Хоровое пение 2класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск
Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О. Ю
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Каяндер О. В.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Хоровое пение»
Художественно-эстетическое
2 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составители:
Кудряшова Светлана Николаевна

2023 год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» для 2 класса составлена на основе рабочей программы курса внеурочной деятельности предметной области «Искусство» (Музыка),
Москва, Просвещение, 2022 г.
1. Содержание учебного предмета
Основным содержанием обучения и воспитания по программе «Хоровое пение» является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения вокально-хоровых произведений (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему
миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Непосредственная певческая деятельность рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации».
Содержание внеурочных занятий по «Хоровому пению» вытекает из содержательной логики изучения предмета «Музыка», которое структурно представлено восемью сквозными модулями (тематическими линиями) в начальной школе.
Общая характеристика, место в учебном плане
Хоровые занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Частота и регулярность
занятий — по 1ч 1 раз в неделю, 34 часа в год. Основное содержание занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ
В 2 классе занятия по «Хоровому пению» организовано по модели «Класс — хор». По решению
родителей (законных представителей) обучающихся занятия посещают все ученики класса, либо
только те обучающиеся, которые проявляют интерес к данному виду музицирования, имеют для этого
соответствующие способности.
Типы и виды занятий
По форме проведения занятия подразделяются на четыре типа:
1) индивидуальное и/или мелкогрупповое прослушивание/занятие
2) комбинированное занятие — групповая (по партиям) и коллективная вокально-хоровая работа;
3) сводная репетиция;
4) концертное выступление.
Большинство занятий в течение учебного года носит репетиционный характер и состоит из комбинированной вокально-хоровой работы по партиям и совместной певческой деятельности всего коллектива.
Каждое занятие включает в себя:
1. Работу над певческой установкой, правильным дыханием, дикцией, артикуляцией.
2. Упражнения для развития интонационного и ритмического слуха.
3. Вокальные упражнения на развитие, совершенствование певческих навыков: интонационной
точности, подвижности голоса, расширения его диапазона.
4. Разучивание новых произведений.
5. Повторение и творческая интерпретация произведений, выученных ранее.
6. Подготовка концертной программы для выступлений хорового коллектива.
ЦЕЛИ
Главная цель:
Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в хоре.
2

Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом, и музыкального искусства в частности:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, интонационно-художественного отражения многообразия жизни;
3) реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
2 год обучения
Упражнения, распевания
Упражнения на выработку певческой установки.
Дыхательные и артикуляционные упражнения, скороговорки.
Краткие попевки, основанные на поступенном нисходящем мелодическом движении в ограниченном диапазоне.
Распевания, состоящие из 3—4—5 звуков (в т. ч. фрагменты звукоряда, движения мелодии по
звукам мажорного трезвучия), попевки на основе интервалов терция, кварта, квинта.
Вокальные упражнения на выстраивание унисона на слоги «лё», «мо», «ма», «му».
Вокальные упражнения a capella для развития слуха и голоса. Слуховые игры на развитие
начальных элементов гармонического слуха (интервалы, аккорды).
Фрагменты и отдельные фразы, наиболее важные интонации из разучиваемых песен по принципу секвенций и в разных тональностях. Простейшие примеры канонов (в приму).
Русские народные песни
Как на тоненький ледок
Ай, на горе дуб, дуб
Ходила младёшенька
Вдоль по улице молодчик идёт
Как у наших у ворот
На горе-то калина
Пошла млада за водой
Ты, живи, Россия!
Музыка народов России, других народов мира
Дедушка. Башкирская народная песня. Русский текст В. Татаринова.
Жаворонок. Якутская народная песня, русский текст А. Абазинского.
Гусли. Марийская народная песня.
Ты куда, дружок, ходил? Удмуртская народная песня. Обработка Д. Блока, перевод Д. Поздеева.
Журавель. Украинская народная песня.
Ай-я жу-жу. Латышская народная песня.
На коне-скакуне. Киргизская народная песня. Русский текст Я. Сатуновского.
Около озера. Киргизская народная песня. Слова К. Маликова, русский текст В. Винникова.
Сапожник. Чешская народная песня, русский текст Л. Дымовой.
Гусята. Немецкая народная песня, обработка Т. Попатенко, русский текст А. Кузнецовой.
Перепёлочка. Белорусская народная песня.
Савка и Гришка. Белорусская народная песня.
Птичий ужин. Литовская народная песня.
Спой мне такую песню. Венгерская народная песня, русский текст Э. Александровой.
Русская и зарубежная классика
За рекою старый дом. Музыка И. С. Баха, русский текст Д. Тонского.
3

