История 6 класс

Московская область
Комитет по образованию Администрации Г.о. Подольск
МОУ СОШ №31

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
Каргина Т.Ф.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Якушева Я.С.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ СОШ № 31
Беляева Т.В.

Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

Протокол №1
от «31» августа 2023 г.

Приказ № 157/23
от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История»
6А, Б, В, Г, Ю класса
(68 часов, 2 часа в неделю)

Составитель: Фомин Виктор Анатольевич
учитель истории и обществознания

Подольск 2023

Рабочая программа по истории для 6 класса разработана на основе федеральной
рабочей программы по учебному предмету «История», входящей в состав образовательной
программы МОУ СОШ №31. Программа соответствует планируемым результатам освоения
предмета, современным целям основного общего образования, представленных во ФГОС
ООО, а также планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ
№31».
По образовательной программе школы на изучение истории на базовом уровне
отводится 68 часов (2 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком
МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 68 часов (2
час в неделю).
Предусмотрено выполнение контрольных работ-2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Введение
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья.
Народы Европы в раннее Средневековье
Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Завоевание
франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие
франками христианства.
Франкское государство в VIII–IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его
военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское
возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя.
Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания.
Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства. Христианизация
Европы. Светские правители и папы.
Византийская империя в VI–ХI вв.
Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан.
Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Войны Византии: с варварскими
королевствами, болгарским царством, русско-византийские войны. Попытка восстановить
величие Римской империи, Византия и славяне. Власть императора и церковь. Церковные
соборы. Культура Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура
(архитектура, мозаика, фреска, иконопись).
Арабы в VI–ХI вв.
Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов.
Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа
новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура
исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и
искусства. Архитектура.

Средневековое европейское общество
Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и
рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура.
Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города – центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии.
Городское управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые городареспублики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике.
Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба
пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги.
Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения.
Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII–ХV вв.
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная
монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война;
Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в ХII–ХV вв. Польско-литовское государство в XIV–
XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском
полуострове. Итальянские государства в XII–XV вв. Развитие экономики в европейских
странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV в.
(Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII–ХV вв. Экспансия турокосманов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.
Культура средневековой Европы
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и
общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры.
Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и
человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение
европейского книгопечатания; И. Гутенберг.
Страны Востока в Средние века
Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии),
управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава:
общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков,
управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба
против завоевателей. Япония в Средние века: образование государства, власть императоров и
управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман,
Делийский султанат.
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и
ремесла.
Государства доколумбовой Америки в Средние века
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования,
культура. Появление европейских завоевателей.
Обобщение
Историческое и культурное наследие Средних веков.

ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Введение
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории.
Источники по истории России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная
Европа в середине I тыс. н. э.
Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое искусство.
Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода от присваивающего
хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление
металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей
металлургии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном
веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Появление первого в
мире колесного транспорта.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э. Скифы и
скифская культура. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское
царство. Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о
славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три
ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи
– балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая
организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат.
Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Русь в IX – начале XII в.
Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской
государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в
конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь. Скандинавы на
Руси. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья.
Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы,
кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки».
Волжский торговый путь. Языческий пантеон.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская
земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы,
колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси, волости.
Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за
власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах.
Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина.
Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения.
Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и
международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак),

странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес в культурных контактах
Руси и Византии.
Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте. Картина
мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение
женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Культура Руси. Формирование единого культурного пространства. Кирилломефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные
грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской
литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть
временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись.
Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь,
София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и
оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли,
управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая,
Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская.
Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы:
Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве».
Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь
Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков.
Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель
после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов
(так называемое ордынское иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и
включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и
Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород и
немецкая Ганза.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр
Невский. Взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое
княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского
княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения
московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский
период русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий
Радонежский.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв.
Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые
степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие
Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское
ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство.

Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и
др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в
связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций.
Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры
и культур народов Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла.
Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля. Изобразительное
искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение
русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй
четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения
с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение
Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория
«Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация
зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства.
Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого
государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная
символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский
Кремль.
Культурное
пространство.
Изменения
восприятия
мира.
Сакрализация
великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви.
Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Геннадиевская Библия.
Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и
региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина.
Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства. Повседневная жизнь горожан
и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории своего края
привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории).
Обобщение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся
следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса
к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных
ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного
российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о
развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте
предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с
позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной
составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей
страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и
средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и
других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности
жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в
исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения
трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о
разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов;

в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия
людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем
современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации
людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для
конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать
исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических
явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации,
выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную
задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию
исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять
новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и
др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература,
интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды источников
исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации
источника (по критериям, предложенным
учителем или
сформулированным
самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах
и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения
в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты
выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного
взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров
значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по
истории, в том числе – на региональном материале; определять свое участие в общей работе
и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные
результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение
способа решения);

владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с
учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.
Предметные результаты
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку,
историческому периоду;
 называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические
рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития Русского государства);
 устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;
 группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление
систематических таблиц).
3. Работа с исторической картой:
 находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать
словесное описание их местоположения;
 извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах
Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений
людей – походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории.
4. Работа с историческими источниками:
 различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники,
законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения);
 характеризовать авторство, время, место создания источника;
 выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий,
действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий);
 находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы;
 характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника.
5. Историческое описание (реконструкция):
 рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху
Средневековья, их участниках;
 составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей
отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические
сведения, личные качества, основные деяния);
 рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах на
Руси и в других странах;
 представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой
эпохи.

