, «Про чистоту¬), К.В. Лукашевич «Моё милое детство¬ (фрагмент) Придуманные миры и страны. Т.В. Михеева «Асино лето¬ (фрагмент), В.П. Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне¬ (фрагменты). Проекты по теме "Мир детства". Россия — Родина моя Люди земли русской. Е.В. Мурашова «Афанасий Никитин¬ (глава «Каффа¬), Ю.М. Нагибин «Маленькие рассказы о большой судьбе¬ (глава «В школу¬) Широка страна моя родная. А.С. Зеленин «Мамкин Василёк¬ (фрагмент), А.Д. Дорофеев «Веретено¬, В.Г. Распутин «Саяны¬, Сказ о валдайских колокольчиках Под дыханьем непогоды. Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А.Н. Апухтин «Зимой¬, В.Д. Берестов «Мороз¬, А.Н. Майков «Гроза¬, Н.М. Рубцов «Во время грозы¬. Обобщение по теме "Россия — Родина моя". Наши проекты Проекты по теме «Россия — Родина моя¬. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы Раздел Произведения художественной 1. литературы по теме «Мир детства¬ 5 0 0 Итого по разделу Раздел Произведения 2. художественной литературы по теме «Россия — Родина моя¬ 5 3 0 0 0 0 Итого по разделу 3 8 0 0 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Согласовано на заседании ШМО протокол №_1__ « 30 ¬ августа 2023 г. Согласовано зам. директора по УВР И.В. Солоха « 30 ¬ августа 2023 г Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://gramota.ru/ slovari/types https://skysmart.r u/articles/russian/ epitet http://gramota.ru/ slovari/types https://skysmart.r u/articles/russian/ epitet