Котик и козлик. Музыка Ц. Кюи, слова В. Жуковского.
Весенняя песенка. Музыка Ц. Кюи, слова И. Белоусова.
Птичка летает. Музыка А. Аренского, слова В. Жуковского.
Расскажи мотылёк. Музыка А. Аренского, слова Л. Моздалевского.
Сорока. Петушок (Первая тетрадь, соч. 14). Музыка А. Лядова, слова народные.
Киска. Музыка В. Калинникова, слова неизвестного автора.
Мишка. Музыка В. Калинникова, слова народные.
Песни современных композиторов
Родина моя. Музыка А. Абрамова, слова И. Мазнина.
Наша страна — красавица. Музыка Т. Чудовой, слова В. Шифриной.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Здравствуй, Родина моя! Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
Дружат дети всей земли. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова В. Викторова.
Осень. Музыка В. Алексеева, слова М. Филатовой.
Журавушка. Музыка Е. Зарицкой, слова А. Вольского.
Сонная песенка. Музыка Р. Паулса, слова И. Ласманиса, перевод О. Петерсон.
Домик над речкой. Музыка С. Старобинского, слова И. Газдага, перевод В. Мазнина.
Золотистые купавки. Музыка О. Петровой, слова коми-пермяцкой народной песенки.
Велосипед. Музыка М. Раухвегера, слова Л. Куликовой.
Тигр вышел погулять. Музыка В. Жубинской, слова Э. Успенского.
Тишина. Музыка Е. Адлера, слова Е. Руженцева.
Гном. Музыка Ж. Металлиди, слова И. Токмаковой.
Начинаем перепляс. Музыка С. Соснина, слова П. Синявского.
Тимоти-Тим. Музыка З. Левиной, слова А. Милна, перевод В. Познера.
Солнечный зайчик. Музыка В. Голикова, слова Г. Лагздынь.
Добрый день. Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова.
Осень. Музыка Ю. Чичкова, слова И. Мазнина.
Капельки. Музыка В. Павленко, слова Э. Богдановой.
Пёстрый колпачок. Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёвой.
Пешком шагали мышки. Музыка В. Калистратова, слова В. Приходько.
Песенка-небылица. Музыка М. Ройтерштейна, слова О. Высотской.
Верблюд-путешественник. Зайчишка, волчонок и телеграмма. Музыка М. Ройтерштейна, слова
И. Бурсова.
Колыбельная медведицы (из мультфильма «Умка»). Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
Песенка о солнышке (из мультфильма «Солнышко на нитке»). Музыка Е. Ботярова, слова Л. Зубковой.
2. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы «Хоровое пение» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1)Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик
Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций
своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов,
их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2)Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод
и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в
4

лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
3)Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов
справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
4)Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5)Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной,
культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической
информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.
6)Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные
средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7)Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8)Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального
творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной
исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
5

людьми из другой культурной среды;стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как
взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с
новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный
опыт, опыт и навыки управления своими психо - эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации,
воля к победе.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы «Хоровое пение», отражают
специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия
формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и
функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся.
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы «Хоровое пение» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления, которое связано с формированием соответствующих когнитивных навыков
обучающихся, в том числе:
1.1. Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
—устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
—сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили
музыкального искусства;
—обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных
средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля.
1.2. Базовые исследовательские действия:
—следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
—использовать вопросы как инструмент познания;
—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
—составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих
задач;
—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей музыкально - языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных
явлений, культурных объектов между собой;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
слухового исследования.
1.3. Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом
предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;
6

—понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
—использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
—оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
—различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы «Хоровое
пение» реализуется, в первую очередь, через совместную певческую деятельность. Она предполагает
не только групповую форму работы, но формирует более сложную социальную общность обучающихся — творческий коллектив. Хоровое пение — один из немногих видов учебной деятельности,
идеально сочетающих в себе активную деятельность каждого участника с ценностью общего результата совместных усилий.
Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства определяется не только
особыми формами передачи информации музыкальными средствами (минуя вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений, эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как феномен «соборности». Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых универсальных учебных действий.
2.1. Невербальная коммуникация:
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоциональнообразное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесной передачи
смысла музыкального произведения;
—передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
—эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного
выступления;
—распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
2.2. Вербальное общение:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
—выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных
и письменных текстах;
—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;

