Родная литература 8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература (русская)» (базовый уровень)
8 А, Б, В, Г, Д класс
(17 часов, 0,5 часов в неделю)

Составитель: Ветчинова Татьяна
Станиславовна
(учитель первой квалификационной
категории),
Ряснова Нина Сергеевна
(учитель без квалификационной категории),
Таран Елена Григорьевна
(учитель без квалификационной
категории).

2023 г

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 8 класса
разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)», входящей в состав образовательной программы
МОУ «СОШ №31». Программа соответствует планируемым результатам духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной
в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ № 31».
По основной образовательной программе школы на изучение родной
литературы (русской) на базовом уровне отводится 17 часов (0,5 часов в неделю). В
соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ «СОШ №31» на 2023-2024
учебный год рабочая программа составлена на 17 часов (0,5 часов в неделю).
Предусмотрено выполнение 1 контрольной работы.
Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты
1. гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
реализующей программы основного общего образования, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
2. патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
3. духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4. эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5. физического воспитания, формирования культуры здоровья и

эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
6. трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего
образования, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7. ценности научного познания:
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое
и данное;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями.
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в
устных и письменных текстах; ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций.
Совместная деятельность: понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные).
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в изненных и учебных
ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и
рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать
соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять
собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины
эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого; регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя
и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность
контролировать всё вокруг.
Предметные результаты

К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений о легендарных героях земли Русской для развития представлений о
нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского
национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о
Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и
культуры в контексте культур народов России; русских национальных традициях в
произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских
людей;
иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о войне;
о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре
взросления; о языке русской поэзии;
владеть умением давать самостоятельный смысловой и идей- ноэстетический анализ фольклорного и литературного тек- ста и воспринимать
художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку;
создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный
вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного чтения;
владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности и оформления её результатов, навыками работы с разными
источниками информации и основными способами её обработки и презентации.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Россия — Родина моя
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
Стихотворения (не менее одного). Например: С. Н. Марков
«Сусанин», О. А. Ильина «Во время грозного и злого поединка…» и др.
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не менее двух глав по выбору).
Города земли русской. По Золотому кольцу
Стихотворения (не менее трёх). Например: Ф. К. Сологуб
«Сквозь туман едва заметный…», М. А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке…»,
И. И. Кобзев «Поездка в Суздаль», В. А. Степанов «Золотое кольцо» и др.
Родные просторы. Волга — русская река
Русские народные песни о Волге (одна по выбору). Например: «Уж ты, Волгарека, Волга-матушка!..», «Вниз по матушке по Волге…» и др.
Стихотворения (не менее двух). Например: Н. А. Некрасов
«Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»), В. С.
Высоцкий «Песня о Волге» и др.
В. В. Розанов. «Русский Нил» (один фрагмент по выбору).
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира. Троица
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин
«Троица», С. А. Есенин «Троицыно утро, утренний канон…», Н. И. Рыленков
«Возможно ль высказать без слов…» и др.
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».

Тепло родного дома. Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (две главы по выбору).
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина. Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору).
Загадки русской души. Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках. Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по выбору).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (не менее одной главы по выбору)
Лишь слову жизнь дана. Язык поэзии
Стихотворения (не менее одного). Например: И. Ф. Анненский «Третий
мучительный сонет» и др.
Дон Аминадо. «Наука стихосложения»

Тематическое планирование

№

Наименование
раздела

Россия – Родина моя (6ч)
1.
Преданья старины
глубокой
2.
Города земли
русской
3.
Родные просторы
Русские традиции (4ч)
1.
Праздники русского
мира
2.
Тепло родного дома
Русский характер (7ч)
1.
Не до ордена – была
бы Родина
2.
Загадки русской
души
3.
О ваших ровесниках
4.
Лишь слову жизнь
дана
Итого

Количество
Количество
часов по
часов по
образовательной рабочей
программе
программе
4

4

3

3

4

4

5

5

5

5

3

3

3

3

5
2

5
2
34

Реализация
программы
воспитания
1

1

1

17

3

Согласовано
На заседании ШМО
протокол № 1
«30» августа 2023 г.
Согласовано
зам.директора по УВР
Я.С. Якушева
«31» августа 2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».