Родная Русская Литература 9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература» (базовый уровень)
9 А, Б, В, Г, Д класс
(9 часов, 0, 25 часа в неделю)

Составитель: Кожевникова Юлия Николаевна
(учитель без квалификационной категории),
Ряснова Нина Сергеевна
(учитель без квалификационной категории)

2023 г

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса составлена на основе
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)», по учебному
предмету «Родная литература (русская)» общего образования МОУ «СОШ № 31». Программа
соответствует требованиям к результатам освоения ОП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также
планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ № 31».

Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Изучение курса «Родная(русская) литература» в 9 классе направлено на достижение
следующих результатов:
личностные:
Обучающийся научится:
1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2)формирование ответственного отношения к учению, готовности
и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8)формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
9)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
У обучающегося могут быть сформированы:
1) уважительное отношение к родной литературе;

2) умение оценивать свои и чужие поступки.
3) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
метапредметные:
регулятивные:
Обучающийся научится:
1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
Обучающийся получит возможность научиться:
1) самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;
2) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
познавательные:
Обучающийся научится:
1)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
3)смысловое чтение;
Обучающийся получит возможность научиться:
1) ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
2) смысловому восприятию текста;
3) проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
коммуникативные:
Обучающийся научится:
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
Обучающийся получит возможность научиться:
1) учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;

2) понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
предметные:
Обучающийся научится:
1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских
писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4)определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
6)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
7) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
8) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
Обучающийся получит возможность научиться:
1)приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
2)формулирование собственного отношения к произведениям родной литературы, их
оценка;
3)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
4) понимание образной природы родной литературы как явления словесного
искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
5) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.

Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (3 ч)
Преданья страницы глубокой (1 ч)
Отечественная война в русском фольклоре и отечественной литературе.
Города земли русской (1 ч)
А. С. Пушкин «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам «Петербуржские строки»,
А. А. Ахматова «Стихи о Петербурге».
Родные просторы (1 ч)
Степь раздольная: «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня)
П. А. Вяземский. «Степь»,
И. З. Суриков. «В степи»,
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (3 ч)
Праздники русского мира (2 ч).
Августовские Спасы:
К. Д. Бальмонт. «Первый спас»,
Б. А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок»,
Е. А. Евтушенко. « Само упало яблоко с небес…»,
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
Тепло родного дома (1 ч).
Родительский дом: А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы),
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»)
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (3 ч)
Не до ордена – была бы Родина. Лишь слову жизнь дана
(1 ч)
Великая Отечественная война:
Н. П. Майоров «Мы»,
М. В. Кульчицкий «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»,
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»,
Е. И. Носов. «Переправа»
«Припадаю к великой реке…»:
И. А. Бродский. «Мой народ»,
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
Загадки русской души (1 ч)
Судьбы русских эмигрантов:
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»,
А. Т. Аверченко. «Русское искусство»»
О ваших ровесниках (1 ч)
Прощание с детством:
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот»

Тематическое планирование учебного предмета
№
п/п

Название раздела

Количество часов по
образовательной
программе

Количество часов
по рабочей
программе

1.

Россия – Родина моя

11

3

Преданья
Старины глубокой

4

1

Города земли русской

4

1

Родные просторы

3

1

Русские
традиции
Праздники русского мира

11

3

5

2

Тепло родного
дома
Русский
характер –
русская душа
Не до ордена – была бы
Родина.
Лишь слову жизнь дана

6

1

12

3

5

1

Загадки русской души

3

1

О ваших ровесниках

4

1

Итого

34

9

2.

3.

Календарно-тематическое планирование учебного предмета
№
урока

Учебн
ая
неделя

Наименование раздела

Плановые
сроки
прохождения

Скорректир
ованные
сроки
прохождени
я

1

20

2

22

3

24

4

26

5

28

Е.А. Евтушенко. «Само упало
яблоко с небес…»
Е.И. Носов. «Яблочный спас»

6

30

7

32

Родительский дом: А.П. Платонов,
22.04-28.04
«На заре туманной юности»
(главы)
В.П. Астафьев. «Далёкая и близкая
сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»)
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 часов)
Ю.М. Нагибин. «Ваганов»,
06.05-12.05
Б.К. Зайцев. «Лёгкое бремя»,

8

34

А.Т. Аверченко. «Русское искусство»
Ю.И. Коваль «От красных ворот»

20.05-26.05

9

33
34

И.А. Бродский. «Мой народ»
И.А. Бродский. «Мой народ»,

03.06-09.05

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (5 часов)
Отечественная война в русском
29.01-04.02
фольклоре и отечественной
литературе
А.С. Пушкин «Город пышный,
город бедный…»
О.Э. Мандельштам «Петербуржские
11.02-18.02
строки»,
Н.М. Карамзин «Кто был в Москве,
тот знает Россию».
Образ степи в произведениях
04.03-10.03
русской литературы 19-20 века
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (6 часов)
К.Д. Бальмонт. «Первый спас»,
18.03-24.03
Б.А. Ахмадулина «Ночь упаданья
Яблок»

Итого – 9 часов

08.04-14.04

Причины
корректировки
программы и
способ
корректировки

Согласовано
Заседание ШМО
протокол № 1
«30» августа 2023 г

Согласовано
зам. директора по УВР
Я.С. Якушева
«31» августа 2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».