Шахматная азбука 1 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск
Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О. Ю
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Каяндер О.В.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Шахматная азбука»
Учение с увлечением
1 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель:
Жарова Галина Владимировна

2023 год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» для 1 класса составлена в
соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе примерной рабочей
программы внеурочной деятельности «Шахматная азбука. 1 класс» автора В.Д. Балазана.
Форма проведение – кружок.
Авторская программа рассчитана на 34 часа. В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю).

2

Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные результаты:
− умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
− в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты.
Познавательные:
Базовые познавательные действия
− ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
− добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную от учителя.
Работа с информацией
− перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всей группы.
− перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные
объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
− преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Регулятивные:
− определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
− проговаривать последовательность действий.
− высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
− учиться работать по предложенному учителем плану.
− учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.
− учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Коммуникативные:
− доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
− слушать и понимать речь других.
− совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
− учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
-определять последовательность событий.

3

Содержание внеурочной деятельности
Тема 1. Введение в образовательную программу. 1ч.
Теория. Знакомство с программой «Шахматная азбука». Режим занятий. Необходимое оборудование.
Правила поведения на занятиях.
Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат.1ч.
Теория. Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Для чего нужно
играть в шахматы.
Тема 3. Шахматная доска.3ч.
Теория. Шахматная доска. Белые и чёрные Чередование белых и черных полей на шахматной доске.
Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Расположение доски между партнёрами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали.
Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали
и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Короткие
диагонали. Центр, Форма центра. Количество полей в центре.
Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».
Дидактические игры и задания:
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной
доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.
"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").
Тема 4. Шахматные фигуры. 4ч.
Теория. Фигуры белые и чёрные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Правило «Тронул - ходи!».
Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Что общего?»
Дидактические игры и задания:
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что
это за фигура.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг
на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Тема 5. Начальная расстановка фигур.3ч.
Теория. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой фигуры в начальной позиции; правило: "Ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальным положением фигур.
Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет».
Дидактические игры и задания:
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют
начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в
начальном положении.
Тема 6. Ходы и взятие фигур. 8ч.
Теория. Правила хода и взятия каждой фигуры.
ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.
Дидактические игры и задания:
Одна против пешек. Лабиринт.
Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры».
СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные
4

слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых","Лабиринт", "Кратчайший путь",
"Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Защита".
ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Дороги Ферзя. Ферзь – тяжёлая
фигура. Ферзь против ладьи, слона.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение», «Один в поле воин", "Лабиринт", "Кратчайший путь".
КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – лёгкая фигура. Игра конем на
усеченной доске. Конь против ферзя, ладьи, слона.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых»,
«Кратчайший путь".
ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская
пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки. Благородные пешки черно-белой доски. «Маленькая
да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». «Подножка» (правило взятие на проходе).
Дидактические игры и задания:
«В бой идут одни только пешки».
«Игра на уничтожение».
КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. И Король в поле воин (взятие).
Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин".
Практика. Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Битва
часовых», «Атака, ещё раз атака», «Двойной удар», «Ограничение подвижности».
Относительная ценность фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
Дидактические игры и задания:
"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На
сколько?"
"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить
на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
Тема 7. Цель шахматной партии. 6ч.
Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая ракировка и её правила.
Шах. Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха. Дидактические игры и задания:
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли
король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
МАТ. Мат - цель игры. Мат ферзём, ладьёй, слоном, пешкой. Техника матирования одинокого короля: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.
Дидактические игры и задания:
"Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".
Решение шахматных задач и упражнений.
Ничья. Варианты ничьей.
Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.
Дидактическое задание:
"Пат или не пат".
Рокировка.
Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Дидактическое задание:
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
5

Практика. Дидактические игры: «Шах - не шах», «5 шахов», «Защита от шаха», «Мат – не мат»,
«Первый шах», «Рокировка».
Тема 8. Игра всеми фигурами из начального положения. 6ч.
Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. Правила и законы дебюта. Короткие шахматные партии. Демонстрация коротких партий. Занимательные страницы шахмат. Шахматные сказки.
Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры «Два хода».
Тема 9. Итоговое занятие. 2ч.
Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов, мини-соревнований, турниров.
Все дидактические игры и задания моделируются в доступном для детей виде те или иные реальные
ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и
задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного
и логического мышления.

