Анализ ВР СОШ 31 за 2023-2024 гг.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31»
АНАЛИЗ
реализации воспитательной работы в
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» за 2023 – 2024 учебный год
Цель: определение качества воспитательной работы и степени реализации Рабочей
программы воспитания в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» за 2023 - 2024
учебный год.
Воспитательная работа в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» строилась на
основании рабочей программы воспитания, которая утверждена приказом директора №
156/7 от 30.08.2023 года. Рабочая программа воспитания была разработана на основе
Федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций.
Данная программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами
воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального
образования. Программа воспитания разделена на уровни начального, основного и общего
образования.
Рабочая программа воспитания размещена на официальном сайте МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №31»:
Ссылка на программу начального образования Программа воспитания начального общего
образования (schoolpodolsk.ru)

Ссылка на календарный план начального образования Программа воспитания начального
общего образования (schoolpodolsk.ru)

Ссылка на программу основного общего образования Основное общее образование
(schoolpodolsk.ru)

Ссылка на календарный план основного общего образования Основное общее образование
(schoolpodolsk.ru)

Ссылка на программу среднего общего образования Программа воспитания среднего общего
образования (schoolpodolsk.ru)

Ссылка на календарный план среднего общего образования Программа воспитания среднего
общего образования (schoolpodolsk.ru)

Анализ воспитательной работы проводился в соответствии с критериями самоанализа,
закрепленными в соответствующем разделе рабочей программы воспитания, на основании
анализа воспитательной деятельности классных руководителей, педагогов-предметников,
советника директора по воспитанию, социального педагога, педагога психолога; анализа
школьной документации; собеседование с классными руководителями, учителямипредметниками, посещение уроков, занятий внеурочной деятельности, классных,
общешкольных, внешкольных мероприятий.

Краткая характеристика воспитательной работы школы
Воспитательная деятельность в МОУ «СОШ № 31» осуществляется на основе
аксиологического,
антропологического,
культурно-исторического,
системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей
и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания МОУ «СОШ № 31» реализуется в единстве учебной и
воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с
ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как
источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России,
правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему
народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно- нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты,
милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти
предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других
людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом
личностных интересов и общественных потребностей.

Цель воспитания обучающихся в МОУ «СОШ № 31»: создание условий для личностного
развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию
и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи воспитания обучающихся в МОУ «СОШ № 31»:
1.
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции школы;
2.
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников;
3.
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4.
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5.
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
6.
организовывать для школьников экскурсии, реализовывать их воспитательный
потенциал;
7.
организовывать системную профориентационную работу со школьниками;
8.
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
9.
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
10.
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений
деятельности школы. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности
представлены в соответствующих модулях:
Инвариантные модули

Вариативные модули

«Урочная деятельность»
«Внеурочная деятельность»
«Классное руководство»
«Основные школьные дела»
«Внешкольные мероприятия»
«Организация предметно-пространственной среды»
«Взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)»
«Самоуправление»

«Детские
общественные
объединения»
«Школьные медиа»
«Школьный театр»
«Школьный спортивный клуб»

«Профилактика и безопасность»
«Социальное партнерство»
«Профориентация»

Нормативно-методическое обеспечение
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с
учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и
Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её
реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-р);
Федеральный закон от 04.09.2022г №371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"
стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400)
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
начального
общего
образования"(Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229)
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
основного
общего
образования"(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223)
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228)
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года
№ АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в
соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. №
3/22).

1.
Модуль «Ключевые школьные дела»
Ключевые школьные дела - традиции коллектива, особенности воспитательной среды,
интересы детей, родителей и педагогов. Как правило, «Ключевые» или «Традиционные»
дела проходят практически с большим охватом учащихся. Традиция – это то, чем сильна
любая школа и наша, в том числе. Это то, что делает ее любимой и близкой для всех.
Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания, связанные с
каким-то праздником. Следовательно, каждый может представить спрогнозировать свое
участие в определенном деле. Такая прогнозируемость и облегчает подготовку
традиционных дел. И одновременно усложняет ее, так как каждый год все ждут, что
праздник не будет похож на прошлогодний.

Мероприятие

Направление

Сроки проведения

Количество
участников
«РДДМ» и
«Юнармия» 35

Экологическая акция
Эклогическое
«Наш лес. Посади свое
дерево»
Посвящение в
Общекультурное
первоклассники

Сентябрь 2023

Октябрь 2023

160

Городская акция
«Подольск помогает»

В течение года

1400

«Новогодние
Общекультурное
сюрпризы»
Акция помощи приюту социальное
для животных
экологическое

Декабрь 2023

850

В течение года

980

Добрые дела

В течение года

1400

«Бумажный бум»
Прощание с Букварем
для учащихся
1
классов
Смотр строя и песни
патриотическое
Фестиваль
военной патриотическое
песни
«Лес Победы»
экологическое

В течение года
Февраль 2023

1450
150

Февраль 2024
Февраль 2024

900
280

Май 2024

15

Последний звонок
общекультурное
Выпускной вечер
общекультурное
Мероприятия
и патриотическое
Единые классные
часы, проводимые в
классах
и
на
параллели,
посвященные события
с Великой
Отечественной войны:
Битва под Москвой,
Прорыв
блокады
Ленинграда,

май
июнь
В течение года

255
255
1400

Социальное

Социальное,
экологическое,
патриотическое
экологическое
общекультурное

Сталинградская битва,
Крымская весна
В мероприятия и праздники коллектив МОУ «СОШ № 31» стараемся привлечь каждого
ребенка, ведь известно, что каждый ученик хочет, чтобы в школе его воспринимали как
творческого и цельного человека. Особое внимание уделяется детям с девиантным
поведением.
Одной из задач, которую решаем совместными усилиями, является вовлечение родителей в
общественную жизнь школы, ведь родители являются полноценными участниками
образовательного процесса. Основными формами и методами данного направления
являлись тематические коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, массовые
спортивные соревнования, познавательные игры, беседы, виртуальные экскурсии в музеи.
Правовое воспитание и гражданско-патриотическое воспитание осуществлялось
через:
учебную деятельность;
внеклассные мероприятия;
систему тематических классных часов;
конкурсы;
деловые игры.
В школе ведется регулярная работа по профилактике правонарушений. Проводятся Единые
дни профилактики, классные часы и беседы, инструктажи и ознакомление с правилами
внутреннего распорядка. В течение года проводились заседания школьного Совета
профилактики, социальный педагог и классные руководители посетили 10 семей, где дети
находятся на учете в КДН и ОДН. Работают и проводят консультации два школьных
психолога.
Классными руководителями, учителями-предметниками проводятся уроки и внеклассные
мероприятия по символике и культурным традициям России, Конституции Российской
Федерации, по правам ребенка.
Рекомендации:
1.
К планированию и подготовке школьных дел привлекать не только творческие
группы обучающихся на уровне школы, но и творческие группы на уровне классных
коллективов, что позволит повысить заинтересованность обучающихся данным
мероприятием, охватить большее количество обучающихся.
2.
Обеспечить полноценную реализацию технологии проведения школьных дел:
совместное с обучающимися планирование, подготовка, проведение и анализ.
2.
Модуль «Классное руководство»
Ежегодно классными руководителями составляются планы воспитательной работы с
классом в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы и календарем
образовательных событий. В связи с реализацией в 2023 -2024 г. рабочей программы
воспитания, работа ведется в соответствии с ее модулями. С основными положениями
рабочей программы воспитания и новыми требованиями к планам воспитательной работы
классных руководителей познакомили на первом заседании ШМО классных руководителей
в сентябре 2023 г. В течение года проанализированы планы воспитательной работы
классных руководителей. Написаны они в соответствии с основными требованиями: по
модулям и с указанием сроков проведения мероприятий по конкретным датам. Разработан

