Московская область Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск МОУСОШ № 31 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор Кудрешова С.Н Протокол №1 от “ 30” августа 2023г. Якушева Я.С Протокол № 1 от “31” августа 2023г Беляева Т.В Приказ №157/23 от “31” августа 2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3656156) учебного предмета “Изобразительное искусство” 7А,Б,В,Г,Д класс (34 часа,1 час в неделю) Составитель:Филиппова Анастасия Борисовна учитель первой квалифицированной категории Подольск 2023 1 Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету ”Изобразительное искусство”, входящей в состав образовательной программы МОУ “ СОШ № 31”. Программа соответствует планируемым результатам освоения предмета, современным целям основного общего образования, представленным во ФГОС ООО, а так же планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания, и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ СОШ № 31. По образовательной программе школы на изучение изобразительного искусства на базовом уровне отводится 34 часа(1 час в неделю). В соответствии с Годовым календарным графиком МОУСОШ №31 на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Содержание учебного предмета Модуль № 3 «Архитектура и дизайн». Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки –конструктивные искусства. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы»–предметно-пространственной среды жизни людей. Функциональность предметно-пространственной среды и выражениев ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества. Материальная культура человечества как уникальная информация о жизнилюдей в разные исторические эпохи.Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественногоразвития. Единство функционального и художественного – целесообразности икрасоты. Графический дизайн. Композиция как основа реализации замысла в любой творческойдеятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква,текст и изображение. Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания. Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов. Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия иасимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент,замкнутость или открытость композиции. Практические упражнения по созданию композиции с вариативнымритмическим расположением геометрических фигур на плоскости.Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональныезадачи цвета в конструктивных искусствах.Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент,ритм цветовых форм, доминанта. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы какизобразительносмысловой символ.Шрифт и содержание текста. 2 Стилизация шрифта.Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции. Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква –изобразительный элемент композиции». Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип. Композиционные основы макетирования в графическом дизайнепри соединении текста и изображения. Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе,поздравительной открытке.Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала.Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги,журнала. Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажаили на основе компьютерных программ.Макетирование объёмно-пространственных композиций. Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организацияпространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы егообозначения на макете.Выполнение практических работ по созданию объёмнопространственныхкомпозиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявлениепростых объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмови их сочетаний на образный характер постройки. Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей. Роль эволюции строительных материалов и строительных технологийв изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора – стоечно-балочная конструкция – архитектура сводов, каркасная каменная архитектура, металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры). Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком. Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формычерез выявление сочетающихся объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета. Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов. Творческое проектирование предметов быта с определением их функций иматериала изготовления. Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значениецвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетированиес использованием цвета. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. Образ и стиль материальной культуры прошлого. 3 Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развитияпроизводственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развитияобразно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный домв предметнопространственной среде жизни разных народов. Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в видеаналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям идругим видам изображения. Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические иэстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки»в архитектуре. Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровняматериальностроительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Пространство городской среды. Исторические формы планировки городскойсреды и их связь с образом жизни людей.Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность. Современные поиски новой эстетики в градостроительстве. Выполнениепрактических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стилябудущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего. Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость историческихкварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малыхархитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды ииндивидуальном образе города. Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходныхзон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и прочие), киосков,информационных блоков, блоков локального озеленения и другое. Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектовгородской среды» в виде создания коллажнографической композиции или дизайнпроекта оформления витрины магазина. Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение егоинтерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера. Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьеркак отражение стиля жизни его хозяев. Зонирование интерьера – создание многофункционального пространства.Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа). Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтнопарковой средой. Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. 4 Традицииграфического языка ландшафтных проектов. Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участкав виде схемычертежа. Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственнойорганизации среды жизнедеятельности людей.Образ человека и индивидуальное проектирование. Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа ииндивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культуракак параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнеси в качестве манипулирования массовым сознанием. Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультураи подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современнойодежды». Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной,вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социальногоповедения, рекламой, общественной деятельностью.Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни людейи строительства нового мира. Планируемые результаты изучения учебного предмета ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности. 1.Патриотическое воспитание Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, приклад- ном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в 5 изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа. 2.Гражданское воспитание Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности. 3.Духовно-нравственное воспитание В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, кон- центрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни. 4.Эстетическое воспитание Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как само реализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию. 6 5.Ценности познавательной деятельности В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности. 6.Экологическое воспитание Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе. 7.Трудовое воспитание Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы. 8.Воспитывающая предметно-эстетическая среда В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками. Метапредметные результаты: Познавательные: Обучающийся научится: - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; - устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; - делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными; - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, схемы); 7 Обучающиеся получат возможность научится: - правильно общаться, выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника; - принимать позицию собеседника, понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения) доказательство (аргументы), факты, гипотезы, теории; - строить позитивные отношения в процессе учебной и позновательной деятельности; -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов Регулятивные: Обучающийся научится: - сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - выдвигать версии решения проблемы; - определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Обучающийся получит возможность научиться: -сформированность системы знаний: в области основ изобразительной грамоты (конструктивный рисунок; перспективное построение изображения; передача формы предмета светом и тенью; основы цветоведения; пропорции человеческой фигуры и головы); о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах; о создании выразительного художественного образа и условности языка изобразительного искусства; - основам самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе интегративные; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Коммуникативные: Обучающийся научится: - определять возможные роли в совместной деятельности; - играть определенную роль в совместной деятельности; - определять свои действия и действия партнёра, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; 8 - отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Обучающиеся получат возможность научиться: -интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. -организовывать и планировать учебное сотрудничество, работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. -уметь формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Предметные результаты: Обучающийся научится: -характеризовать изобразительное искусство как часть общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; - развивать эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира, зрительную память, ассоциативное мышление, художественный вкус и творческое воображение; - объяснять эмоционально –ценностное единство мира; - художественной культуре во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); - анализировать информацию различных источников по изобразительному искусству; - составлять описание произведений художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях истории искусства; - систематизировать материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по изобразительному искусству; - объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов культуры; - сопоставлять развитие различных жанров художественной культуры; - давать оценку произведениям и личностям в сфере изобразительного искусства. Обучающийся получит возможность научиться: -сформированность системы знаний: в области основ изобразительной грамоты (конструктивный рисунок; перспективное построение изображения; передача формы предмета светом и тенью; основы цветоведения; пропорции человеческой фигуры и головы); о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах. - создавать художественный образ в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), работать над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); - работать с различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально- пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), работать над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино). - работать с различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально- пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующиеся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); 9 -испытывать потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоении практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; - осознанию значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; - развивать индивидуальные творческие способности, формировать устойчивый интерес - применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. - проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно- популярной литературе, библиотеках и музеях. - использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - добывать не достающую информацию с помощью вопросов; - высказывать суждения о развитии изобразительного искусства как неотъемлемой части культуры человечества - формирование способности к целостному художественному восприятию 10 Тематическое планирование учебного предмета 7 класс Модуль 3. Архитектура и Дизайн Тема, раздел курса(количество часов). Архитектура и дизайнконструктивные виды искусства Количество часов по образовательной программе 1 Количество часов по рабочей программе 1 Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров отвественного, гражданского поведения,проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для Электронные (цифровые) образовательные ресурсы РЭШ https://resh.edu.ru/ 11 Графический дизайн 8 8 Макетирование объемнопространственных композиций 7 7 Дизайн и архитектура как среда жизни человека 10 10 Образ человека и индивидуальное проектирование 8 8 чтения,задач для решения,проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Включение в урок игровых процедур,которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний. Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися, интелектуальных игр,стимулирующих познавательную мативацию обуающихся. Организация шевства мативированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими однаклассниками. Включение в урок игровых процедур,которые помогают поддержать Композиционные основы макетирования в графическом дизайне https://yandex.ru/video/preview/18358047548646773402 Объемно-пространственная композиция https://yandex.ru/video/preview/6956908670767259674 РЭШ https://resh.edu.ru/ Образ человека и индивидуальное проектирование https://yandex.ru/video/preview/8828178984201441330 12 мотивацию обучающихся к получению знаний. Всего: 34 34 13 14 15 16 17