Электив Классика и современность 10 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Классика и современность»
10 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Духанина Олеся Александровна
(учитель высшей квалификационной категории)

2023 г

Рабочая программа элективного курса «Классика и современность» для
обучающихся 10 класса составлена на основе школьного компонента учебного плана.
Программа соответствует требованиям к результатам освоения ООП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также планируемым результатам духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной
рабочей программе воспитания.
По образовательной программе школы на изучение литературы на базовом уровне
отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком
МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1
час в неделю).
Содержание учебного предмета
Тема 1. Древнерусская литература
Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков».
Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной
литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая
характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной
раздробленностью.
Тема 2. Литература русского Просвещения XVIII века
М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев.
«Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское
Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в
русском Просвещении. «Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. Н.М.
Карамзин и А.Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе.
Д.И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.
Тема 3. Литература первой половины XIX века
Элегия и баллада как жанр поэзии В.А. Жуковского. А.С. Грибоедов. Традиции
классической комедии в театре А.С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента.
Зарождение романтизма в русской литературе. А.С. Пушкин. Сквозные темы лирики А. С.
Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».
М.Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. Поэтическая
преемственность. Сквозные темы в поэзии М.Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе
М.Ю. Лермонтова. Н.В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя
(мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности.
Тема 4. Литература второй половины XIX века
И.А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А.Н.
Островский – создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале
«Современник». И.С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»». Традиции
гражданской поэзии в творчестве Н.А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф.И.
Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля).
Традиции и новаторство в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. М.Е. Салтыков-Щедрин.
Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием. М.М. Бахтин о Ф.М.
Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М. Достоевского. Художественное время
и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л.Н. Толстого как
исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр
романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне.
Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века.
Малый жанр в русской прозе и творчество А.П. Чехова. Новаторство в русской драме.
Ремарка как средство художественной выразительности.
Тема 5. Литература XX века

Русская реалистическая проза начала века. И.А. Бунин. А.И. Куприн. Своеобразие
прозы И.А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской
усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в произведениях писателя.
Традиции русской прозы в повестях А.И. Куприна.
Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как
поэтические стили. А.А. Блок и образ революции, споры о ней. Своеобразие лирики А.А.
Блока. Поэмы А.А. Блока. А.А. Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве.
«Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В.В.
Маяковский – поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии
Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С.А.
Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой
С.А. Есенина. Особенности поэтического языка.
А.М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и
новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные
проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в
произведениях писателя.
Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А. Шолохова, И.Э.
Бабеля, М.А. Булгакова, А.А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в
разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А.
Шолохова, И. Бабеля, А. Фадеева. Поиски героя времени.
Возвращенная литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А. Солженицын.
Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на
русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом
жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина.
Тема 6. Литература о Великой Отечественной войне
А. Твардовский, М. Шолохов, Б. Васильев, В. Некрасов. Собирательный образ
русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в
постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В. Некрасова,
С.Алексиевича, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева.
Тема 7. Поэзия и проза 70-90-х годов XX века
Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного
образа. Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Астафьева.
Нравственные проблемы в творчестве писателей. Образ героя-интеллигента в
произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова. Новый лирический герой в
поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
После прохождения программы элективного курса «Классика и современность»
учащиеся должны
Знать:
1. произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или
более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
2. предмет,
ключевые
вопросы
и
основные
составляющие
элементы изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счёт
заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки
проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области.
Уметь:
1. обосновывать
выбор
художественного
произведения
для
анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его
проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

2. использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на
фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие
анализа;
3. давать
объективное
изложение
текста:
характеризуя
произведение,
выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать
их
развитие
в
ходе
сюжета,
их
взаимодействие
и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
4. анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности
развития и связей элементов художественного мира произведения: места
и времени действия, способы изображения действия и его развития,
способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их
характеров;
5. определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные
значения), оценивать их художественную выразительность с точки
зрения
новизны,
эмоциональной
и
смысловой
наполненности,
эстетической значимости;
6. анализировать
авторский
выбор
определённых
композиционных
решений
в
произведении,
раскрывая,
как
взаиморасположение
и
взаимосвязь определённых частей текста способствует формированию
его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на
читателя
(например,
выбор
определённого
зачина
и
концовки
произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
7. анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или
героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в
нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория,
гипербола и т.п.);

Тематическое планирование
№ п/п

Название
раздела

Количес
тво
часов
по ООП

Количест
во часов
по
рабочей
программ
е

Методы и формы
организации
обучения.
Характеристика
деятельности
обучающихся (с
учетом рабочей
программы
воспитания)

1.

Древнерусская
литература

1

1

2.

Литература
русского
Просвещения
XVIII века

1

1

3.

Литература
9
первой
половины XIX
века

9

4.

Литература
10
второй
половины XIX
века

10

Реализация
воспитательного
потенциала
уроков
(урочной деятельности,
аудиторных занятий в
рамках
максимально
допустимой
учебной
нагрузки)
может
предусматривать
(указываются конкретные
позиции, имеющиеся в
образовательной
организации
или
запланированные):
-максимальное
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебных
предметов
для
формирования
у
обучающихся российских
традиционных духовнонравственных
и
социокультурных
ценностей, российского
исторического сознания
на основе исторического
просвещения;
подбор
соответствующего
содержания
уроков,
заданий,
вспомогательных
материалов, проблемных
ситуаций
для
обсуждений;
-включение учителями в
рабочие программы по
учебным
предметам,
курсам, модулям целевых
ориентиров результатов
воспитания, их учет в
определении
воспитательных
задач
уроков, занятий;
-включение учителями в

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Интерактив
«Великие
зарубежные
писатели 19
века и их
произведения
» (МЭШ)
https://uchebn
ik.mos.ru/mat
erial/app/1872
19?menuRefer
rer=catalogue
Урок
«Лирические
жанры»
(МЭШ)
https://uchebn
ik.mos.ru/mat
erial_view/les
son_templates
/1384957?me
nuReferrer=ca
talogue
Интерактив
«Сквозные
темы русской
и мировой
литературы.
Русские и
зарубежные
писатели»
(МЭШ)
https://uchebn
ik.mos.ru/mat
erial/app/2600
91?menuRefer
rer=catalogue
Интерактив
«Великие
зарубежные
писатели 19

5.

Литература XX 11
века

11

6.

Литература о 1
Великой
Отечественной
войне

1

7.

Поэзия и проза 1
70-90-х годов
XX века

1

Итого

34

\

34

рабочие
программы
учебных
предметов,
курсов, модулей тематики
в
соответствии
с
календарным
планом
воспитательной работы;
-выбор методов, методик,
технологий,
оказывающих
воспитательное
воздействие на личность в
соответствии
с
воспитательным идеалом,
целью
и
задачами
воспитания,
целевыми
ориентирами результатов
воспитания; реализацию
приоритета воспитания в
учебной деятельности;
-привлечение внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту
изучаемых на уроках
предметов, явлений и
событий, инициирование
обсуждений,
высказываний
своего
мнения, выработки своего
личностного отношения к
изучаемым
событиям,
явлениям, лицам;
-применение
интерактивных
форм
учебной
работы
интеллектуальных,
стимулирующих
познавательную
мотивацию,
игровых
методик,
дискуссий,
дающих
возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой
работы,
которая учит строить
отношения и действовать
в команде, способствует
развитию критического
мышления;
-побуждение
обучающихся соблюдать
нормы
поведения,
правила
общения
со
сверстниками
и
педагогическими
работниками,
соответствующие укладу
общеобразовательной
организации,
установление
и

века и их
произведения
» (МЭШ)
https://uchebn
ik.mos.ru/mat
erial/app/1872
19?menuRefer
rer=catalogue
Урок
«Лирические
жанры»
(МЭШ)
https://uchebn
ik.mos.ru/mat
erial_view/les
son_templates
/1384957?me
nuReferrer=ca
talogue
Интерактив
«Сквозные
темы русской
и мировой
литературы.
Русские и
зарубежные
писатели»
(МЭШ)
https://uchebn
ik.mos.ru/mat
erial/app/2600
91?menuRefer
rer=catalogue
Интерактив
«Сквозные
темы русской
и мировой
литературы.
Русские и
зарубежные
писатели»
(МЭШ)
https://uchebn
ik.mos.ru/mat
erial/app/2600
91?menuRefer
rer=catalogue

поддержку
доброжелательной
атмосферы;
-организацию
наставничества
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся
над
неуспевающими
одноклассниками, в том
числе
с
особыми
образовательными
потребностями, дающего
обучающимся социально
значимый
опыт
сотрудничества
и
взаимной помощи;
-инициирование
и
поддержку
исследовательской
деятельности
обучающихся,
планирование
и
выполнение
индивидуальных
и
групповых
проектов
воспитательной
направленности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».