шаблон анализа воспитательной работы с классом за истекший год. В планы работы
включены все традиционные праздники и мероприятия, проводимые в гимназии. Классные
руководители в своих планах учитывают возрастные и психолого-социальные особенности
класса.
На протяжении учебного года каждый классный руководитель проводил:
Ежедневно:
1.
Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
2.
Организация питания учащихся.
3.
Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно:
1.
Проведение мероприятий в классе (по плану).
2.
Работа с родителями (по ситуации).
3.
Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
Каждый месяц:
1.Встреча с родителями (по ситуации).
Один раз в триместр:
1.
Оформление электронного классного журнала по итогам триместр.
2.
Проведение родительского собрания.
3.
Анализ выполнения плана работы за триместр, коррекция плана воспитательной
работы на новый триместр.
Планы классных руководителей включают мероприятия духовно-нравственной
направленности, были запланированы и проведены экскурсии в музеи Москвы и
Подмосковья, выезды на выставки и в театры. 5/6, 9/10-е классы со своими классными
руководителями посетили также Санкт-Петербург.
Планы классных руководителей включают мероприятия по сохранению здоровья
учащихся, пропаганде здорового образа жизни. Каждым классным руководителем
разработан и реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей,
включающий в себя проведение инструктажей по правилам техники безопасности, детского
травматизма на дорогах, профилактике употребления ПАВ, табакокурения. Классные
руководители вместе с детьми принимают участие в общешкольных и городских
спортивных мероприятиях, конкурсах, днях здоровья, веселых стартах и т.д.
Классные руководители работают над формированием доверительных отношений со
своими учащимися, большинство решений, касающихся жизни класса, принимаются
совместно классным руководителем и классом, работает система школьного ученического
самоуправления, у обучающихся есть возможность проявить свою инициативу. Были
проведены выборы в школьный ученический совет, учащиеся с удовольствием принимают
участие в общешкольных мероприятиях. В МОУ «СОШ № 31» учащиеся, педагоги и
родители были активны в проектах РДДМ, где дети активно участвовали в акциях и
конкурсах. В апреле 2023 года было торжественно открыто первичное отделение РДДМ. В
МОУ «СОШ № 31» появился и активно функционирует ЦДИ, где активисты могут
собираться, совещаться, работать над проектами и конкурсами. Также работает школьный
Медиацентр.
В 2023-2024 году в МОУ «СОШ № 31» был введен обязательный курс внеурочной
деятельности «Разговор о важном» - классный час, который проводится каждый рабочий
понедельник после подъема флагов и исполнения гимна РФ. Для 6-11 классов курс по

профориентации «Россия – мои горизонты». Хочется отметить, что не все классные
руководители ведут эти занятия на высоком уровне с применением всех интерактивных
возможностей.
Классные руководители МОУ «СОШ № 31» – это творческие и мотивированные
специалисты, активно работающие над своим профессиональным развитием. В 2023-2024
году большинство классных руководителей прошло курсы повышения квалификации по
программе воспитания и обновленным ФГОС, по различным направлениям профилактики.
Опытные представители ШМО классных руководителей регулярно представляют
материалы своей работы на заседаниях, а также участвуют в конкурсах методических
разработок.
Однако, следует отметить, что некоторым классным руководителям нужно усилить работу
над поведением классов, также анализ документации показал, что не все классные
руководители учитывают уровень воспитанности класса при планировании деятельности, а
также реальность запланированного.
Выводы:
1.
Деятельность большинства классных руководителей организована в соответствии с
Положением о классном руководстве и рабочей программой воспитания.
2.
В основном все классные руководители подходят к своей работе с ответственностью
руководствуясь функциональным обязанностями. Однако в коллективе есть классные
руководители, за которым нужен особый контроль (несвоевременная сдача документации,
низкая активизация обучающихся в подготовке и участия в мероприятиях, некачественная
подготовка к классным часам, снижение посещения родительских собраний родителями).
3.
С большинством обучающихся и их родителей (законных представителей)
классными руководителями выстроены конструктивные отношения.
Рекомендации:
1.
Использовать при организации классных мероприятий деятельностный подход, с
включением активных форм работы: социальные проекты, дискуссии, дебаты, квесты,
занятия с элементами тренинга, решение кейсов, проигрывание игровых ситуаций и т.д.
2.
Обеспечить своевременное заполнение журналов классных часов и предоставление
необходимой документации и запрашиваемой информации.
3.
В течение учебного года организовать участие класса в не менее одном
муниципальном, региональном или федеральном конкурсе/мероприятии.
4.
Регулярно проводить мероприятия, направленные на формирование позитивных
межличностных отношений между обучающимися класса.
5.
Осуществлять ежедневное педагогическое наблюдение за отношениями учащихся в
классе, в случае выявления проявлений буллинга незамедлительно предпринимать
необходимые действия.
3.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Успешность обучения и воспитания в МОУ «СОШ № 31» обеспечивается и внеурочной
деятельностью. Внеурочные занятия создают благоприятные условия в освоении
общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание
оптимальной среды для воспитания и обучения детей, укрепления здоровья, личностного и
профессионального самоопределения творческого труда обучающихся.

Говоря о вовлеченности обучающихся во внеурочную деятельность, следует сказать о
механизме отслеживания посещаемости детьми внеурочной деятельности. Вовлеченность
обучающихся во внеурочную деятельность отслеживается в электронном журнале занятий.
Эти журналы ведёт педагог в течение учебного года.
Личность школьника - главный показатель эффективности процесса воспитания.
Критериями качества являются:
•
динамика личностного роста обучающихся, а его показателями: приобретение
школьниками социально-значимых знаний;
•
развитие социально-значимых отношений;
•
накопление школьниками опыта социально-значимого действия.
Каждый педагог в своей рабочей программе по курсу определяет:
•
метапредметные и личностные результаты, которые будут достигнуты учащимися
(эти результаты зависят от направления внеурочной деятельности),
•
способы
оценки
достижения учащимися планируемых результатов
•
формы представления результатов (выставки, спектакли, концерты, соревнования,
турниры, конференции, портфолио и др).
На современном этапе, в условиях осуществления предпрофильной подготовки, встала
необходимость накопления информации о достижениях каждого обучающегося, для чего
мы используем портфолио. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Этот
способ позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах
деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. и является
важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Важная цель
портфолио - представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть «картину»
значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание
индивидуального прогресса обучающегося в широком образовательном контексте,
продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и
умения.
Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад
школьной жизни в образовательном учреждении помогают:
•
формировать детский коллектива (благоприятный психологический микроклимат,
сплочённость коллектива, уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость
самоуправления, наличие традиций);
•
мотивировать
воспитанников к участию в общественно полезной
деятельности;
•
воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
В целом оценка вовлеченности обучающихся 1-11 классов во внеурочную деятельность
осуществляется по следующим критериям:
1.
повышение интереса ребят к творческой деятельности,
2.
повышение их мотивации к публичным выступлениям.
3.
повышение социальной активности;
4.
развитие навыков самостоятельной творческой деятельности;
5.
положительная динамика вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.

Оценочная деятельность учащихся заключается в определении учеником границ
знания/незнания своих потенциальных возможностей, а также осознание тех задач, которые
предстоит решить в ходе осуществления внеурочной деятельности.
С целью создания открытой образовательной среды активно развивается сотрудничество
учителей и родителей учащихся, осуществляется эффективная связь школы и семьи в
воспитании и образовании детей разного возраста.
Итого, единство деятельности педагогов, детей и их родителей позволяет вовлечь всех
обучающихся 1-11 классов МОУ «СОШ № 31» во внеурочную деятельность, после уроков
создать мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих
увлечений. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даст возможность
превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и
образования.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовнонравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
По итогам мониторинга внеурочной деятельности был сделан следующий вывод: вся
внеурочная деятельность осуществляется по пяти направлениям:
•
общеинтеллектуальное;
•
духовно – нравственное;
•
спортивно-оздоровительное;
•
общекультурное (комплекс воспитательных мероприятий);
•
социальное.
Большинство учащихся удовлетворены структурой и содержанием занятий внеурочной
деятельности.
В школе 31 действует система дополнительного образования ПФДО.
В дополнительном образовании ребята развивают свою творческую и познавательную
активность, реализовывают свои личностные качества. Участие школьников в творческих
кружках по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его
природным склонностям, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить
собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Занятость учащихся вне учебного времени способствует укреплению самодисциплины,
самоорганизованности, умению планировать свое время.
Программы дополнительного образования были рассмотрены на педагогическом совете и
утверждены директором школы.
Работа кружков в рамках персонифицированного финансирования дополнительного
образования (ПФДО) в школе опирается на следующие приоритетные принципы:
•
свободный выбор ребенком видов деятельности;
•
ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
•
возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
•
единство обучения, воспитания, развития;
•
практико-деятельная основа образовательного процесса.
Целью являлось: повышение качества и доступности дополнительного образования для
каждого ребёнка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация

дополнительных общеразвивающих программ и услуг в интересах личности, общества,
государства.
Задачами:
1.
достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса
в школе требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов нового
поколения через формирование гармонично развитой личности, ее мировоззрения, навыков
самообразования, потребности в продолжении образования;
2.
личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение
обучающихся;
3.
обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к
жизни в обществе.
Осуществление контроля велось по следующим направлениям:
• контроль школьной документации;
• контроль работы педагогических кадров;
• контроль состояния занятий дополнительного образования;
• контроль педагогов дополнительного образования по поддержанию интереса к занятиям,
проведение мониторинга по востребованию направлений ДО;
• контроль над работой по сохранению контингента учащихся;
• контроль над посещаемостью дополнительного образования учащимися «группы риска».
Занятия в группах ведутся строго по расписанию.
Реализация программ происходит через организацию занятий во второй половине дня.
Форму занятий педагог выбирает самостоятельно.
Осуществлялся контроль над посещаемостью учащимися кружков. Необходимо отметить,
что в большинстве объединений посещаемость была на хорошем уровне.
Школа организовала работу в системе ПФДО в 2023-2024 учебном году по следующим
направленностям:
Художественная;
Физкультурно-спортивная;
Техническая;
Естественнонаучная;
Социально-педагогическая;
В кружках художественной направленности принимает участие начальная школа и
среднее звено. Это кружки: «Умные ручки» (6 групп), «Магия красок» (3 группы), «Галерея
творчества» и «Восточные танцы».
Кружки физкультурно-спортивного направления («Волейбол», «Баскетбол» имеют
большой спрос у среднего и старшего звена. Дети ходят туда с удовольствием.
Кружок «Робототехника» единственный представлен в техническом направлении.
Посещают его дети 4х и 5х классов.
Кружки естественнонаучной направленности посещают дети старшей школы. Проводят
эксперименты по физике, химии, геометрии, что помогает им дополнительно подготовиться
к экзаменам.
Социально-педагогическая направленность: кружки «Журналистика» и «Будимир».
Участники кружка «Журналистика» стали редакторами школьной газеты. Ребята сами
отбирают материал, выбирают тематику, берут интервью и оформляют выпуски.
Кружок «Будимир» самый многочисленный в нашей школе. Его посещают 46 человек (3
группы). Это кружок военно-патриотического воспитания – юнармейский. Ребята изучают

азы военной подготовки, занимаются волонтерством. Данный кружок посещают дети из
юнармейского класса, который и был создан на базе данного кружка. Также появился
юнармейский отряд на базе другого класса.
Нашей организацией была пройдена электронная проверка и оценка качества
дополнительного образования. Вопросы были заданы родителям в электронном формате о
посещении детьми кружков. Проверка была пройдена на отлично.
Вывод:
В целом работа ПФДО в 2023-2024 учебном году была удовлетворительной. Задачей было
в полной мере удовлетворить потребности детей, предоставив большое разнообразие
кружков приоритетных направленностей.
Хорошая работа педагогов и ответственного за ПФДО помогла нам набрать необходимое
количество детей на кружки. Дети посещают их с большим удовольствием.
Замечания педагогам может быть выставлено только из-за работы в электронной системе
«Навигатор», т.к. не все педагоги своевременно его заполняют.
В 2024-2025 учебном году необходимо в полном объеме использовать возможности школы
по организации занятий в системе ПФДО, сформировать единые подходы и требования по
организации кружков, отслеживать работу педагогов в электронной системе, заранее
подписывать и сдавать договоры на обучение ответственному за ПФДО.
Кружковая и секционная деятельность организуется на материально-технической базе
МОУ «СОШ № 31». Занятия проводятся в актовом зале, в спортивных залах, в учебных
кабинетах в соответствии с установленным и утвержденным директором школы графиком.
Расписание составлено на основании тарификационной ведомости и расписания уроков с
учетом санитарно–гигиенических норм. У руководителей кружков имеется программа
курса, календарно–тематическое планирование занятий кружков, ведутся журналы учета
посещаемости занятий в электронном виде.
Многие учащиеся посещают не один, а несколько кружков и секции, поэтому активно
участвуют в творческих конкурсах и исследовательских проектах, часто становясь
призерами и победителями муниципального, регионального. В таблице представлены
некоторые из них:
Название конкурса

Кол-во
Уровень участия
работ,
участников
4
1 призер

Муниципальный конкурс
«Чудеса осенней природы»
Муниципальный конкурс чтецов «Подольск, мы 15
тебя поздравляем»
Муниципальный конкурс «Подольск – город 2
трудовой славы»
Муниципальный конкурс «Люблю мой край, родное 3
Подмосковье»
Муниципальный конкурс «ЖКХ глазами детей 3
2022»
Муниципальный конкурс чтецов «Живое слово»
3

15 призеров
1 победитель
1 победитель
1 призер
участник
участник

Муниципальный конкурс «Стоп кадр или здоровый 0
образ жизни»
Муниципальный этап Всероссийского конкурса 8
экологических рисунков
Муниципальный конкурс «Народные промыслы»
6

1 призер

Муниципальный конкурс декоративно прикладного
творчества «Рождественские чтения»
Конкурс видеороликов ко Дню матери «С
благодарностью мамам»
Муниципальный
конкурс
«Безопасность
в
интернете всем нужна на всей планете»
Муниципальный конкурс
на лучшую новогоднюю игрушку-поделку
«Правила дорожные соблюдай!
Елку новогоднюю украшай!»
Муниципальный конкурс «Мы в ответе за тех, кого
приручили»
Муниципальный конкурс «Мы помним и чтим твой
подвиг, Ленинград»
Муниципальный конкурс « Мы за безопасную
дорогу»
Муниципальный конкурс семейной фотографии
Муниципальный конкурс «Образ любимой мамы»

5

1 победитель

1

участник

5

1 призер

5

1 победитель

4
2

1
победитель
1 призер
участник

1

участник

3
4

Городской конкурс «Ура! Масленица»
Муниципальный конкурс «Крымская весна-вместе
навсегда!»
Муниципальный конкурс «Спасатели отважные,
спасатели надежные нас выручат всегда»
Муниципальный творческий конкурс видеороликов
«Я б в пожарные пошел»
Муниципальная олимпиада «ПДДшка»
Муниципальный
конкурс «Загадочный мир
космоса»
Муниципальный конкурс «Здоровые дети помогают
планете»
IV Муниципальный фестиваль «Жар-птица»
Муниципальный конкурс «Чернобыль глазами
детей»
Муниципальный конкурс «Нас песня к победе вела»
Городская игра «100 к 1»
Муниципальный конкурс «Спасатели отважные,
спасатели надежные нас выручат всегда»

3
4

участник
2
победителя
1 призер
2 победителя
2 победителя

4

2 призера

1

участник

4
5

участник
3 победителя

3

участник

10
1

8 призеров
участник

1
7
4

участник
7 победителей
2 призера

1 победитель
1 победитель

Муниципальный конкурс «Доблесть, мужество,
отвага»
Муниципальный конкурс «Мы за чистое
Подмосковье»
Муниципальный конкурс «Классный вестник»
Муниципальный этап областного фестиваля «Юные
таланты Московии»
Городской конкурс «Осторожно, огонь!»

