ОБЖ 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Г. о. Подольск Московская область
МОУ СОШ №31

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ №31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
11 А, Б класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Фомин Виктор Анатольевич
учитель высшей квалификационной категории

2023 г.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 11 класса
разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности», входящей в состав образовательной программы МОУ
СОШ №31. Программа соответствует планируемым результатам духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе
воспитания МОУ «СОШ №31».
По образовательной программе школы на изучение основ безопасности
жизнедеятельности на базовом уровне отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с
«Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая
программа составлена на 34 часа (1 час в неделю).

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения предмета.
Ученик научится:
- понимать ценность здорового и безопасного образа жизни и правил безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- оценивать поведение и жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья;
- использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
объяснять
гуманистические,
демократические
и
традиционные
ценности
многонационального российского общества, чувствовать ответственность и долг перед
Родиной;
- осознавать необходимость обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки
по основам военной службы для успешного выполнения Конституционного долга и
обязанности по защите Отечества;
- понимать основные направления обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации и основные приоритеты национальной безопасности: национальная оборона,
государственная и общественная безопасность;
- самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ
жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;
- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые
угрожают безопасности и здоровью;
- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно
живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию
рационального природопользования.
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки и с позиции безопасного нахождения в нем;
-осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных,
атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения
происходящего в мире;
- строить собственное целостное мировоззрение на основе изученных фактов;
- осознавать потребность к самообразованию, в том числе, самостоятельной деятельности
вне школы;
- учитывать опасные факторы окружающей среды, соответствующее современному уровню
развития науки и общественной практике;
- осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые
угрожают безопасности и здоровью;
- развивать правовое мышление и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанно и ответственно относится к собственным поступкам;
- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
Ученик получит возможность научиться:
- ответственному отношению к сохранению окружающей природной среды на основе
признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
- осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценности семейной
жизни, уважительному и заботливому отношению к членам своей семьи;
- формированию антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребность соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной
грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные
ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности.
Метапредметными результатами
изучения
курса
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Ученик научится:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности;
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты, самостоятельно контролировать свое время и
управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, полно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;

- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого
расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
- учитывать особенности современных процессов мирового развития, которые формируют
новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства
и национальной безопасности России.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- давать определение понятиям, обобщать их – осуществлять логическую операцию перехода
от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с
большим объемом, устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций;
- строить логические рассуждения, включающие причинно-следственные связи;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Ученик получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргумента.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с
позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
- в процессе коммуникации последовательно и полно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
- в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам
проявлять инициативу для достижения этих целей.
Предметные результаты.
Ученик научится:
- характеризовать основные опасности природной, техногенной и социальной среды
обитания человека по составу и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи
между данными средами и опасностями;
- прогнозировать возможность возникновения чрезвычайных ситуаций на основе знаний об
их внешних проявлениях до начала воздействия опасных факторов;
- использовать знания об особенностях чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального для безопасной практической деятельности;
- владеть правилами и приемами безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
- характеризовать организационные основы по защите населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки
граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и
патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних
врагов;
- характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения
национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на
гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны
в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан
РФ в области гражданской обороны;
- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию
терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в
РФ по противодействию терроризму;
- воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию
антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
- обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности;
- характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической
и экстремистской деятельности;
- раскрывать на примерах роль культуры безопасности жизнедеятельности как элемента
общей культуры человека и объяснять ее роль в практической деятельности человека;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь основ безопасности жизнедеятельности с
естественными науками;
- объяснять причины многообразия опасных факторов на основе общих представлений о
природной, техногенной и социальной средах, в которых осуществляет свою деятельность
человек;
- критически оценивать и интерпретировать информацию, содержащуюся в сообщениях
средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки
зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и
формирования собственной позиции об опасных ситуациях природного, техногенного и
социального для безопасной практической деятельности;
Ученик получит возможность научиться:

- формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии
насилия и личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в
террористическую деятельность;
- использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для
выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного
порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и
террористической деятельности.
- различать средства индивидуальной защиты, классифицировать инженерно-технические
сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от
чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе
проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе знаний теории
безопасности жизнедеятельности.

