Функциональная грамотность 3 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск
Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О. Ю
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Каяндер О. В.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Коммуникативное направление
3 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составители:
Фёдорова Ольга Юрьевна
Солоха Ирина Владимировна
Кулешова Вера Владимировна
Туманова Анна Александровна
Гардер Мария Дмитриевна

2023 год

Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности обучающихся начальной школы.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на
текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания
окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
В 3 классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и
финансовой грамотности
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для
реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
Форма организации деятельности – кружок, практикум.

2

Содержание внеурочной деятельности
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Проверочная работа.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства
мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Проверочная работа.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад,
пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Проверочная работа.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
Итоговое занятие

3

Планируемые результаты внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Работа с информацией
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
Базовые логические
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
Базовые исследовательские
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
4

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости
по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению.

5

Тематическое планирование внеурочной деятельности
Тема, раздел курса

Количество
часов по
программе

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей
программы воспитания)

Читательская
грамотность (1, 3, 5,
7, 9, 11, 13, 15, 16
занятия)

9

Естественно-научная
грамотность (2, 4, 6,
8, 10, 12, 14, 17
занятия)
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24,
26, 28, 30, 32 занятия)
Математическая грамотность (19, 21, 23,
25, 27, 29, 31, 33 занятия):
Итоговое занятие

8

Осмысленное чтение, диалог,
викторина, посещение
библиотеки. Ценностные
установки и социальнозначимые качества личности
Простейшие опыты, работа в
группах, сопоставление, игра
Мотивация к познанию и
обучению
Познавательная беседа,
диалог, групповая работа.
Готовность обучающихся к
саморазвитию
Практикум, игротека,
конкурс эрудитов.
Мотивация к познанию и
обучению
Конкурс эрудитов,
групповые творческие
задания, диалог. Ценностные
установки и социальнозначимые качества личности.

ИТОГО

34

8

8

1

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru

6

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№ п/п

Наименование раздела и тем

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Про дождевого червяка
Дождевые черви
Кальций
Полезный кальций
Сколько весит облако?
Про облака
Хлеб – всему голова
Про хлеб и дрожжи
Про мел

10.

Интересное вещество – мел

11.

Про мыло

12.

Чем интересно мыло и как оно
«работает»
История свечи
Про свечи
Магнит
Волшебный магнит
Проверь себя
Что такое «бюджет»?
Расходы и доходы бюджета
Семейный бюджет
Планируем семейный бюджет
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата
