ИЗО 7 класс

Московская область
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
МОУСОШ № 31

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор

Кудрешова С.Н

Протокол №1
от “ 30” августа 2023г.

Якушева Я.С

Протокол № 1
от “31” августа 2023г

Беляева Т.В

Приказ №157/23
от “31” августа 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3656156)
учебного предмета “Изобразительное искусство”
7А,Б,В,Г,Д класс
(34 часа,1 час в неделю)

Составитель:Филиппова Анастасия Борисовна
учитель первой квалифицированной категории

Подольск 2023

1

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса разработана на основе
федеральной рабочей программы по учебному предмету ”Изобразительное искусство”,
входящей в состав образовательной программы МОУ “ СОШ № 31”.
Программа соответствует планируемым результатам освоения предмета, современным
целям основного общего образования, представленным во ФГОС ООО, а так же
планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания, и социализации
обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ СОШ № 31.
По образовательной программе школы на изучение изобразительного искусства на базовом
уровне отводится 34 часа(1 час в неделю).
В соответствии с Годовым календарным графиком МОУСОШ №31 на 2023-2024
учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн».
Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки –конструктивные искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы»–предметно-пространственной
среды жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражениев ней
мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о жизнилюдей в разные
исторические эпохи.Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности.
Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественногоразвития.
Единство функционального и художественного – целесообразности икрасоты.
Графический дизайн.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческойдеятельности.
Основы формальной композиции в конструктивных искусствах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква,текст и
изображение.
Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания
геометрических фигур, без предметного содержания.
Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия иасимметрия,
динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент,замкнутость или открытость
композиции.
Практические упражнения по созданию композиции с вариативнымритмическим
расположением геометрических фигур на плоскости.Роль цвета в организации
композиционного пространства.
Функциональныезадачи цвета в конструктивных искусствах.Цвет и законы колористики.
Применение локального цвета.
Цветовой акцент,ритм цветовых форм, доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы какизобразительносмысловой символ.Шрифт и содержание текста.

2

Стилизация шрифта.Типографика. Понимание типографской строки как элемента
плоскостной композиции.
Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква –изобразительный
элемент композиции».
Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ.
Функции логотипа.
Шрифтовой логотип. Знаковый логотип. Композиционные основы макетирования в
графическом дизайнепри соединении текста и изображения.
Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык
плаката.
Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе,поздравительной
открытке.Многообразие форм графического дизайна.
Дизайн книги и журнала.Элементы, составляющие конструкцию и художественное
оформление книги,журнала.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажаили на основе
компьютерных программ.Макетирование объёмно-пространственных композиций.
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организацияпространства.
Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.Макетирование.
Введение в макет понятия рельефа местности и способы егообозначения на
макете.Выполнение практических работ по созданию объёмнопространственныхкомпозиций. Объём и пространство.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Структура зданий различных
архитектурных стилей и эпох: выявлениепростых объёмов, образующих целостную
постройку.
Взаимное влияние объёмови их сочетаний на образный характер постройки.
Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной
сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей.
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологийв изменении
архитектурных конструкций (перекрытия и опора – стоечно-балочная
конструкция – архитектура сводов, каркасная каменная архитектура, металлический каркас,
железобетон и язык современной архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма.
Образ времени в предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формычерез
выявление сочетающихся объёмов.
Красота – наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и
материалов на изменение формы предмета.
Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций иматериала
изготовления. Цвет в архитектуре и дизайне.
Эмоциональное и формообразующее значениецвета в дизайне и архитектуре. Влияние
цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетированиес использованием
цвета.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
Образ и стиль материальной культуры прошлого.
3

Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и
развитияпроизводственных возможностей.
Художественно-аналитический обзор развитияобразно-стилевого языка архитектуры как
этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный домв предметнопространственной среде жизни разных народов.
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в
видеаналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям
идругим видам изображения.
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.Архитектурная и
градостроительная революция XX в.
Её технологические иэстетические предпосылки и истоки.
Социальный аспект «перестройки»в архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровняматериальностроительной техники. Приоритет функционализма.
Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного
города.
Пространство городской среды. Исторические формы планировки городскойсреды и их связь
с образом жизни людей.Роль цвета в формировании пространства.
Схема-планировка и реальность.
Современные поиски новой эстетики в градостроительстве. Выполнениепрактических
работ по теме «Образ современного города и архитектурного стилябудущего»: фотоколлажа
или фантазийной зарисовки города будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость историческихкварталов и
значение культурного наследия для современной жизни людей.
Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы.
Роль малыхархитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды
ииндивидуальном образе города.
Проектирование дизайна объектов городской среды.
Устройство пешеходныхзон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и
прочие), киосков,информационных блоков, блоков локального озеленения и другое.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектовгородской
среды» в виде создания коллажнографической композиции или дизайнпроекта оформления
витрины магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение егоинтерьера.
Дизайн пространственно-предметной среды интерьера.
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьеркак отражение
стиля жизни его хозяев.
Зонирование интерьера – создание многофункционального пространства.Отделочные
материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом
решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтнопарковой средой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной
территории и задачи сохранения исторического наследия.
4

Традицииграфического языка ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участкав виде схемычертежа.
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственнойорганизации
среды жизнедеятельности людей.Образ человека и индивидуальное проектирование.
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа
ииндивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей.
Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада.
Дизайн предметной среды в интерьере частного дома.
Мода и культуракак параметры создания собственного костюма или комплекта
одежды.Костюм как образ человека. Стиль в одежде.
Соответствие материи и формы.
Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнеси в
качестве манипулирования массовым сознанием.
Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультураи подростковая
мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме.
Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.Выполнение практических творческих эскизов
по теме «Дизайн современнойодежды».
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска.
Макияж дневной,вечерний и карнавальный.
Грим бытовой и сценический.
Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социальногоповедения, рекламой,
общественной деятельностью.Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни
людейи строительства нового мира.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по
изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
1.Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания
традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её
архитектуре, народном, приклад- ном и изобразительном искусстве. Воспитание
патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни,
выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению
человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и
лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в
5

изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических
смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе
собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится
чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного
образа.
2.Гражданское воспитание
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются
задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной
причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык,
развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство»
происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются
интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию
особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических
идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных
проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют
пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
3.Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, кон- центрирующая в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого
составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего
мира учащегося и воспитание его эмоционально образной, чувственной сферы. Развитие
творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя
как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная
деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых
ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как
духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни.
4.Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание
чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий:
прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство
понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды
постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое
воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых
отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций
школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к
семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как
само реализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в
условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного
отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
6

5.Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся
задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со
специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально
окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в
процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении
заданий культурно-исторической направленности.
6.Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в
произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7.Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в
процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных
материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует
такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками,
формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его
оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта.
Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой
деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в
команде — обязательные требования к определённым заданиям программы.
8.Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение
организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными
участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в
соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями
школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет
на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Обучающийся научится:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, схемы);
7

Обучающиеся получат возможность научится:
- правильно общаться, выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;
- принимать позицию собеседника, понимать позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения) доказательство (аргументы), факты, гипотезы, теории;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и позновательной деятельности;
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
- работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную
и др.;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- выдвигать версии решения проблемы;
- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата,
составлять план последовательности действий.
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
-сформированность системы знаний: в области основ изобразительной грамоты
(конструктивный рисунок; перспективное построение изображения; передача формы
предмета светом и тенью; основы цветоведения; пропорции человеческой фигуры и головы);
о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных
способах живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах
изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных художниках,
скульпторах и архитекторах; о создании выразительного художественного образа и
условности языка изобразительного искусства;
- основам самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
-самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе интегративные;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- определять свои действия и действия партнёра, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
8

- отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к
сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.
-организовывать и планировать учебное сотрудничество, работать в группе – устанавливать
рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
-уметь формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-характеризовать изобразительное искусство как часть общей духовной культуры, как
особого способа познания жизни и средства организации общения;
- развивать эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира,
зрительную память, ассоциативное мышление, художественный вкус и творческое
воображение;
- объяснять эмоционально –ценностное единство мира;
- художественной культуре во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- анализировать информацию различных источников по изобразительному искусству;
- составлять описание произведений художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях и личностях истории искусства;
- систематизировать материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по
изобразительному искусству;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов культуры;
- сопоставлять развитие различных жанров художественной культуры;
- давать оценку произведениям и личностям в сфере изобразительного искусства.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сформированность системы знаний: в области основ изобразительной грамоты
(конструктивный рисунок; перспективное построение изображения; передача формы
предмета светом и тенью; основы цветоведения; пропорции человеческой фигуры и головы);
о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных
способах живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах
изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных художниках,
скульпторах и архитекторах.
- создавать художественный образ в разных видах и жанрах визуально-пространственных
искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), работать над визуальным
образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- работать с различными художественными материалами и в разных техниках в различных
видах визуально- пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), работать над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино).
- работать с различными художественными материалами и в разных техниках в различных
видах визуально- пространственных искусств, в специфических формах художественной
деятельности, в том числе базирующиеся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,
компьютерная графика, мультипликация и анимация);

9

-испытывать потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоении практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства;
- осознанию значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
- развивать индивидуальные творческие способности, формировать устойчивый интерес
- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств.
- проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно- популярной
литературе, библиотеках и музеях.
- использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
- добывать не достающую информацию с помощью вопросов;
- высказывать суждения о развитии изобразительного искусства как неотъемлемой части
культуры человечества
- формирование способности к целостному художественному восприятию

10

Тематическое планирование учебного предмета
7 класс Модуль 3. Архитектура и Дизайн
Тема, раздел
курса(количество
часов).

Архитектура и
дизайнконструктивные
виды искусства

Количество
часов по
образовательной
программе

1

Количество
часов по
рабочей
программе

1

Методы и формы
организации
обучения.
Характеристика
деятельности
обучающихся (с
учетом рабочей
программы
воспитания)
Использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию
обучающимся
примеров
отвественного,
гражданского
поведения,проявления
человеколюбия и
добросердечности,
через подбор
соответствующих
текстов для

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

РЭШ
https://resh.edu.ru/

11

Графический дизайн

8

8

Макетирование
объемнопространственных
композиций

7

7

Дизайн и
архитектура как
среда жизни
человека

10

10

Образ человека и
индивидуальное
проектирование

8

8

чтения,задач для
решения,проблемных
ситуаций для
обсуждения в классе.
Включение в урок
игровых
процедур,которые
помогают поддержать
мотивацию
обучающихся к
получению знаний.
Применение на уроке
интерактивных форм
работы с
обучающимися,
интелектуальных
игр,стимулирующих
познавательную
мативацию
обуающихся.
Организация шевства
мативированных и
эрудированных
обучающихся над их
неуспевающими
однаклассниками.
Включение в урок
игровых
процедур,которые
помогают поддержать

Композиционные основы макетирования в
графическом дизайне
https://yandex.ru/video/preview/18358047548646773402

Объемно-пространственная композиция
https://yandex.ru/video/preview/6956908670767259674

РЭШ
https://resh.edu.ru/

Образ человека и индивидуальное
проектирование
https://yandex.ru/video/preview/8828178984201441330

12

мотивацию
обучающихся к
получению знаний.
Всего:

34

34

13

14

15

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».