Муниципальное общеобразовательное учреждение Г. о. Подольск Московская область МОУ СОШ №31 УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №31» Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 А, Б, В, Г, Д класс (34 часа, 1 час в неделю) Составитель: Фомин Виктор Анатольевич учитель высшей квалификационной категории 2023 г. Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», входящей в состав образовательной программы МОУ СОШ №31. Программа соответствует планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31». По образовательной программе школы на изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: Ученик научится: - понимать ценность здорового и безопасного образа жизни и правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; - оценивать поведение и жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; - использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков; объяснять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества, чувствовать ответственность и долг перед Родиной; - соблюдению правил безопасности в быту, в школе, на прогулках и оценивать своѐ поведение в разных жизненных ситуациях с точки зрения безопасности; - самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих; - учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью; - выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. - понимать правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; - ответственному отношению к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов; - положительному отношению к процессу познания, адекватному пониманию причины успешности/не успешности учебной деятельности, мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; - сознавать значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. - учитывать опасные факторы окружающей среды, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике; - осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; Ученик получит возможность научиться: - ответственному отношению к сохранению окружающей природной среды на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценности семейной жизни, уважительному и заботливому отношению к членам своей семьи; - формированию антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребность соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. - антиэкстремистскому мышлению и антитеррористическому поведению, потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; - коммуникативным компетенциям в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания. Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Метапредметные результаты: Познавательные: Ученик научится: - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Ученик получит возможность научиться: - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - приемам действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Регулятивные: Ученик научится: - самостоятельно планировать пути достижения целей защищѐнности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности еѐ решения; - основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Ученик получит возможность научиться: - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Коммуникативные: Ученик научится: - формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; - формировать умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Ученик получит возможность научиться: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; Предметные: Ученик научится: - современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; - убеждениям в необходимости безопасного и здорового образа жизни; - понимать личную и общественную значимость современной культуры безопасности жизнедеятельности; - понимать роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; - предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; - понимать необходимость подготовки граждан к военной службе; -понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; - формировать антиэкстремистские и антитеррористические личностные позиции; - определять основные опасные и чрезвычайные ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства. Ученик получит возможность научиться: - современной культуре безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; - делать установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; - понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; - применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; - оказать первую помощь пострадавшим; - принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учѐтом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. 2. Содержание учебного предмета Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе». Цель и задачи учебного предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека. Смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности». Источники и факторы опасности, их классификация; общие принципы безопасного поведения. Виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций. Уровни взаимодействия человека и окружающей среды. Механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль № 2 «Безопасность в быту». Основные источники опасности в быту и их классификация. Защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания. Бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их опасности. Признаки отравления, приѐмы и правила оказания первой помощи. Правила комплектования и хранения домашней аптечки. Бытовые травмы и правила их предупреждения, приѐмы и правила оказания первой помощи. Правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приѐмы и правила оказания первой помощи. Правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них. Пожар и факторы его развития. Условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приѐмы и правила оказания первой помощи. Первичные средства пожаротушения. Правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми. Меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних. Классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения. Правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах. Модуль № 3 «Безопасность на транспорте». Правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников дорожного движения. Правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов. «Дорожные ловушки» и правила их предупреждения. Световозвращающие элементы и правила их применения. Правила дорожного движения для пассажиров. Обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности и правила его применения. Порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных транспортных средствах, в том числе вызванных террористическим актом. Правила поведения пассажира мотоцикла. Правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, гироскутеры, моноколѐса, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования мототранспорта (мопедов и мотоциклов). Дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста. Правила подготовки велосипеда к пользованию. Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах». Общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в общественных местах. Правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними. Массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового пребывания людей. Порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей. Порядок действий при попадании в толпу и давку. Порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара. Порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий. Опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок действий при их возникновении. Порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников. Порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами. Модуль № 5 «Безопасность в природной среде». Чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация. Правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными, порядок действий при встрече с ними. Порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых. Различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями. Автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному автономному существованию. Порядок действий при автономном существовании в природной среде. Правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия. Общие правила безопасного поведения на водоѐмах, правила купания в подготовленных и неподготовленных местах. Порядок действий при обнаружении тонущего человека. Правила поведения при нахождении на плавсредствах. Правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье. 3. Тематическое планирование № п/п Наименование раздела 1. Модуль "Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе" 2. Модуль "Безопасность в быту" 3. Модуль "Безопасность на транспорте" 4. Модуль "Безопасность в общественных местах" 5. Модуль "Безопасность в природной среде" Итого Количество Количество Реализация часов часов по программы по рабочей воспитания образовательной программе программе 2 2 7 8 7 8 6 6 11 34 11 34 1 1 1 3