1

участник

1

1 победитель

1
14

Городской
квест
«Интернет.
Территория
безопасности»
Муниципальный конкурс театральных коллективов
«Премьера»
Муниципальный конкурс «Дорогами войны»
Межрегиональный
фестиваль
литературноисследовательских работ «Время героев. Мой
герой»
Итого участников
Итого победителей/участников

8

1 участие
1
победитель
8 призеров
1 победитель
2 призера
8 призеров

4

4 участие

4
1

2 призер
1 лауреат

6

171
Побед – 26
Призеры - 52
Лауреаты -1
Участие - 5

Выводы:
1.
В школе реализуются разнообразные виды внеурочной деятельности школьников:
игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная
деятельность, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, спортивнооздоровительная деятельность, краеведческая.
2.
Интерес обучающихся к курсам внеурочной деятельности средний.
3.
На недостаточном уровне организована деятельность отряда юных инспекторов
движения.
Рекомендации:
1.
При организации занятий курсов внеурочной деятельности использовать
интересные обучающимся формы и приемы работы.
2.
Активизировать работу отряда юных инспекторов движения через проведение не
менее двух акций/мероприятий в четверть.
4.
Модуль «Урочная деятельность»
Воспитательный потенциал урока был и остается неотъемлемой частью воспитательной
работы в школе.
Анализ рабочих программ по учебным предметам показал, что все учебные программы
содержат целевые ориентиры результатов воспитания, а также тематику в соответствии с
календарным планом воспитательной работы.
При посещении уроков было выявлено, что бо́льшая часть педагогов использует на своих
уроках методы, методики и технологии, оказывающие воспитательное воздействие на

личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; обеспечивает привлечение внимания
обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий.

Каждый предметный урок предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Педагоги МОУ «СОШ №
31» успешно решают поставленные перед ними задачи. Так в 2023-2024 были проведены
тематические уроки по следующим темам:
- Сентябрь: − 1 сентября: День знаний; − 3 сентября: День окончания Второй мировой
войны, День солидарности в борьбе с терроризмом.
Октябрь: − 1 октября: Международный день пожилых людей; − 4 октября: День защиты
животных; − 5 октября: День Учителя; − Третье воскресенье октября: День отца; − 30
октября: День памяти жертв политических репрессий. Ноябрь: − 4 ноября: День народного
единства.
Декабрь: − 3 декабря: Международный день инвалидов; − 5 декабря: Битва за Москву,
Международный день добровольцев; − 6 декабря: День Александра Невского; − 9 декабря:
День Героев Отечества; − 10 декабря: День прав человека; − 12 декабря: День Конституции
Российской Федерации; − 27 декабря: День спасателя.
Январь: − 1 января: Новый год; − 7 января: Рождество Христово; − 25 января: «Татьянин
день» (праздник студентов); − 27 января: День снятия блокады Ленинграда.
Февраль: − 2 февраля: День воинской славы России; − 8 февраля: День русской науки; − 21
февраля: Международный день родного языка; − 23 февраля: День защитника Отечества.
Март: − 8 марта: Международный женский день; − 18 марта: День воссоединения Крыма с
Россией.
Апрель: − 12 апреля: День космонавтики.
Май: − 1 мая: Праздник Весны и Труда; − 9 мая: День Победы; − 24 мая: День славянской
письменности и культуры.
Применение интерактивных форм учебной работы способствовали непринуждённой
обстановке для проведения занятий, педагоги и классные руководители использовали
копилку методических наработок для проведения занятий: в интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, дидактического театра, где знания
обыгрываются в театральных постановках, дискуссиях, дающих возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога, групповая работа, которая учит командной работе
и взаимодействию, игровые методики – расширяют кругозор учащихся, учат
коммуникативному взаимодействию.
Выводы:
1.
Уровень реализации воспитательного потенциала школьных уроков средний
(недостаточный).
Рекомендации:

1.
Учителям при проведении уроков и взаимодействии с обучающимися:
−
использовать методы и приемы, направленные на формирование интереса
обучающихся к предмету;
−
использовать игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы;
−
побуждать задумываться обучающихся о ценностях, нравственных вопросах,
жизненных проблемах;
−
выстраивать эффективную коммуникацию с обучающимися и их родителями, не
допускать оскорблений и унижений обучающихся, а также возникновения конфликтных
ситуаций.
2.
Организовать сопровождение учителей-предметников в части усиления
воспитательного потенциала урока: консультации, посещение уроков.
5.
Модуль «Самоуправление»
В школе существует Школьный ученический совет, который работает на основании
Положения об органе ученического самоуправления. Его правовой основой является ФЗ от
19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). В него
входят учащиеся 5-11 классов. ШУС объединяет активных старшеклассников, которые
являются организаторами общешкольных ключевых дел.
В 2023-2024 году вновь после сложных лет пандемии активно заработал школьный
ученический совет. Были проведены выборы в ШУС, где каждый рассказал о том, что хотел
бы внедрить в жизнь нашей школы. С сентября по май силами ШУС были проведены
мероприятия ко Дню знаний, Дню учителя, Мероприятия, посвященные Новому году, Дню
Космонавтики, Крымской весне, Дню Победы, праздники Последнего звонка и Выпускные
мероприятия. Школьники чувствуют свою ответственность за происходящее в школе,
понимают, на что именно они могут повлиять в школьной жизни и знают, как это можно
сделать. Ребята часто выступают инициаторами, организаторами тех или иных школьных
или внутриклассных дел, имеют возможность выбирать зоны своей ответственности за то
или иное дело.
Анализируя работу ученического самоуправления в 2023-2024 уч. году, следует отметить
следующие положительные результаты:
- Широкий спектр выбора для участия в мероприятиях творческой, спортивной,
интеллектуальной направленности;
- Информирование о деятельности ученического самоуправления на сайте школы.
При подведении итогов работы ученического самоуправления, следует отметить
выявленные проблемы:
- Недостаточное взаимодействие между всеми участниками школьного самоуправления,
вне зависимости от возраста и класса.
Рекомендации:
1. Разработать и внедрить систему обучения активистов, которая обеспечит
преемственность поколений;
2. Привлечь к работе новых активистов, пересмотреть методы работы с активом школьного
ученического самоуправления, поиск более эффективных методов. Воздействие на
сознательность учащихся и их приобщения к общему делу;
3. Способствовать повышению уровня воспитанности учащихся, повышению роли
ученического самоуправления.

6.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Расширение кругозора обучающихся, развитие познавательного интереса - это одна задач
из классного руководителя. Учащиеся и педагоги школы всегда активно используют
воспитательный потенциал экскурсий и путешествий. В течение 2023-2024 учебного года
710 учащихся смогли посетить объекты культурного наследия. Наиболее популярными
стали экскурсии в Коломну, Климо, Мелихово, в Калугу, на производство мороженого
«Чистая линия», несколько классов посетили Санкт-Петербург, Бородинскую панораму,
были на экскурсиях в Центральном архиве Министерства обороны.
Рекомендации: классным руководителям следует чаще планировать и выезжать с классами
на
экскурсии. При выборе маршрутов экскурсий
следует
больше
ориентироваться на интеллектуальное развитие обучающихся, внести в планы по ВР
обязательное посещение музеев г.о. Подольск и музеев градообразующих предприятий, а
также экскурсий из перечня экскурсий, рекомендованного Министерством образования
Московской области.
7.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Как и в любом образовательной организации, в школе есть дети группы риска и дети из
неблагополучных семей. С целью недопущения правонарушений со стороны таких детей в
школе постоянно действует Совет профилактики. В него входят представители ОДН,
директор, заместители директора, педагог-психолог, социальный педагог.
Заседания проводятся один раз в месяц, на них приглашаются учителя-предметники и
родители, чтоб все вместе в конструктивном диалоге смогли изменить ситуацию к
лучшему. Приглашаются неуспевающие и пропускающие уроки обучающиеся, проводятся
профилактические беседы.
Сбор информации об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном
положении, осуществляется в рамках взаимодействия с сотрудниками служб
профилактики. С каждой семьей, занесенной в банк данных, составлен план по выводу
семьи из социально-опасного положения, который включает ряд мероприятий по оказанию
социально-психологической и педагогической помощи.
Для всех обучающихся школы кружковая деятельность является общедоступной. Классные
руководители, педагоги дополнительного образования, привлеченные к реализации плана
индивидуальной профилактической работы с обучающимся, состоящим на учете, плана по
выводу семьи из социально-опасного положения, осуществляют охват обучающихся
занятиями кружков и секций, учитывая интересы и наклонности. (охват обучающихся,
находящихся в трудной жизненной ситуации в 2023-2024г, дополнительным образованием
и внеурочной деятельностью - 100%);
- организация дополнительных занятий с целью улучшения успеваемости обучающихся,
имеющих трудности в обучении;
- оказание помощи родителям в воспитании, обучении детей с учетом специфики
психического и физического состояния ребенка по результатам заключения психолого медико- педагогической комиссии;
- оказание помощи для предоставления документации на ПМПК для организации обучения
ребенка в доступной для него форме;
- проведение среди детей воспитательно-профилактической работы в целях устранения
различных факторов и причин безнадзорности и правонарушений.

