Факультативный курс Введение в информатику 6 класс

Московская область
Комитет по образованию Администрации городского округа Г.о. Подольск
МОУ СОШ №31

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ СОШ №31

Абрамова П.Г.

Якушева Я.С.

Беляева Т.В.

Протокол № 1

Протокол № 1

Приказ № 157/23

от "30" августа 2023 г.

от "31" августа 2023 г.

от "31" августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Введение в информатику»
6 А, Б, В, Г, Ю класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Карначёва Юлия Михайловна
(учитель без квалификационной категории)
Зуева Ольга Владимировна
(учитель высшей квалификационной категории)

Подольск 2023

Рабочая программа факультативного курса по введению в информатику для 6 класса
составлена на основе образовательной программы МОУ СОШ №31. Программа соответствует
требованиям к результатам освоения ОП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также
планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
По основной образовательной программе школы на изучение отводится 34 часа (1 час в
неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024
учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание факультативного курса
Раздел 1. Информация вокруг нас
Обработка информации. Черные ящики.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление.
Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила
наименования файлов.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния.
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы
объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные
информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные
информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.
Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении
величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на
графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители
(Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение,
среда, режим работы, система команд.
Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица,
блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в
повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления
исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

2

•

•

•

■
■
■

•

•

•

•
■
■
■

•

Планируемые результаты изучения факультативного курса
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики,
являются:
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том
числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде; готовность оценивать своё поведение и поступки
своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков.
Ценности научного познания:
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к
самообразованию;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой; Формирование культуры здоровья:
ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и
за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ).
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, основанных на достижениях науки информатики.
Экологическое воспитание:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в
том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, составляющих базовую
основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к
самообразованию;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных
технологий, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на
3

•
•

•
•
•
•
•
•
•

•
•

•

•
•
•

•
•

здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной
эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Метапредметные:
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают
овладение универсальными учебными действиями - познавательными, коммуникативными,
регулятивными.
Универсальные познавательные действия Базовые логические действия:
умение определять понятия, строить логические рассуждения, делать выводы;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию. Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов.
Универсальные регулятивные действия Самоорганизация:
выявлять в учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений;
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
Самоконтроль (рефлексия):
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям.

4

Предметные результаты
К концу обучения в 6 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
• понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
• различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
• «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы
и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
• перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;
• строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
• понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
• понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя»,
• «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
• осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
• понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции
«следование», «ветвление», «цикл»;
• подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
• исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
• разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.

5

Тематическое планирование факультативного курса
Тема, раздел
курса

1. 1.
2. Информация
вокруг нас

2.
Информационн
ые технологии

Количество
часов по
ОП

Количество
часов по
рабочей
программе

Методы и формы
организации обучения.
Характеристика
деятельности
обучающихся (с учетом
рабочей программы
воспитания)

2

2

Устный опрос, онлайн
тест. Приводить примеры
ситуаций правильного и
неправильного поведения
в компьютерном классе,
соблюдения и
несоблюдения
гигиенических
требований при работе с
компьютерами. Называть
основные компоненты
персональных
компьютеров и
мобильных устройств,
объяснять их назначение.
Объяснять работу
устройств компьютера с
точки зрения организации
процедур ввода и
вывода информации.

6

6

Устный опрос,
письменный контроль,
практическая работа.
Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Приводить примеры
информационных
процессов. Выбирать
форму представления
информации в
зависимости от
поставленной задачи.
Осуществлять обработку
информации по
заданному алгоритму.
Разрабатывать алгоритм
преобразования
информации.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

РЭШ
https://resh.edu.ru/
ФОКСФОРД
https://foxford.ru/
ЯКЛАСС
https://www.yaklass.ru/

6

3.

12

12

14

14

34

34

Информационно
е моделирование

3.
Алгоритмика

Итого

Устный опрос,
письменный контроль,
практическая работа.
Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Приводить примеры
информационных
процессов. Выбирать
форму представления
информации в
зависимости от
поставленной задачи.
Осуществлять обработку
информации по
заданному алгоритму.
Разрабатывать алгоритм
преобразования
информации.
Устный опрос,
письменный контроль,
практическая работа.
Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Приводить примеры
информационных
процессов. Выбирать
форму представления
информации в
зависимости от
поставленной задачи.
Осуществлять обработку
информации по
заданному алгоритму.
Разрабатывать алгоритм
преобразования
информации.

МЭШ
https://school.mos.ru/
Просвещение
медиатека
https://media.prosv.ru/

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».