ОБЖ 8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Г. о. Подольск Московская область
МОУ СОШ №31

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ №31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
8 А, Б, В, Г, Д класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Фомин Виктор Анатольевич
учитель высшей квалификационной категории

2023 г.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса
разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности», входящей в состав образовательной программы МОУ
СОШ №31. Программа соответствует планируемым результатам духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе
воспитания МОУ «СОШ №31».
По образовательной программе школы на изучение основ безопасности
жизнедеятельности на базовом уровне отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с
«Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая
программа составлена на 34 часа (1 час в неделю).

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Ученик научится:
- понимать ценность здорового и безопасного образа жизни и правил безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- оценивать поведение и жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья;
- использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
объяснять
гуманистические,
демократические
и
традиционные
ценности
многонационального российского общества, чувствовать ответственность и долг перед
Родиной;
- соблюдению правил безопасности в быту, в школе, на прогулках и оценивать своѐ
поведение в разных жизненных ситуациях с точки зрения безопасности;
- самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ
жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;
- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые
угрожают безопасности и здоровью;
- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно
живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию
рационального природопользования.
- понимать правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
- ответственному отношению к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных
интересов;
- положительному отношению к процессу познания, адекватному пониманию причины
успешности/не успешности учебной деятельности, мотивированность на посильное и
созидательное участие в жизни общества;
- сознавать значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- учитывать опасные факторы окружающей среды, соответствующее современному уровню
развития науки и общественной практике;
- осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Ученик получит возможность научиться:

- ответственному отношению к сохранению окружающей природной среды на основе
признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
- осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценности семейной
жизни, уважительному и заботливому отношению к членам своей семьи;
- формированию антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребность соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
- антиэкстремистскому мышлению и антитеррористическому поведению, потребности
соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности;
- коммуникативным компетенциям в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими
и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания.
Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной
грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные
ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Ученик научится:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и
чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности),
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Ученик получит возможность научиться:
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
- приемам действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Регулятивные:
Ученик научится:
- самостоятельно планировать пути достижения целей защищѐнности, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности еѐ решения;

- основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные:
Ученик научится:
- формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- формировать умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Ученик получит возможность научиться:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
Предметные:
Ученик научится:
- современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания
необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания
значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
- убеждениям в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимать личную и общественную значимость современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
- понимать роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а
также на основе информации, получаемой из различных источников;
- понимать необходимость подготовки граждан к военной службе;
-понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
- формировать антиэкстремистские и антитеррористические личностные позиции;
- определять основные опасные и чрезвычайные ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства.
Ученик получит возможность научиться:
- современной культуре безопасности жизнедеятельности на основе понимания
необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания

значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
- делать установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
- применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- оказать первую помощь пострадавшим;
- принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации
последствий с учѐтом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

2. Содержание учебного предмета
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе».
Цель и задачи учебного предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека.
Смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности
жизнедеятельности». Источники и факторы опасности, их классификация; общие принципы
безопасного поведения.
Виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной
ситуаций. Уровни взаимодействия человека и окружающей среды. Механизм перерастания
повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 2 «Безопасность в быту».
Основные источники опасности в быту и их классификация. Защита прав потребителя, сроки
годности и состав продуктов питания. Бытовые отравления и причины их возникновения,
классификация ядовитых веществ и их опасности. Признаки отравления, приѐмы и правила
оказания первой помощи. Правила комплектования и хранения домашней аптечки. Бытовые
травмы и правила их предупреждения, приѐмы и правила оказания первой помощи. Правила
обращения с газовыми и электрическими приборами, приѐмы и правила оказания первой
помощи. Правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них. Пожар
и факторы его развития. Условия и причины возникновения пожаров, их возможные
последствия, приѐмы и правила оказания первой помощи. Первичные средства
пожаротушения. Правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними,
ответственность за ложные сообщения. Права, обязанности и ответственность граждан в
области пожарной безопасности. Ситуации криминального характера, правила поведения с
малознакомыми людьми. Меры по предотвращению проникновения злоумышленников в
дом, правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних. Классификация
аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения. Правила подготовки к
возможным авариям на коммунальных системах, порядок действий при авариях на
коммунальных системах.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте».
Правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников
дорожного движения. Правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов.
«Дорожные ловушки» и правила их предупреждения. Световозвращающие элементы и
правила их применения. Правила дорожного движения для пассажиров. Обязанности
пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности и правила его
применения. Порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных
транспортных средствах, в том числе вызванных террористическим актом. Правила
поведения пассажира мотоцикла. Правила дорожного движения для водителя велосипеда и
иных индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, гироскутеры, моноколѐса,
сигвеи и т. п.), правила безопасного использования мототранспорта (мопедов и мотоциклов).
Дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста. Правила подготовки
велосипеда к пользованию.

Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах».
Общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в
общественных местах. Правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними.
Массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового
пребывания людей. Порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания
людей. Порядок действий при попадании в толпу и давку. Порядок действий при
обнаружении угрозы возникновения пожара. Порядок действий при эвакуации из
общественных мест и зданий. Опасности криминогенного и антиобщественного характера в
общественных местах, порядок действий при их возникновении. Порядок действий при
обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях
совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников.
Порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде».
Чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация. Правила поведения,
необходимые для снижения риска встречи с дикими животными, порядок действий при
встрече с ними. Порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и
насекомых. Различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения,
необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями.
Автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному
автономному существованию. Порядок действий при автономном существовании в
природной среде. Правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов
бедствия. Общие правила безопасного поведения на водоѐмах, правила купания в
подготовленных и неподготовленных местах. Порядок действий при обнаружении тонущего
человека. Правила поведения при нахождении на плавсредствах. Правила поведения при
нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье.

3. Тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела
1. Модуль "Культура безопасности
жизнедеятельности в современном обществе"
2. Модуль "Безопасность в быту"
3. Модуль "Безопасность на транспорте"
4. Модуль "Безопасность в общественных
местах"
5. Модуль "Безопасность в природной среде"
Итого

Количество
Количество Реализация
часов
часов по
программы
по
рабочей
воспитания
образовательной программе
программе
2

2

7
8

7
8

6

6

11
34

11
34

1
1

1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».