С целью формирования законопослушного поведения в МОУ «СОШ №31» реализуется
целевая
программа
по
профилактике
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних. Реализация Программы предусматривает:
- назначение ответственных лиц за организацию профилактической работы, утверждение
плана работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних (в 2023-2024 учебном году реализованы все мероприятия Плана);
- организация деятельности Советов профилактики в МОУ «СОШ №31» (в 2023-2024
учебном году проведены все запланированные заседания Советов, в том числе
внеплановых- 2);
-организацию работы по выявлению и учету несовершеннолетних, совершающих
преступления, правонарушения, иные антиобщественные;
- осуществление контроля посещаемости в соответствии с Алгоритмом действий
образовательной организации по контролю за посещаемостью обучающихся (в 2024 году
обучающихся, допускающих пропуски без уважительной причины, нет);
-постановку на внутришкольный учет для оказания социально-психологической и
педагогической помощи в рамках реализации плана индивидуальной профилактической
работы с обучающимися, имеющими отклонения в поведении;
- дисциплинарные взыскания обучающимся в 2023-2024 учебном году не выносились;
- выявление и ведение учета обучающихся, находящихся в социально опасном положении
в целях оказания им социально-психологической, педагогической помощи,
предупреждения совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
- использование в работе методик диагностики обучающихся по выявлению подростков с
проявлениями девиантного поведения;
- взаимодействие с сотрудниками служб профилактики;
- оформление правовых уголков и распространение памяток для обучающихся и родителей.
Выводы: в школе созданы оптимальные условия для формирования законопослушного
поведения обучающихся, профилактики безнадзорности и правонарушений, асоциального
поведения. Проведены и обобщены итоги межведомственных профилактических акций.
Своевременно сформированы и обновлены банки данных по различным категориям
учащихся и их семей. Проведена работа по реализации проектов антинаркотической
направленности в электронных средствах массовой информации, в том числе в сети
Интернет. Целенаправленно проводится работа по улучшению качества воспитания за счет
формирования у обучающихся ценностей здорового образа жизни, формирования активной
гражданской позиции в сфере профилактики наркомании. Планомерно и целенаправленно
проводится информационно-наглядная агитация, развитие и стимулирование детского
творчества.
Рекомендации:
1.
Продолжить профилактическую работу с родителями и их детьми, намечать и
реализовать конкретные действия со стороны родителей, школы, социального педагога и
педагога-психолога, представителей административных органов для оказания социальнопсихологической помощи обучающимся.
2.
Социальной и психологической службе школы, классным руководителям
осуществлять постоянный контроль за семьями, имеющими детей группы риска и
неблагополучными семьями.
3.
Психолого-педагогическая
поддержку
осуществлять
через
проведение
родительских лекториев, проведение тематических встреч и родительских собраний.

4.
Вовлекать в работу с трудными подростками не только социального педагога,
педагога-психолога и классного руководителя, но и педагогов дополнительного
образования, мотивировать этих детей к творческой и трудовой деятельности
Дети группы риска постоянно находятся под контролем со стороны школы и педагогов. 3
детей занимаются в кружках и спортивных секциях, а коллектив старается задействовать
их в школьных мероприятиях и вовлекать в активности, где они могли бы проявить себя с
лучшей стороны.
8.
Модуль «Социальное партнерство (сетевое взаимодействие)»
МОУ «СОШ № 31» взаимодействует с другими образовательными организациями,
организациями культуры и спорта, общественными объединениями, традиционными
религиозными организациями народов России, разделяющими в своей деятельности цель и
задачи воспитания, ценности и традиции уклада школы, такими как: городские детские
библиотеки, МУ «Дворец Молодежи», центр психологической помощи «Юность», центр
помощи семье и детям «Семья», Подольский дом инвалидов, ветеранская организация
«Подольские просторы», представитель подольского благочиния, настоятель храма в с.
Поливаново, Сенин М.С., представители колледжей г. Подольска, Москвы.
С целью создания условий для профориентации учащихся в 6-11 классах была введена
внеурочная деятельность «Россия-мои горизонты», а также был реализован проект «Билет
в будущее» (6 А,Б,В, 10 А, Б классы).
В течение учебного года ребята посещали профпробы, занимались, проводили встречи с
представителями вузов-партнёров и представителями градообразующих предприятий.
В 2024-2025 учебном году планируется продолжить проведение профессионального
минимума в рамках внеурочной деятельности.
Рекомендации: активизировать взаимодействие с учреждениями–партнерами с целью
повышения
мотивации
старшеклассников
в
процессе
профессионального
самоопределения, продолжить участие в проекте «Билет в будущее», вовлечь в него больше
детей, родителей и педагогов.
9.
Модуль «Профориентация»
В МОУ «СОШ № 31» проводится профориетационная работа по разным направлениям,
работают педагоги-навигаторы, Кудряшова И.А., Духанина О.А., которые прошли курсы
повышения квалификации и получили удостоверения. Региональный проект «Билет в
будущее», который идет уже ни один, год стал постоянным центром притяжения для
классных руководителей 6-11 классов, детей и родителей школы. Проект предполагает
ознакомление всех участников образовательного процесса с возможностями, которые
предлагают различные площадки, поэтому, прежде всего, это организация
информационного порядка, а именно: публикации в школьных СМИ, объявления в
школьном портале, организация и проведения общешкольных родительских собраний для
ознакомления с профориентационной работой. Затем процесс регистрации и приема
заявлений тех, кто хотел бы вступить в проект. Хочется отметить, что из года в год
количество детей, заинтересованных в профориентации, постоянно растет. Далее
проведение профориентационных классных часов и занятий, чтобы все дети-участники
проекта включились в проект и заинтересовались выбором будущей профессии. После
проведения классных часов проходит профориентационное тестирование. Проект «Билет в
будущее» предполагает информационное сопровождение каждого участника через личный
кабинет, где ученики проходят тестирование, и система выдает результат с наиболее

вероятными профессиями для каждого, согласно интересам. Далее по результатам
тестирования начинается примерочная профессий, дети участвуют в профессиональных
пробах в СПО.
В течение учебного года учащиеся 8-11 классов посетили профориентационные городские
мероприятия на базе колледжей РГУТИС, коллежда им. А.В. Никулина, КЗ Администрации
г.о. Подольск.
Педагоги выстраивают свою работу таким образом, чтобы профориентация как
надпредметность присутствовала во всем. Каждый год наши ученики участвуют в
муниципальных конкурсах, где занимают призовые места, проявляют свои таланты не
только в школе. Проходят конкурсы профориентационной направленности.
Профориентационная работа ориентирована на формирование у школьников трудолюбия,
готовности к планированию своего жизненного пути, выбору будущей профессиональной
сферы деятельности и необходимого для этого образования. Формы работы, направленной
на самоопределение обучающихся, разнообразны, дети заинтересованы в происходящем и
вовлечены в организуемую деятельность. Благодаря проделанной работе большинство
выпускников 9 и 11 классов определились в выборе будущей профессии.
10.
Модуль «Школьные медиа»
Медиа в МОУ «СОШ № 31» направлены на развитие коммуникативной культуры
обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой
самореализации учеников. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
•
разновозрастный редакционный совет обучающихся, обучающихся старших классов
и консультирующих их педагогических работников, целью которого является освещение
наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых
дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления (школьная
газета «Переменка»);
•
школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей, капустников;
•
школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество обучающихся и
педагогических работников, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую
группу в социальных сетях с целью освещения деятельности школы в информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного
освещения жизни школы для обучающихся, педагогических работников и родителей.
На базе МОУ «СОШ № 31» создана школьная газета «Переменка», редакционная коллегия
которой является добровольным объединением, действующим в рамках ученического
самоуправления школы, и направлено на формирование творческой личности,
ориентированной на созидательную деятельность. В этом году вышло два выпуска газеты,
над которыми трудились наши учащиеся и руководитель школьной
газеты, Петрова Е.А.. Также на базе школьного отряда ЮИД «Зеленый свет» создан
школьный пресс-центр, освещающий деятельность отряда.
Рекомендации: усилить работу школьных СМИ, способствовать развитию школьной
газеты, расширению школьного медиацентра.

