Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Московская область УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Классика и современность» 10 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составитель: Духанина Олеся Александровна (учитель высшей квалификационной категории) 2023 г Рабочая программа элективного курса «Классика и современность» для обучающихся 10 класса составлена на основе школьного компонента учебного плана. Программа соответствует требованиям к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания. По образовательной программе школы на изучение литературы на базовом уровне отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Содержание учебного предмета Тема 1. Древнерусская литература Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной раздробленностью. Тема 2. Литература русского Просвещения XVIII века М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. Н.М. Карамзин и А.Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе. Д.И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии. Тема 3. Литература первой половины XIX века Элегия и баллада как жанр поэзии В.А. Жуковского. А.С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А.С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А.С. Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека». М.Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М.Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М.Ю. Лермонтова. Н.В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности. Тема 4. Литература второй половины XIX века И.А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А.Н. Островский – создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник». И.С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»». Традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф.И. Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием. М.М. Бахтин о Ф.М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М. Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л.Н. Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века. Малый жанр в русской прозе и творчество А.П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности. Тема 5. Литература XX века Русская реалистическая проза начала века. И.А. Бунин. А.И. Куприн. Своеобразие прозы И.А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в произведениях писателя. Традиции русской прозы в повестях А.И. Куприна. Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили. А.А. Блок и образ революции, споры о ней. Своеобразие лирики А.А. Блока. Поэмы А.А. Блока. А.А. Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В.В. Маяковский – поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С.А. Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой С.А. Есенина. Особенности поэтического языка. А.М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в произведениях писателя. Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А. Шолохова, И.Э. Бабеля, М.А. Булгакова, А.А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А. Шолохова, И. Бабеля, А. Фадеева. Поиски героя времени. Возвращенная литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А. Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Тема 6. Литература о Великой Отечественной войне А. Твардовский, М. Шолохов, Б. Васильев, В. Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В. Некрасова, С.Алексиевича, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева. Тема 7. Поэзия и проза 70-90-х годов XX века Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей. Образ героя-интеллигента в произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова. Новый лирический герой в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы. Планируемые результаты освоения учебного предмета После прохождения программы элективного курса «Классика и современность» учащиеся должны Знать: 1. произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; 2. предмет, ключевые вопросы и основные составляющие элементы изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счёт заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области. Уметь: 1. обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты); 2. использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; 3. давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; 4. анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; 5. определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; 6. анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); 7. анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); Тематическое планирование № п/п Название раздела Количес тво часов по ООП Количест во часов по рабочей программ е Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) 1. Древнерусская литература 1 1 2. Литература русского Просвещения XVIII века 1 1 3. Литература 9 первой половины XIX века 9 4. Литература 10 второй половины XIX века 10 Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные): -максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; -включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий; -включение учителями в Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Интерактив «Великие зарубежные писатели 19 века и их произведения » (МЭШ) https://uchebn ik.mos.ru/mat erial/app/1872 19?menuRefer rer=catalogue Урок «Лирические жанры» (МЭШ) https://uchebn ik.mos.ru/mat erial_view/les son_templates /1384957?me nuReferrer=ca talogue Интерактив «Сквозные темы русской и мировой литературы. Русские и зарубежные писатели» (МЭШ) https://uchebn ik.mos.ru/mat erial/app/2600 91?menuRefer rer=catalogue Интерактив «Великие зарубежные писатели 19 5. Литература XX 11 века 11 6. Литература о 1 Великой Отечественной войне 1 7. Поэзия и проза 1 70-90-х годов XX века 1 Итого 34 \ 34 рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; -выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; -применение интерактивных форм учебной работы интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; -побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и века и их произведения » (МЭШ) https://uchebn ik.mos.ru/mat erial/app/1872 19?menuRefer rer=catalogue Урок «Лирические жанры» (МЭШ) https://uchebn ik.mos.ru/mat erial_view/les son_templates /1384957?me nuReferrer=ca talogue Интерактив «Сквозные темы русской и мировой литературы. Русские и зарубежные писатели» (МЭШ) https://uchebn ik.mos.ru/mat erial/app/2600 91?menuRefer rer=catalogue Интерактив «Сквозные темы русской и мировой литературы. Русские и зарубежные писатели» (МЭШ) https://uchebn ik.mos.ru/mat erial/app/2600 91?menuRefer rer=catalogue поддержку доброжелательной атмосферы; -организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; -инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.