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и
политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах, представлений средневекового человека о мире;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и
всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории
эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и
следствиях исторических событий; б) соотносить объяснение причин и следствий
событий, представленное в нескольких текстах;
 проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов
отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и
различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого:
 излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и
научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;
 высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом
исторического контекста и восприятия современного человека.
8. Применение исторических знаний:
 объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи
Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире;
 выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном
материале).

3. Тематическое планирование учебного предмета

Тема, раздел курса

Всеобщая история.
История Средних
веков

Количество Количество Методы и формы организации обучения.
часов по
часов по
Характеристика деятельности
образовательной рабочей
обучающихся
программе
программе
Инициирование и поддержка
23
23
исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.

Средние века: понятие,
хронологические рамки

1

1

Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению
знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе.

Раннее Средневековье
Европы. Арабы.

8

8

Использование воспитательных
возможностей содержания учебного

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Каталог российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Каталог «Образовательные ресурсы сети
Интернет для общего образования» –
http://www.catalog.iot.ru
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов – http://schoolcollection.edu.ru/
Каталог российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Каталог «Образовательные ресурсы сети
Интернет для общего образования» –
http://www.catalog.iot.ru
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов – http://schoolcollection.edu.ru/
РЭШ https://resh.edu.ru/
Каталог «Образовательные ресурсы сети

Византия

предмета через демонстрацию
обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в
классе.
Использование воспитательных
возможностей содержания темы через
подбор соответствующих задач для
решения. Установление доверительных
отношений между педагогическим
работником и обучающимися

Зрелое Средневековье.
Средневековое
общество. Государства
Европы в XII – XV вв.
Культура

9

Страны Востока в
Средние века

3

3

Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению
знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе.

Государства
доколумбовой
Америки в Средние

1

1

Применение на уроке интерактивных
форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию

9

Интернет для общего образования» –
http://www.catalog.iot.ru
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов – http://schoolcollection.edu.ru/
Каталог «Образовательные ресурсы сети
Интернет для общего образования» –
http://www.catalog.iot.ru
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов – http://schoolcollection.edu.ru/
Каталог российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Каталог «Образовательные ресурсы сети
Интернет для общего образования» –
http://www.catalog.iot.ru
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов – http://schoolcollection.edu.ru/
Каталог российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Каталог «Образовательные ресурсы сети

века

обучающихся.

Обобщение.
Историческое и
культурное наследие
Средних веков

1

1

Применение на уроке интерактивных
форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию
обучающихся.

История России. От
Руси к Российскому
государству

45

45

Установление доверительных отношений
между педагогическим работником и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагогического
работника, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации познавательной
деятельности

Интернет для общего образования» –
http://www.catalog.iot.ru
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов – http://schoolcollection.edu.ru/
Каталог российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Каталог «Образовательные ресурсы сети
Интернет для общего образования» –
http://www.catalog.iot.ru
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов – http://schoolcollection.edu.ru/
Каталог российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Каталог «Образовательные ресурсы сети
Интернет для общего образования» –
http://www.catalog.iot.ru
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов – http://school-

Введение. Народы и
государства на
территории нашей
страны в древности.

6

6

Привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений.

collection.edu.ru/
Каталог российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Каталог «Образовательные ресурсы сети
Интернет для общего образования» –
http://www.catalog.iot.ru
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru/

Русь в конце X —
начале XII в.

13

13

Организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально значимой
информацией — инициирование ее
обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней
отношения.

Русь в середине XII —
начале XIII в.

6

6

Использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию
обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности,

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов – http://schoolcollection.edu.ru/
Каталог российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Каталог «Образовательные ресурсы сети
Интернет для общего образования» –
http://www.catalog.iot.ru
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов – http://schoolcollection.edu.ru/
Каталог российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Каталог «Образовательные ресурсы сети
Интернет для общего образования» –
http://www.catalog.iot.ru

через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в
классе.
Русские земли и их
соседи в середине XII
— XV в.

10

10

Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению
знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе.

Формирование единого
Русского государства в
XV в.

8

8

Применение на уроке интерактивных
форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию
обучающихся.

Обобщение

2

2

Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению
знаний, налаживанию позитивных

Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов – http://schoolcollection.edu.ru/
Каталог российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Каталог «Образовательные ресурсы сети
Интернет для общего образования» –
http://www.catalog.iot.ru
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов – http://schoolcollection.edu.ru/
Каталог российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Каталог «Образовательные ресурсы сети
Интернет для общего образования» –
http://www.catalog.iot.ru
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов – http://schoolcollection.edu.ru/
Каталог российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.ru
Каталог «Образовательные ресурсы сети

межличностных отношений в классе.

Итого

68

68

Интернет для общего образования» –
http://www.catalog.iot.ru
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов – http://schoolcollection.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».