11.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Предметно-пространственная среда школы выстроена с учетом принципов
многофункциональности, вариативности, насыщенности, доступности и безопасности.
Оформление помещений школы государственной символикой РФ, субъекта и
муниципального образования, проведение церемоний поднятия и спуска государственного
флага, исполнение государственного гимна способствуют развитию патриотических
качеств личности школьников.
В школе организованы места новостей, которые содержат актуальные материалы;
экспозиции творческих работ учеников.
В течение года пространство школы оформлялось к проведению значимых для
школы событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров.
Событийный дизайн школы получил высокие оценки по отзывам учеников, родителей и
педагогов. Большинство школьников принимают активное участие в его создании.
В течение учебного года совместно с обучающимися происходила разработка и
оформление событийного дизайна школы:
−
к различным памятным событиям: Дню солидарности в борьбе с терроризмом; дню
Победы, Дню России;
−
к праздникам: Дню учителя, 8 марта, Новому году – конкурс дверь в Новый год,
−
к тематическим неделям: Неделя толерантности, Неделя российской науки, Неделя
«Мы – за здоровый образ жизни»;
Отдельное направление работы – оформление тематических фотозон к праздникам.
Качество совместной деятельности педагогов и обучающихся по созданию предметнопространственной среды, ее поддержанию и использованию в воспитательном процессе
1. Наличие в вестибюле школы обязательной зоны «Государственная символика РФ»,
символики субъекта РФ, муниципального образования (флаг, герб).
Да.
2. Наличие обязательных зон «Возможности и проекты для детей».
В наличии зоны: «Движение первых», «Орлята России», «ЮИД», «Юнармия». Остальные
– в процессе оформления.
3. Фактическое проведение церемоний поднятия (спуска) Государственного флага РФ.
Проведены все запланированные церемонии поднятия и спуска Государственного флага
РФ.
4. Наличие «мест гражданского почитания».
Стена Памяти, посвященная 43-й Армии.
5. Доступная, привлекательная, позитивная форма подачи новостной информации
гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания и т. п.
Да.
6. Наличие регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных
предметных областях.
Да. Экспозиции меняются своевременно.
7. Поддержание эстетического вида помещений школы.
Эстетический вид поддерживается постоянно, осуществляется дежурство классов.
Выводы:
1.
Организована системная работа по оформлению пространства школы к памятным
датам, тематическим неделям.

2.
Не оборудованы зоны активного и спокойного отдыха, игровые зоны.
3.
Оборудованы места для оформления выставок творческих работ обучающихся.
4.
Содержание постоянных стендов по-прежнему в основном носит формальный
характер, на них редко обращает внимание половина ученического коллектива школы.
5.
Не во всех кабинетах оформлены классные уголки.
Рекомендации:
1.
Продолжить работу по оформлению пространства школы к памятным датам,
тематическим неделям с включением «интерактивных» элементов.
2.
Разработать перспективный план оформления школьного пространства на 2024-2025
гг.
3.
Во всех классных кабинетах обеспечить оформление классных уголков с
обязательным включением в содержание государственной символики, Правил класса.
Обучающиеся и педагоги в течение учебного года в школе стали участниками акций
«Новый год», «Окна Победы», «Бессмертный полк». Ученики вместе с педагогами
творчески оформляли окна и рекреации школы. К праздничным датам школьники украшали
свои кабинеты, оформляли выставки рисунков и поделок.
Рекомендации: при создании предметно-эстетической среды образовательной организации
следует учитывать традиции школы, делать акцент внимание на важных ценностях школы,
ее традициях.
12.
Модуль «Работа с родителями/законными представителями»
В настоящее время в школе обучается 1403 обучающихся. Администрацией и
педагогическим коллективом была поставлена цель: внедрение к 2023 году системы
продуктивного взаимодействия родителей и образовательной организации для создания
развивающей среды обучения для школьников.
Основные задачи были определены как:
1.
вовлечение родителей во
все
сферы деятельности школычерез
системное взаимодействие педагогов и родительских коллективов классов;
2.
объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию
и развитию ребенка;
3.
формирование
у
родителей
позиции
«ответственного
родительства»,
предполагающей наличие потребностей в познании, саморазвитии.
4.
организация педагогического сопровождения семьи (изучение, консультирование,
оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др).
На административном совещании были приняты управленческие решения, а трудовым
коллективом разработан ряд мероприятий, направленный на повышение уровня
вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.
В 2023-2024 учебном году были проведены:
1.
Анализ опроса родительской общественности степени удовлетворенности
образовательным процессом показал, что этот показатель равен 74%. Мониторинг среди
родительского состава выявил высокий уровень запроса родителей. Чтобы решить эту
проблему, было решено разработать программу «Школа как открытое образовательное
пространство».

2.
Для систематического информирования родительской общественности о школьной
жизни на сайте школы, в телеграмм – канале, в сообществе «В Контакте» обновляется
новостная лента проводимых мероприятий, выкладываются фотографии с мероприятий.
3.
В школе постоянно действует совет профилактики. На него регулярно
приглашаются обучающиеся с низкой успеваемостью и их родители. Заседания совета
проходят в присутствии не только классного руководителя и предметников, но и психолога,
школьной службы медиации. Родителям оказывается консультативная помощь, для
учащихся с низкой успеваемостью формируется индивидуальная образовательная
траектория, назначаются контрольные даты повторных встреч.
Рекомендации: совершенствование службы активной помощи родителям по оказанию
психолого-педагогического сопровождения семьи.
13. Модуль «Детские общественные объединения и организации»
В школе действуют детские общественные объединения: первичное отделение РДДМ,
отряды «Юнармия», отряд ЮИД «Зеленый свет», «Орлята России», Школьные
медиа, Школьный театр, Школьный хор, Школьный туристический клуб и
Школьный спортивный клуб.
На конец 2022-2023 учебного года было зарегистрировано 145 активистов РДДМ, на конец
2023-2024 учебного года-268 человек.
Каждый месяц был посвящен определенной теме, исходя из тематики месячника была и
построена воспитательная работа.
Всю информацию о проведенных мероприятиях, концертах, акциях, рейдах выкладывали в
социальных сетях (Вконтакте и Телеграм).
Основные активности 2023-2024 учебного года:
Название активности
Рабочие встречи с советом старшеклассников и
активистами РДДМ ( в течении года)
Акция «Посади свое дерево»
Акция «В ответе за хвост»
Акция «Книга другу»
Акция «Подари книге жизнь»
Акция «Лента памяти»
Акция «День добрых дел»
Акция «Окна Победы»
Флешмоб «Неделя добрых дел»
Флешмоб ко Дню города
Посещение выставки «Россия»
Награждение активистов РДДМ
Неделя «Благополучие и безопасность»
Участие в игре «Машинариум»
Конкурс «Зарядка Первых»
Акция «Открывая книгу с Первыми»
Конкурс «Смотр стоя и песни»
Акция «Письмо защитнику Отечества»
Акция «Позывной»
Всероссийская акция «Атлас природы»

Кол-во
участников
315
50
400
70
20
900
Более 1400
500
Более 1400
25
50
25
35
5
5
25
200
50
50
10

Участие в акции «Неделя добрых дел»
Всероссийская акция «Добро в движении»
Всероссийская акция «Открытая премьера»
Всероссийская акция «Цветок надежды»
Всемирный день театра
Космическая игра «Здравствуй, инопланетянин»
Посещение музея космонавтики в г. Калуга
Участие в военно-патриотической игре «Зарница 2.0»
Школа актива
Урок памяти «Подвигу народа жить в веках»
Акция «День добрых дел»
Акция «Окна Победы»
Акция «День России»

