Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Московская область УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Информатика в задачах» 11 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составитель: Зуева Ольга Владимировна (учитель высшей квалификационной категории) 2023 г 1 Программа учебного предмета «Информатика в задачах» для 11 класса составлена на основе предметной программы, входящей в состав основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СОШ №31. Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. По авторской программе на изучение отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствие с «Годовым календарным графиком СОШ №31» рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Форма промежуточной аттестации решение тренировочного варианта. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; У обучающегося могут быть сформированы: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы. Метапредметные результаты: Познавательные: Обучающийся научится: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, навыками разрешения проблем; Обучающийся получит возможность научиться: способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Регулятивные: Обучающийся научится: самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; Обучающийся получит возможность научиться: владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов 2 решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: Обучающийся научится: умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; Обучающийся получит возможность научиться: умению определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности; Предметные результаты: Обучающийся научится: формированию представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов ЕГЭ по информатике; Обучающийся получит возможность научиться: формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую; осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения; строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему; использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи; писать программы. 3 Содержание учебного предмета Модуль 1. Основы логики Тема 1. Формы мышления Алгебра логики. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений. Проведение исследования и создания таблицы «Мой район». Логические схемы. Тема 2. Логические задачи. Способы решения логических задач. Модуль 2. Моделирование и компьютерный эксперимент Тема 1. Считывание данных в разных типах информационных моделей Общая структура деятельности по созданию компьютерных моделей. Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы). Математические модели (графики, исследование функций). Построение и использование информационных моделей реальных процессов (физических, химических, биологических, экономических). Модуль 3. Программные средства информационных и коммуникационных технологий Тема 1. Операционная система: назначение и функциональные возможности. Графический интерфейс (основные типы элементов управления). Файлы и файловые системы (файловые менеджеры и архиваторы). Оперирование информационными объектами с использованием знаний о возможностях информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации). Технологии и средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа (антивирусные программы, межсетевые экраны и др.). Модуль 4. Технология обработки информации. Тема 1. Технология обработки графической и звуковой информации Растровая графика. Графические объекты и операции над ними. Векторная графика. Графические объекты и операции над ними. Компьютерное черчение. Выделение, объединение, перемещение и геометрические преобразования фрагментов и компонентов чертежа. Создание и редактирование цифровых звукозаписей. Компьютерные презентации: типы слайдов, мультимедиа эффекты, организация переходов между слайдами. Создание проекта «Охрана леса. Основные места». Тема 2. Технология обработки информации в электронных таблицах Ввод и редактирование данных в электронных таблицах, операции над данными. Экспорт и импорт данных. Типы и формат данных. Работа с формулами. Абсолютная и относительная ссылки. Использование функций. Статистическая обработка данных. Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков. Построение графиков элементарных функций. Тема 3. Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных Структура базы данных (записи и поля). Табличное и картотечное представление баз данных. Сортировка и отбор записей. Использование различных способов формирования запросов к базам данных. Тема 4. Телекоммуникационные технологии Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети. Адресация в сети. Услуги компьютерных сетей: World Wide Web (WWW), электронная почта, файловые архивы, поисковые системы, чат и пр. Поиск информации в Интернет. Методы и средства создания и сопровождения сайта (основы HTML). Модуль 5. Технологии программирования Тема 1. Чтение программ на языке программирования Чтение короткой (30-50 строк) простой программы на алгоритмическом языке (языке программирования). Поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте (10-20 строк) программы. Тема 2. Элементы массива Работа с элементами двумерного массива. Поиск элементов двумерного массива. Создание собственной программы (30-50 строк) для решения задач. 4 Тематическое планирование учебного предмета № п/п Название раздела Количество часов по образовательной программе Реализация программы воспитания Количество часов по рабочей программе 1. Основы логики 7 1.1 Формы мышления 4 1.2. Решение логических задач 3 3 2. Моделирование и компьютерный эксперимент 2 2 2.1. Считывание данных в разных ти- 2 пах информационных моделей 2 3. Программные и технические средства информационных и коммуникационных технологий Операционная система. Файлы и файловые системы Технология обработки информации Технология обработки графической и звуковой информации Технология обработки информации в электронных таблицах Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных Телекоммуникационные технологии Технология программирования Чтение программ на языке программирования. Элементы массива 2 2 2 2 13 13 3.1. 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 5. 5.1. 5.2 2 7 1 1 4 2 4 4 2 2 5 5 9 9 3 3 6 6 Тренинг по вариантам 1 1 Итого 34 2 34 5