2. Содержание учебного предмета
Модуль «Основы комплексной безопасности».
Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе. Безопасность на
транспорте. Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера
(при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности
возгорания). Обязанности участников дорожного движения. Правила дорожного движения для
пешеходов, пассажиров, водителей.
Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси, маршрутном
такси. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.
Безопасное поведение на различных видах транспорта. Основные меры безопасности при езде
на средствах индивидуальной мобильности. Административная и уголовная ответственность
за нарушение правил при вождении.
Дорожные знаки (основные группы). Порядок движения. Дорожная разметка и еѐ виды
(горизонтальная и вертикальная). Правила дорожного движения, установленные для водителей
велосипедов, мотоциклов и мопедов. Ответственность за нарушение Правил дорожного
движения и мер оказания первой помощи.
Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте, на воздушном и
водном транспорте. Как действовать при аварийных ситуациях на воздушном,
железнодорожном и водном транспорте.
Источники опасности в быту. Средства бытовой химии. Правила обращения с ними и
хранения. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Порядок вызова аварийных
служб и взаимодействия с ними.
Информационная и финансовая безопасность. Информационная безопасность
Российской Федерации. Угроза информационной безопасности. Информационная
безопасность детей. Правила информационной безопасности в социальных сетях. Адреса
электронной почты. Никнейм. Гражданская, административная и уголовная ответственность в
информационной сфере.
Основные правила финансовой безопасности в информационной сфере. Финансовая
безопасность в сфере наличных денег, банковских карт. Уголовная ответственность за
мошенничество. Защита прав потребителя, в том числе при совершении покупок в Интернете.
Безопасность в общественных местах. Порядок действий при риске возникновения или
возникновении толпы, давки. Эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи.
Правила безопасного поведения при проявлении агрессии, при угрозе возникновения пожара.
Порядок действий при попадании в опасную ситуацию. Порядок действий в случаях,
когда потерялся человек. Безопасность в социуме. Конфликтные ситуации. Способы
разрешения конфликтных ситуаций. Опасные проявления конфликтов. Способы
противодействия буллингу и проявлению насилия.
Модуль «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных
ситуаций».
Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций. Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации. Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных
и чрезвычайных ситуаций.
Гражданская оборона и еѐ основные задачи на современном этапе. Подготовка
населения в области гражданской обороны. Подготовка обучаемых гражданской обороне в
общеобразовательных организациях. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

Составные части системы оповещения населения. Действия по сигналам гражданской
обороны. Правила поведения населения в зонах химического и радиационного загрязнения.
Оказание первой помощи при поражении аварийно-химически опасными веществами.
Правила поведения при угрозе чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных
действий. Эвакуация гражданского населения и еѐ виды. Упреждающая и заблаговременная
эвакуация. Общая и частичная эвакуация.
Средства индивидуальной защиты населения. Средства индивидуальной защиты органов
дыхания и средства индивидуальной защиты кожи. Использование медицинских средств
индивидуальной защиты.
Инженерная защита населения и неотложные работы в зоне поражения. Защитные
сооружения гражданской обороны. Размещение населения в защитных сооружениях.
Аварийно-спасательные работы и другие неотложные работы в зоне поражения. Задачи
аварийно-спасательных и неотложных работ. Приѐмы и способы выполнения спасательных
работ. Соблюдение мер безопасности при работах.
Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
Разновидности экстремистской деятельности. Внешние и внутренние экстремистские
угрозы.
Деструктивные молодѐжные субкультуры и экстремистские объединения. Терроризм –
крайняя
форма
экстремизма.
Разновидности
террористической
деятельности.
Праворадикальные группировки нацистской направленности и леворадикальные сообщества.
Правила безопасности, которые следует соблюдать, чтобы не попасть в сферу влияния
неформальной группировки. Ответственность граждан за участие в экстремистской и
террористической деятельности.
Противодействие экстремизму и терроризму на государственном уровне. Национальный
антитеррористический комитет (НАК) и его предназначение. Основные задачи НАК.
Федеральный оперативный штаб. Уровни террористической опасности. Принятие решения об
установлении уровня террористической опасности. Меры по обеспечению безопасности
личности, общества и государства, которые принимаются в соответствии с установленным
уровнем террористической опасности.
Экстремизм и терроризм на современном этапе. Внутренние и внешние экстремистские
угрозы. Наиболее опасные проявления экстремизма. Виды современной террористической
деятельности. Терроризм, который опирается на религиозные мотивы. Терроризм на
криминальной основе. Терроризм на национальной основе. Технологический терроризм.
Кибертерроризм.
Борьба с угрозой экстремистской и террористической опасности. Способы
противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность.
Формирование антитеррористического поведения. Праворадикальные группировки
нацистской направленности и леворадикальные сообщества. Как не стать участником или
жертвой молодѐжных право- и леворадикальных сообществ.
Меры личной безопасности при вооружѐнном нападении на образовательную
организацию. Действия при угрозе совершения террористического акта. Обнаружение
подозрительного предмета, в котором может быть замаскировано взрывное устройство.
Безопасное поведение в толпе. Безопасное поведение при захвате в заложники.
Модуль «Основы здорового образа жизни».
Здоровый образ жизни как средство обеспечения благополучия личности. Наркотизм –
одна из главных угроз общественному здоровью. Правовые основы государственной политики