50
5
25
50
10
20
25
12
7
25
100
50
15

В МОУ «СОШ № 31» в 2023-2024 учебном году проводилось военно- патриотическое
воспитание учащихся школы. В отряде «Патриот» насчитывается 46 юнармейцев
(учащиеся 5 Г и 6 Ю классов). Начиная со 2 сентября отряд начал свою активную работу в
юнармейском движении города Подольска.
Юнармейцы нашей школы участвовали в различных мероприятиях, таких как: классные
часы «Память погибшим Беслана», «Битва под Москвой», «Добрые дела» (организовывали
сбор гуманитарной помощи для участников СВО), «Никто не забыт, ничто не забыто».
Всероссийские и городские акции: поздравление ветеранов на дому с Днем Защитника
Отечества, акция «Посади дерево». Принимали участие в мероприятии, посвященном
присоединению Крыма к России; конкурс стихотворений и рисунков к 78-летию Победы.
Уроки мужества «Сталинградская битва», «День неизвестного солдата», «Блокада
Ленинграда». Приняли участие во всероссийском проекте военно-патриотического
направления «Наследники Победы».
Юнармейцы приняли активное участие во
Всероссийской акции: "Окна Победы". 19 апреля «День памяти о геноциде советского
народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны».
Таким образом, план работы юнармейского отряда за истекший 2023-2024учебный год
можно считать выполненным. Мероприятия, запланированные в учебном году, проведены
полностью.
Отряд ЮИД «Зеленый свет» существует в школе с 2014 года.
Наиболее эффективной формой обучения и воспитания личности безопасного типа
является деятельность отрядов юных инспекторов дорожного движения (ЮИД). Чтобы
продолжить получение новых знаний в области безопасности движения, закрепить и
совершенствовать уже полученные знания и навыки в начальной школе, в школе работает
отряд ЮИД «Зеленый свет». Членами отряда ЮИД являются учащиеся с 1 В и 5 В классов.
Отряд ЮИД имеет свою эмблему, название, девиз, законы.
Составлен план работы отряда ЮИД и план занятий с юными инспекторами движения.
Работа ведется постоянно. Руководят отрядами Абрамова П.Г., Громова Д.Р.
Юидовцы занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и
подростков и предупреждением их нарушений. В работе отряда в течение всего
учебного года использовались различные формы работы: беседы «Будь осторожен!», «Как
вести себя в автотранспорте», «Раз, два, три, четыре, пять – ты выходишь погулять…»,

«Будем правильно мы знать обязательно на пять и др. Конкурсы рисунков: «Дорога в
школу», «Дорога глазами детей», «Безопасность дорожного движения», игры и
соревнования на знания ПДД, проведение викторин «Знатоки дорожных знаков»,
посвящение в ЮИД учащихся 1 В класса.
04.09.2023 Профилактика
детского
дорожно-транспортного травматизма.
Проведены классные часы.
10.11.2023 Всероссийская олимпиада по БД на базе учи.ру, приняли участие 30
школьников.
22.05.2023 приняли участие в муниципальном этапе Московского областного слета
инспекторов движения «Безопасное колесо».
ЮИДовцами проводятся ежемесячные минутки безопасности на уроках, накануне каникул
ребята выходят в классы с профилактическими беседами и лекциями. Дети рисуют рисунки
на различные ситуации по ПДД, пишут сочинения. Таким образом, работу отряда
«Дорожные знаки» можно признать удовлетворительной.
Школьный кукольный театр «Балаганчик» начал свою работу в 2016 году. Это очень
кропотливая и интересная работа, которая увлекает детей в интересный мир театрального
и музыкального искусства.
Для решения поставленных задач в течение года были проведены ряд занятий: беседа с
детьми на тему: «Что такое театр», какие бывают виды театра, посещают ли дети наш
драматический театр. Рассказали детям о профессиях в театре (актёр, художник,
композитор). В 2023- 2024 посещали 63 обучающихся.
Руководитель кружка Федорищева Ж.И. работала с детьми по основным направлениям:
развитие музыкального слуха; чувства ритма; театральная игра; культура речи; основы
театральной культур.
Вокруг игрового сюжета выстраивались содержания различных видов деятельности
подбирались творческие игры, упражнения, задания, которые рассчитаны на активное
участие каждого ребенка. Большое внимание уделялось развитию сценических и
специальных музыкальных способностей детей (это чистота интонации, чувство ритма,
ладовое чувство, музыкально-слуховые представления); развитию слухового восприятия и
координации движений; также развитию психических процессов ребенка: воображения,
фантазии, памяти, внимания, ассоциативно-образного мышления и, конечно же, творчества
и импровизационных способностей.
В своей работе педагоги использовали приемы, направленные на развитие уверенности
ребенка в себе, социальных навыков поведения:
•
выбор детьми роли по желанию;
•
назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
•
проигрывание ролей в парах.
Сценарии для драматизации подбирали в соответствии с возможностям детей.
Наблюдая за детьми, беседуя с ними, виден результат работы: дети с удовольствием
импровизируют, фантазируют, проявляют творчество; у детей появилось желание
участвовать в игре, инсценировках, спектаклях; дети эмоциональны, выразительны в
движениях; свободно вступают в контакт, как со своими сверстниками, так и со взрослыми.
Приняли участие в Муниципальном фестивале-конкурсе театральных коллективов
«Премьера», стали дипломантами Муниципального конкурса театральных коллективов.

В результате работы кружка дети научились держаться на сцене перед зрителями, чётко и
громко произносит текст, стали более музыкальными.
После выступлений перед детьми и взрослыми у детей появилось ощущение успешности,
уверенность в собственных силах, появилось желание проявлять свои творческие интересы
и возможности.
Проведённая диагностика в виде беседы показала положительную динамику в развитии
творческих способностей. У детей повысился интерес к театрализованной деятельности.
Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
Расширились представления детей об окружающей действительности. Обогатился и
активизировался словарь детей. Повысилась интонационная выразительность речи.
Улучшилась память, мышление, воображение, внимание детей. Дети научились правильно
оценивать свои и чужие поступки.
Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
Также уделялось внимание взаимодействию с родителями. Беседа с ними, присутствие по
мере возможности на детских выступлениях. После выступления обсудить с ребенком
результат, отметить достижения и определить пути дальнейшего совершенствования.
Постепенно у ребенка вырабатывается понимание театрального искусства, специфическое
«театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
Таким образом, по результатам данной работы можно увидеть, что вовлечение детей в
театрализованную деятельность способствовало развитию у них творческих способностей.
Дети, которые посещали театральный кружок, стали более раскрепощёнными, научились
импровизировать, стали более открытыми, лёгкими в общении, обрели уверенность в себе,
стали более музыкальными. Приобретённые качества обязательно помогут им в будущем
найти своё место в обществе, чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации.
Участие обучающихся в конкурсах по линии проекта «Орлята России»
В 2023-24 учебном году на базе МОУ СОШ №31 было организовано 4 отряда по программе
«Орлята России»
1А класс- 26 человек (КуцырьИ.А.)
1Б класс – 20 человек (Ревикова Е.Д.)
3Г класс – 15 человек (Горшкова А.А.)
4Б класс – 28 человек (Симакова М.В.)
Помимо выполнения обязательных треков отряды привлекались к участию в
муниципальных конкурсах и акциях.
Название конкурса
Кол-во работ,
Победители
участников
Участие в акции «День добрых дел»
80 чел
Участие в акции «Подари цветы»
20 чел
Участие в акции «В ответе за хвост»
30 чел
Участие в акции «Открытки»
50 чел
Новый год в Эфире
45 чел
4Б - 3 место, 1А
-1 место
Новогодняя игрушка
25 чел
3Г - 3 место
1Б участие
Отрядная песня
20 чел
1Б участие
Поющие орлята
20 чел
1Б участие

Конкурс скетчей “Веселые орлята”
Театральный Орленок
Перезарядка
Итого победителей/участников