7

—вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
—публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
2.3. Совместная деятельность (сотрудничество):
—развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в
процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического
опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;
—понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
—принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к представлению отчёта перед группой, коллективом.
2. Овладение универсальными регулятивными действиями
В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому
в рамках программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.
3.1. Самоорганизация:
—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том
числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к
поставленной цели;
—планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
—выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
—самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать за него ответственность на себя.
3.2. Самоконтроль (рефлексия):
—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины
неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.
3.3. Эмоциональный интеллект:
—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

8

—развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения, публичного выступления;
—выявлять и анализировать причины эмоций;
—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную
ситуацию;
—регулировать способ выражения собственных эмоций.
—признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней
самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
—принимать себя и других, не осуждая;
—проявлять открытость;
—осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
3.4. Принятие себя и других:
—уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
Предметные результаты
В результате занятий хоровым пением школьники научатся:
—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;
—понимать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций отечественного хорового
искусства;
—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и многоголосные;
—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки;
—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику
совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами хорового коллектива
в процессе исполнения музыки;
—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать значения
дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале изученных музыкальных произведений);
—выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать участие в
культурно-просветительской общественной жизни.
Предметные результаты
1) Петь выразительно, передавая основное настроение, характер песни;
2) петь в унисон в диапазоне d1 – d2, негромко (динамика mp-mf), напевным, лёгким звуком,
используя мягкую атаку; освоить приёмы звуковедения legato, non legato;
3) исполнять простые песни детского репертуара (одноголосные, диатонические, с простым,
повторяющимся ритмическим рисунком, краткими фразами, с преобладанием поступенного мелодического движения) преимущественно кантиленного характера, с сопровождением;
4) знать правила певческой установки (спина прямая, плечи опущены, мышцы лица свободные),
соблюдать её во время пения;

9

5) понимать значение правильного дыхания; во время пения дышать, не понимая плеч, стараться делать мягкий вдох через нос, выдох в течение музыкальной фразы;
6) в процессе пения ясно и чётко произносить слова; точно и выразительно произносить слова
упражнений, распеваний;
7) понимать основные дирижёрские жесты (внимание, начало, окончание пения), стремиться к
одновременному вдоху и одновременному окончанию фразы;
8) обращать внимание на точность интонирования, громкость и манеру пения, слушать себя и
хор во время пения;
9) уметь прохлопать пульс, ритмический рисунок разучиваемых музыкальных произведений;
10) петь мелодии разучиваемых песен, попевок с опорой на простую (дидактически упрощённую) нотную запись;
11) ориентироваться в элементах нотной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, ноты первой
октавы; длительности: половинная, четверть, восьмая, четвертная пауза; лига, реприза;
12) понимать значение понятий и терминов: ритм, звук, высота звука, мелодия, аккомпанемент,
унисон;
13) различать на слух основные элементы музыкальной речи: темп (быстрый, медленный, умеренный), динамика (громко, тихо, умеренно), регистр (высокий, низкий, средний);
14) отражать в различных формах двигательной активности элементы музыкального языка, закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное моделирование, ручные знаки и др.);
15) иметь опыт выступления с хором в своём образовательном учреждении перед другими обучающимися, учителями, родителями.
Основное содержание занятий и виды деятельности обучающихся
Занятия хоровым пением проходят в форме репетиций и концертных выступлений. Повседневный
репетиционный процесс направлен на выработку основного комплекса вокально-хоровых навыков у
всех участников хорового коллектива, освоение репертуара, формирование сопутствующих знаний,
умений, навыков. Однако, без выступлений перед публикой деятельность хорового коллектива теряет
значительную часть своего образовательного и воспитательного потенциала. Поэтому сами концерты
и подготовка к ним являются неотъемлемой частью календарно-тематического планирования.
Концертные выступления являются, с одной стороны, мотивирующим фактором регулярных репетиционных занятий, с другой стороны, — их результатом, творческим итогом. Выступления хорового
коллектива перед родителями, на общешкольных праздниках, на городских смотрах и конкурсах позволяют детям прожить особые ситуации творческого волнения и коллективного успеха. Это эмоционально насыщенный психологический опыт, связанный с высоким чувством ответственности, объединения усилий со своими товарищами ради достижения общего успеха.
Основу репетиционного процесса составляет работа над певческим репертуаром. Поэтому выбор
музыкальных произведений для разучивания является ключевым фактором успеха деятельности любого хорового коллектива. Произведения, включаемые в репертуар хора, должны отвечать критериям
доступности (как в плане вокально-хоровых навыков, так в плане образного содержания), художественности. Песни, которые исполняют школьники на хоровых занятиях, должны им нравиться, вызывать положительный эмоциональный отклик.