6

Тематическое внеурочной деятельности
Тема, раздел курса

Введение в образовательную
программу
Легенды и сказания о возникновении шахмат
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная расстановка фигур
Ходы и взятие фигур
Цель шахматной партии
Игра всеми фигурами из
начального положения
Итоговое занятие
ИТОГО

Количество
часов по программе

1
1
3
4
3
8
6
6

Методы и формы
Электронные
организации обу(цифровые) обчения. Характериразовательные
стика деятельноресурсы
сти обучающихся
(с учетом рабочей
программы воспитания)
Игровые упражне- https://resh.edu.ru/
ния, беседа, дидактические игры
и задания
Мотивация к познанию и обучению
Готовность обучающихся к саморазвитию

2
34

7

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№
п/п

Наименование раздела и
тем

Плановые
сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Электронные
(цифровые) образовательные ресурсы

Введение в образовательную программу. 1 ч
1. Знакомство с программой
01-10/09
«Шахматная азбука». Правила поведения на занятиях.
Легенды и сказания о возникновении шахмат. 1 ч

https://resh.edu.ru/

2. Что такое шахматы и шахматная игра.

https://resh.edu.ru/

11-17/09
Шахматная доска. 3 ч

3. Шахматная доска.
4. Шахматная доска. Практическое занятие.
5. Шахматная доска. Практическое занятие.

18-24/09
25/09-01/10

https://resh.edu.ru/

02/10-08/10
Шахматные фигуры. 4 ч

6. Шахматные фигуры. Ладья,
16-22/10
слон, ферзь.
7. Шахматные фигуры. Конь,
23-29/10
пешка, король.
8. Шахматные фигуры. Прак30/10-05/11
тическое занятие.
9. Шахматные фигуры. Прак06-12/11
тическое занятие.
Начальная расстановка фигур. 3 ч

https://resh.edu.ru/

10. Начальное положение; расположение каждой из фигур в начальной позиции.

13-19/11

https://resh.edu.ru/

11. Начальная расстановка фигур. Практическое занятие.

27/11-03/12

12. Начальная расстановка фигур. Практическое занятие.

04-10/12
Ходы и взятие фигур. 8 ч

13. Ходы и взятие фигур. Ладья. Слон.
14. Ходы и взятие фигур.
Ферзь. Конь.
15. Ходы и взятие фигур.
Пешка. Король.

11-17/11

https://resh.edu.ru/

18-24/12
25-29/12
8

16. Ходы и взятие фигур.
Практическое занятие.
17. Ходы и взятие фигур.
Практическое занятие.
18. Ходы и взятие фигур.
Практическое занятие.
19. Ходы и взятие фигур.
Практическое занятие.
20. Ходы и взятие фигур.
Практическое занятие.

08-14/01
15-21/01
22-28/01
29/01-04/02
05-11/02
Цель шахматной партии. 6 ч

21. Цель шахматной партии.
Шах. Мат

12-18/02

22. Цель шахматной партии.
Ничья. Пат. Рокировка.

26/02-03/03

23. Цель шахматной партии.
Практическое занятие.

04-10/03

24. Цель шахматной партии.
Практическое занятие.

11-17/03

25. Цель шахматной партии.
Практическое занятие.

18-24/03

26. Цель шахматной партии.
Практическое занятие.

25/03-31/03

https://resh.edu.ru/

Игра всеми фигурами из начального положения. 6 ч
27. Игра всеми фигурами из
начального положения. Как
начать шахматную партию.
28. Всеми фигурами из начального положения. Короткие
шахматные партии.
29. Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. Практическое
занятие.
30. Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. Практическое
занятие.
31. Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. Практическое
занятие.
32. Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. Практическое

01/04-07/04

https://resh.edu.ru/

15-21/04

22-28/04

29/04-01/05

06-12/05

13-19/05

9

занятие.
Итоговое занятие. 2 ч
33. Шахматный турнир.

20-26/05

34. Шахматный турнир.

27-31/05

https://resh.edu.ru/

ИТОГО 34 ч

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».