26 чел
7 чел
20 чел

1А участие
3Г – 3 место
4Б – 3 место
Побед – 5
Участие - 4

В марте 2024 года к реализации программы присоединились дети дошкольного отделения
МОУ СОШ №31 в составе 10 человек (рук-ль Коньшина М.С.). Дети выполняли треки
программы. В конкурсах не участвовали.
На базе школы создана школьная газета, редакционная коллегия которой является
добровольным объединением, действующим в рамках ученического самоуправления
школы, и направлено на формирование творческой личности, ориентированной на
созидательную деятельность. В 2023-2024 году в школе вышло 2 выпуска газеты, над
которыми трудилась вся команда пресс-центра.
Также действует спортивный клуб «Олимп». Занятия в школьном спортивном клубе
проводятся в соответствии с программами, учебными планами, расписанием занятий.
Комплектование групп осуществляется с учетом пола, возраста, состояния здоровья и
уровня физической подготовленности, спортивной направленности, по желанию детей, в
соответствии с требованиями СанПин.
Рекомендации: детские общественные объединения интересны для школьников, они
стремятся участвовать в организуемой ими деятельности. Деятельность, которую ведут
детские общественные объединения, дает возможность каждому ребенку найти себе дело
по силам и по желанию. Необходимо поддерживать на должном уровне работу отряда
«Юнармия», отряда юных инспекторов движения, популяризировать среди детей и
взрослых деятельность РДДМ, способствовать укреплению Школьного театра, развивать
Школьный спортивный клуб, поддерживать Школьные медиа.
Анализ результатов работы школы по воспитанию, социализации и саморазвитию
школьников
Способы получения информации: педагогическое наблюдение, анализ школьной
документации.
Анализ проведен заместителем директора по воспитательной работе совместно с
классными руководителями. По итогам анализа проведено обсуждение его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей с приглашением
педагогов-предметников, педагогов внеурочной деятельности.
Какие проблемы школа будет решать в 2024-2025 учебном году
•
формирование социальной компетентности обучающихся уровня НОО;
•
повышение
уровня
учебной
мотивации,
познавательной
активности,
ответственности и самостоятельности, сформированности нравственных ценностей
обучающихся 5–11-х классов;
•
формирование патриотических качеств личности обучающихся всех уровней
обучения;
Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых
В самоанализе состояния организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых
принимали участие:

директор;
заместители директора;
классные руководители;
дети (определенное количество);
родители (один представитель от класса).
В направлении личностного роста обучающихся наблюдалась позитивная динамика. В
начальных классах (1-4 классы) это отразилось в освоении школьниками навыков
социального становления – адаптация к условиям школьной жизни, соблюдение правил
школьной жизни, проявление самостоятельности в самообслуживании.
В среднем звене (5-8 классы) обучающиеся пополнили основные социальные навыки,
успешно транслировали освоенные модели поведения, приемлемые и одобряемые в
обществе.
В старшем звене (9 - 11 классы) обучающиеся активнее включались в волонтерское
движение, в ученическое самоуправление, что подтверждает приобретение ими опыта
самостоятельного ценностно- ориентированного социального действия.
Качественными показателями личностного роста обучающихся в истекшем учебном году
стало:
увеличение количества детей в массовых мероприятиях;
включение детей в общешкольные мероприятия;
увеличение количества школьников-победителей и призеров конкурсов, фестивалей,
смотров творческой направленности, спортивных соревнований различных уровней;
активное участие обучающихся в социально-значимых проектах, акциях,
волонтерстве. Самоанализ показал, что:
общешкольные дела всегда планируются, организуются, проводятся и
анализируются совместно – школьниками и педагогами;
дела интересны большинству школьников;
участие школьников в этих делах сопровождается их увлечением общей работой,
радостью и взаимной поддержкой;
Качество организации педагогами воспитательного процесса за период 2022-2023 учебного
года признано удовлетворительным. Воспитательные цели и задачи были ориентированы
на развитие воспитательной системы школы как общее условие формирования личностного
потенциала участников образовательного процесса. Воспитательный процесс строился в
соответствии с календарным планом воспитательной работы.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1.
В личностном развитии школьников за 2023-2024 учебный год отмечается
устойчивая позитивная динамика, в том числе в развитии патриотических качеств личности
обучающихся.
2.
Качество воспитательной работы школы в 2023-2024 году можно признать хорошим.
3.
Воспитательные мероприятия соответствуют поставленным целям и задачам
рабочей программы воспитания. Большая часть обучающихся школы приняла активное
участие в классных мероприятиях.
4.
Обучающиеся школы принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах
школьного уровня и показывают хорошие результаты.
5.
Внеурочная деятельность была организована согласно модулю «Внеурочная
деятельность». При этом учитывались образовательные запросы родителей обучающихся.

Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность в течение учебного года можно
оценить как удовлетворительную.
6.
Работа с обучающимися группы риска и их родителями осуществляется в рамках
модуля «Классное руководство» классными руководителями, а также в рамках модуля
«Профилактика и безопасность» и деятельности общественного объединения реализована
в полном объеме. По результатам анализа профилактической работы отмечается
положительная динамика.
7.
Работа с родителями в течение года проводилась согласно модулю «Взаимодействие
с родителями (законными представителями)» и планам воспитательной работы в классах в
различных формах. Установлена положительная динамика в посещаемости родительских
собраний, вовлеченности и заинтересованности родителей в воспитательных делах школы.
8.
Работа органов школьного ученического самоуправления осуществлялась в
соответствии с планом модуля «Самоуправление». Работу Совета старшеклассников можно
оценить как хорошую.
9.
Работа по профориентации осуществлялась в соответствии с планом модуля
«Профориентация». Эффективность профориентационной работы в среднем по школе
можно оценить как удовлетворительную.
10.
Работа ШМО классных руководителей осуществлялась в соответствии с планом
ШМО и поставленными целями и задачами воспитательной работы. По результатам работу
ШМО можно оценить как хорошую.
11.
Реализация рабочей программы воспитания осуществлялась в соответствии с
календарными планами воспитательной работы по уровням образования. Степень
реализации – 98 процентов.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1.
Отметить работу:
•
классных руководителей: 1 –х, 2 А, 2 В, 3 Б, 3 Г, 3 Д, 4 А, 4 В, 4 Г, 6 Б, 8 А, 8 В, 8 Г,
8 Д, 10 Б классов.
2.
При планировании и организации воспитательной работы на 2024-2025 учебный год
заместителю директора по ВР Духаниной О.А. и педагогам-организаторам:
•
привлекать к планированию, организации и анализу общешкольных дел школьников
и родительскую общественность;
•
пересмотреть формы проведения традиционных общешкольных дел с учетом
пожеланий школьников и родителей;
•
расширить перечень воспитательных дел, способствующих патриотическому
воспитанию школьников;
3.
Педагогам-предметникам:
•
шире использовать возможности игровой, интерактивной и проектной технологий
для организации учебной деятельности обучающихся при реализации воспитывающего
компонента уроков;
•
при составлении тематического планирования учебных предметов, курсов
внеурочной деятельности предусмотреть возможность проведения занятий с
использованием социокультурных объектов школы, пришкольной территории, города;
•
при разработке поурочных планов предусматривать организацию интерактивной
деятельности обучающихся на различных этапах урока;

•
следить за своим поведением, речью, манерами, стилем общения с учениками и
коллегами;
•
во время уроков следить за тем, как дети общаются с учителем, между собой; четко
оговаривать правила поведения во время работы в группе или в парах, формируя тем самым
нравственные формы общения;
4.
Классным руководителям и педагогам внеурочной деятельности:
•
организовать работу с обучающимися и их родителями по обеспечению уровня
вовлеченности в 2024-2025 учебном году не менее 95 процентов;
•
принимать своевременные и адекватные ситуации меры по сохранению
контингента;
5.
Классным руководителям поддерживать инициативы Совета старшеклассников:
•
способствовать выполнению решений Совета старшеклассников в своих классах;
•
контролировать участие представителей класса в работе Совета старшеклассников;
•
выбирать представителей в Совет старшеклассников из инициативных и
ответственных учеников своих классов;
•
привлекать Совет старшеклассников к решению вопросов класса, связанных с
успеваемостью, посещаемостью и дисциплиной;
6.
Пересмотреть систему работы по профориентации на уровне ООО:
•
активизировать разъяснительную работу среди обучающихся и их родителей
(законных представителей) о возможностях участия в проекте «Билет в будущее»;
•
усилить контроль со стороны классных руководителей за прохождением
обучающимися профессиональных диагностик и использованием индивидуальных
рекомендаций, выданных детям по результатам диагностик, в построении индивидуальных
маршрутов школьников;
•
привлекать родителей, учащихся к участию в реализации профориентационного
минимума.

Исполнитель: заместитель директора по воспитательной работе Духанина О.А/
Дата составления анализа: 17.06.2024.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».