10

3. Тематическое планирование внеурочной деятельности
Тема, раздел курса

Прослушивание
«Реприза» после «паузы»
Распевание — хоровая
зарядка (новый комплекс упражнений)
Музыкальный слух
A capella
Музыкальная грамота
Рождество
Музыкальный размер
Мой голос
Наш край
Музыкальная грамота
Народная музыка в
творчестве
русских
композиторов
Звонкое лето
Итого

Количество
часов по
рабочей
программе
2
2
1

2
2
2
6
2
1
3
2
4

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей
программы воспитания)
Музыкальная студия, репетиции, концерты.
Ценностные установки и социально-значимые качества
личности.
Готовность обучающихся к
саморазвитию

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

https://resh.edu.ru

5
34

11

4.Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№
п/п

1.
2.
3.
4.

5.

6.

7.

8.
9.

10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Наименование раздела и тем

Плановые
сроки прохождения

Скорректированные
сроки прохождения

Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы

Прослушивание(2ч)
Индивидуальное прослушивание.
01-10/09
https://resh.edu.ru
Индивидуальное прослушивание.
11-17/09
«Реприза» после «паузы»(2ч)
Дидактические игры «Зеркало», «Ис- 18-24/09
https://resh.edu.ru
порченный телефон»
слуховые игры на различение интона- 25/09-01/10
ций, допевание фразы.
Распевание — хоровая зарядка (новый комплекс упражнений) (1ч)
Дыхательные и артикуляционные 02/10-08/10
https://resh.edu.ru
упражнения, скороговорки. Краткие
попевки.
Музыкальный слух(2ч)
Слуховые игры на различение количе- 16-22/10
https://resh.edu.ru
ства одновременно звучащих звуков,
мажора/минора, типа (поступенно,
скачками) и направления (вверх, вниз)
движения мелодии.
Ритмические и интонационные упраж- 23-29/10
нения в двухдольном и трёхдольном
метре.
A capella(2ч)
Распевания, народные попевки и песни 30/10-05/11
https://resh.edu.ru
a capella.
Слушание, просмотр, аудио - и видео- 06-12/11
записей выступлений профессиональных и детских хоров a capella
Музыкальная грамота(1ч)
Дидактические игры по определению 13-19/11
https://resh.edu.ru
элементов на слух и по нотам. Вокальные импровизации.
Рождество(6ч)
Тихая ночь. Рождественский гимн.
27/11-03/12
https://resh.edu.ru
Рождественская песенка.
04-10/12
Елка в Рождество.
11-17/11
Рождество пришло.
18-24/12
Репетиция к концерту.
25-29/12
Рождественский концерт.
08-14/01
Музыкальный размер(2ч)
Разучивание, исполнение песен в раз- 15-21/01
https://resh.edu.ru
мерах 2/4 и 3/4.
Дирижирование на 2/4 и 3/4.
22-28/01
Мой голос (1ч)
Индивидуальное прослушивание обу- 29/01-04/02
https://resh.edu.ru
чающихся.
Наш край(4ч)
12

На горе-то калина. Русская народная
05-11/02
песня.
21.
Ты, живи, Россия! Русская народная
12-18/02
песня.
22.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского,
26/02-03/03
слова А. Пришельца.
23.
Здравствуй, Родина моя! Музыка Ю.
04-10/03
Чичкова, слова К. Ибряева.
Музыкальная грамота(2ч)
24.
Дидактические игры, направленные на 11-17/03
различение, понимание элементов нотного письма.
25.
Дидактические игры, направленные на 18-24/03
различение, понимание ритмических
рисунков.
Народная музыка в творчестве русских композиторов(4ч)
26.
Опера «Сказка о царе Салтане». Н.
25/03-31/03
Римский – Корсаков.
27.
Симфоническая фантазия «Камарин- 01/04-07/04
ская». М. Глинка.
28.
Пьеса «Камаринская» П. Чайковский.
15-21/04
29.
Пьеса «Кикимора». А. Лядов.
22-28/04
Звонкое лето(5ч)
30.
Песенка о солнышке (из мультфильма 29/04-01/05
«Солнышко на нитке»). Музыка Е. Ботярова, слова Л. Зубковой.
31.
Песенка о лете. Музыка Е. Крылатов, 06-12/05
слова Ю. Энтин.
32.
Летом нас солнце нас встречает. Му- 13-19/05
зыка и слова Е. Обухова.
33.
Репетиция к концерту.
20-26/05
34.
Отчётный концерт «Да здравствуют, 27-31/05
каникулы!»
Итого – 34 ч
20.

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».