Шахматная азбука 3 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск
Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О. Ю
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Каяндер О. В.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Шахматная азбука»
Учение с увлечением
3 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Составители:
Чекменёва Елена Алексеевна
Черкесатова Анастасия Александровна
Соболев Василий Геннадьевич

2023 год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» составлена на основе авторской программы И. Г. Сухина «Шахматы в школе. 1-4 годы обучения».- Обнинск.: Духовное возрождение, 2019. Форма проведения- кружок.
Авторская программа рассчитана на 34 часа. В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 31» рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты:
• установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
• навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственной отзывчивость, понимание и
сопереживание чувствам других людей;
• эстетические потребности, ценности и чувства;
• самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
Метапредметные результаты.
Познавательные:
Базовые логические действия
− ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
− добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную от учителя.
Работа с информацией
− перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всей группы.
− перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные
объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
− преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Регулятивные:
− определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
− проговаривать последовательность действий.
− учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
− учиться работать по предложенному учителем плану.
− учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
− учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Коммуникативные:
− Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
− Слушать и понимать речь других.
− Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
− Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
• использовать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры перед игрой. Сравнивать, находить общее и различие. Ориентироваться на шахматной доске.
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, использовать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
• правилам хода и взятия каждой из фигур, «игре на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки,
принципам игры в дебюте;
• основным тактическим приёмам; использовать термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп,
оппозиция, ключевые поля;

• грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания. Учащиеся получат возможность
научиться:
• рокировать;
• объявлять шах;
• сравнивать силу шахматных фигур;
• правильно ходить шахматными фигурами.
Виды и формы деятельности:
1. Беседа
2. Деловая игра
3. Ролевая игра
4. Работа в паре
5. Работа в творческой группе
6. Конкурс
7. Практическое занятие
8. Инсценирование
9. Дискуссия
10. КВН
11. Презентация
12. Турнир.

Содержание учебного внеурочной деятельности.
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. Повторение пройденного материала. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность
шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трехходовые партии.
II. Основы дебюта. Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них
одной из сторон. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра «на мат» с первых ходов
партии. Детский мат. Защита. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте.
«Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек». Принципы игры
в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с
исключениями из правила). Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский
гамбит. Ферзевый гамбит. Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Правила рокировки. Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают
пешки? Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Классификация дебютов. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.Как изучать дебюты. Тренировка в разыгрывании дебюта.
III. Основы миттельшпиля. Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в
миттельшпиле. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Классическое наследие. «Бессмертная»
партия. «Вечнозеленая» партия.
IV. Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против
коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет
свою пешку за собой. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка
против короля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
V. Обобщение. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

Тематическое планирование внеурочной деятельности
№п/п

1.

2.

Тема

Повторение изученного материала

Количество Методы и формы органичасов по
зации обучения. Характепрограмме ристика
деятельности
обучающихся (с учетом
рабочей программы воспитания)

https://resh.edu.ru/
4

Основы дебюта.
26

Повторение программного материала.
Итого:

Электронные
(цифровые) образовательные ресурсы

3.

4
34ч.

Игровые упражнения, беседа, дидактические
игры и задания
Мотивация к познанию и
обучению
Готовность обучающихся к саморазвитию

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11

12
13

14
15

16
17

18
19

20
21

22

Наименование раздела и тем

Плановые
сроки прохождения

Повторение изученного материала
Повторение изученного материала.
01-10/09
Игровая практика
11-17/09
Повторение изученного материала.
18-24/09
Практика матования одинокого ко25/09-01/10
роля (дети играют попарно).
Основы дебюта
Двух- и трехходовые партии.
02/10-08/10
Решение задания “Мат в 1 ход”.
16-22/10
Невыгодность раннего ввода в
23-29/10
игру ладей и ферзя.
Решение заданий “Поймай ладью”,
30/10-05/11
“Поймай ферзя”.
Игра “на мат” с первых ходов пар06-12/11
тии. Детский мат. Защита.
Решение заданий.
13-19/11
Вариации на тему детского мата.
27/11-03/12
Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.
Решение заданий.
04-10/12
“Повторюшка-хрюшка” (черные
11-17/11
копируют ходы белых). Наказание
“повторюшек”.
Решение заданий.
18-24/12
Принципы игры в дебюте. Быст25-29/12
рейшее развитие фигур. Темпы.
Гамбиты.
Решение задания “Выведи фи08-14/01
гуру”.
Наказание за несоблюдение прин15-21/01
ципа быстрейшего развития фигур.
“Пешкоедство”. Неразумность
игры в дебюте одними пешками (с
исключениями из правила).
Решение заданий.
22-28/01
Принципы игры в дебюте. Борьба
29/01-04/02
за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.
Решение заданий.
05-11/02
Принципы игры в дебюте. Без12-18/02
опасное положение короля. Рокировка.
Решение заданий.
26/02-03/03

Скорректированные сроки
прохождения

Электронные
(цифровые) образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

23

24
25
26
27

28
29
30

31
32
33
34
Итого 34ч.

Принципы игры в дебюте. Гармо04-10/03
ничное пешечное расположение.
Какие бывают пешки.
Решение заданий.
11-17/03
Связка в дебюте. Полная и непол18-24/03
ная связка.
Решение заданий.
25/03-31/03
Очень коротко о дебютах. Откры01/04-07/04
тые, полуоткрытые и закрытые дебюты.
Решение заданий.
15-21/04
Типичные комбинации в дебюте.
22-28/04
Типичные комбинации в дебюте
29/04-01/05
(более сложные примеры).
Повторение программного материала.
Повторение программного матери06-12/05
ала.
Повторение программного матери13-19/05
ала.
Повторение программного матери20-26/05
ала.
Повторение программного матери27-31/05
ала.

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».