в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и в области
противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной
и общественной безопасности.
Наказания за действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами,
предусмотренные в Уголовном кодексе Российской Федерации. Профилактика наркомании.
Психоактивные вещества. Формирование индивидуального негативного отношения к
наркотикам.
Профилактика злоупотребления. Вторичная профилактика злоупотребления. Третичная
профилактика злоупотребления.

Модуль № 8. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».
Первая помощь и правила еѐ оказания. Признаки угрожающих жизни и здоровью
состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи. Правила вызова скорой
медицинской помощи. Уголовная ответственность за оставление пострадавшего,
находящегося в беспомощном состоянии, без возможности получения помощи.
Оказание первой помощи пострадавшему до передачи его в руки специалистам из
бригады скорой медицинской помощи. Реанимационные мероприятия.
Первая помощь при нарушениях сердечной деятельности. Острая сердечная
недостаточность (ОСН). Неотложные мероприятия при ОСН. Первая помощь при травмах и
травматическом шоке. Первая помощь при ранениях. Виды ран. Кровотечения наружные и
внутренние. Правила оказания помощи при различных видах кровотечений. Первая помощь
при острой боли в животе, эпилепсии, ожогах. Первая помощь при пищевых отравлениях и
отравлениях угарным газом, бытовой химией, удобрениями, средствами для уничтожения
грызунов и насекомых, лекарственными препаратами и алкоголем, кислотами и щелочами.
Составы аптечек для оказания первой помощи в различных условиях.
Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.
Модуль «Основы обороны государства».
Правовые основы подготовки граждан к военной службе. Стратегические национальные
приоритеты. Цели обороны. Предназначение Вооружѐнных Сил Российской Федерации.
Войска, воинские формирования, службы, которые привлекаются к обороне страны.
Составляющие воинской обязанности в мирное и военное время. Организация воинского
учѐта. Подготовка граждан к военной службе. Заключение комиссии по результатам
медицинского освидетельствования о годности гражданина к военной службе.
Допризывная подготовка. Подготовка по основам военной службы в образовательных
организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования.
Подготовка граждан по военно-учѐтным специальностям солдат, матросов, сержантов и
старшин в различных объединениях и организациях. Составные части добровольной
подготовки граждан к военной службе. Военно-прикладные виды спорта. Спортивная
подготовка граждан.
Дни воинской славы (победные дни) России. Памятные даты России.
Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации. Угроза
национальной безопасности. Повышение угрозы использования военной силы.
Структура Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск Вооружѐнных
Сил Российской Федерации. Воинские должности и звания в Вооружѐнных Силах Российской
Федерации. Воинские звания военнослужащих. Военная форма одежды и знаки различия
военнослужащих.

Современное состояние Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Совершенствование
системы военного образования. Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое
общественное движение «ЮНАРМИЯ». Модернизация вооружения, военной и специальной
техники в Вооружѐнных Силах Российской Федерации. Требования к кандидатам на
прохождение военной службы в научной роте.
Модуль «Военно-профессиональная деятельность».
Призыв граждан на военную службу. Воинская обязанность граждан Российской
Федерации в мирное время, в период мобилизации, военного положения и в военное время.
Граждане, подлежащие (не подлежащие) призыву на военную службу, освобождение от
призыва на военную службу. Отсрочка от призыва граждан на военную службу. Сроки
призыва граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту.
Альтернативная гражданская служба.

3. Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование раздела
1. Модуль 1 "Основы комплексной
безопасности"
2. Модуль 2 "Основы обороны государства"
3. Модуль 3 "Военно-профессиональная
деятельность"
4. Модуль 4 "Защита населения Российской
Федерации от опасных и чрезвычайных
ситуаций"
5. Модуль 6 "Основы противодействия
экстремизму и терроризму"
6. Модуль 7 "Основы здорового образа жизни"
7. Модуль 8 "Основы медицинских знаний и
оказание первой помощи"
Итого

Количество
Количество Реализация
часов
часов по
программы
по
рабочей
воспитания
образовательной программе
программе
11

11

8

8

2

2

4

4

4

4

2

2

3

3

34

34

1
1

1

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».