Родной язык 8 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (русский)» (базовый уровень)
8 А, Б, В, Г, Д класс
(17 часов, 0,5 часов в неделю)

Составитель: Ветчинова Татьяна Станиславовна
(учитель первой квалификационной категории),
Ряснова Нина Сергеевна
(учитель без квалификационной категории),
Таран Елена Григорьевна
(учитель без квалификационной категории).

2023 г

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 8 класса разработана на
основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)»,
входящей в состав образовательной программы МОУ «СОШ №31». Программа
соответствует планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ
«СОШ № 31».
По образовательной программе школы на изучение родного языка (русского) на
базовом уровне отводится 17 часов (0,5 часов в неделю). В соответствии с «Годовым
календарным графиком МОУ «СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа
составлена на 17 часов (0,5 часов в неделю).
Предусмотрено выполнение 1 контрольной работы.
Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты
1. гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе
в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на русском языке;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета
«Родной язык (русский)»;
ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
2. духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
3. эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и

самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
4. физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;
умение принимать себя и других не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том
числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском
языке;
5. трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
6. экологического воспитания:
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
7. ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка;
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства
познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного языкового образования;
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также
в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций,
планировать своё развитие.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя
(свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять
действия по её достижению:
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и

рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных
эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое
право на ошибку;
принимать себя и других не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
Язык и культура:
 иметь представление об истории развития лексического состава русского языка,
характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения (в
рамках изученного, с использованием словарей);
 6комментировать роль старославянского языка в развитии русского
литературного языка; характеризовать особенности употребления
старославянизмов в современном русском языке (в рамках изученного, с
использованием словарей);
 характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и
неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в
рамках изученного, с использованием словарей); сфере функционирования;
 определять значения лексических заимствований последних десятилетий и
особенности их употребления в разговорной речи, современной публицистике,
в том числе в дисплейных текстах; оценивать целесообразность их
употребления; целесообразно употреблять иноязычные слова;
 комментировать исторические особенности русского речевого этикета
(обращение); характеризовать основные особенности современного русского
речевого этикета;


использовать толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические
словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари
синонимов, антонимов; учебные этимологические словари; грамматические
словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации
(в том числе мультимедийные).

Культура речи:
 различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять
слова с учётом произносительных и стилистических вариантов современной
орфоэпической нормы;
 иметь представление об активных процессах современного русского языка в
области произношения и ударения (в рамках изученного);
 употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления синонимов‚









антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
корректно употреблять термины в текстах учебно-научного стиля, в
публицистических и художественных текстах (в рамках изученного);
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом
её соответствия основным нормам современного литературного языка;
распознавать типичные ошибки согласования и управления в русском языке;
редактировать предложения с целью исправления синтаксических
грамматических ошибок;
характеризовать и оценивать активные процессы в речевом этикете (в рамках
изученного); использовать приёмы, помогающие противостоять речевой
агрессии; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру
общения;
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов,
антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в том числе
мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по
пунктуации.

Речь. Речевая деятельность. Текст:
 использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач;
владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации; использовать графики, диаграммы,
план, схемы для представления информации;
 использовать основные способы и правила эффективной аргументации в
процессе учебно-научного общения; стандартные обороты речи и знание правил
корректной дискуссии; участвовать в дискуссии;
 анализировать структурные элементы и языковые особенности письма как
жанра публицистического стиля речи; создавать сочинение в жанре письма (в
том числе электронного);
 создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в устной и
письменной форме;
 строить устные учебно-научные сообщения различных видов, составлять
рецензию на реферат, на проектную работу одноклассника, доклад; принимать
участие в учебно-научной дискуссии;
 владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных
сетях.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского
(общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно
русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития
лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

Иноязычная лексика в разговорной речи, современной публицистике, в том числе в
дисплейных текстах.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет
и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском,
американском речевых этикетах. Специфика приветствий у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о]
после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иноязычного
происхождения; произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед е в
словах иноязычного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инич- на;
произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф’] и [в’]; произношение мягкого [н] перед
ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Основные лексические
нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи.
Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления
терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные
речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности
словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и справочниках. Варианты грамматической
нормы согласования сказуемого с подлежащим. Типичные грамматические ошибки в
согласовании и управлении.
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания,
возникшие в СМИ: изменение обращений‚ использования собственных имён.
Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять
речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы
работы.
Основные способы и средства получения и переработки информации.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила
эффективной аргументации.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Способы
опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика
демонстрации.
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной
(исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная
дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе
электронного), страницы дневника.

Тематическое планирование

№
1.
2.
3.

Наименование раздела
Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая
деятельность. Текст.
Итого

Количество
часов по
образовательной
программе
11
11
12
34

Количество
часов по
рабочей
программе
6
5
6
17

Реализация
программы
воспитания
1
1
1
3

Согласовано
На заседании ШМО
протокол № 1
«30» августа 2023 г.
Согласовано
зам.директора по УВР
Я.С. Якушева
«31» августа 2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».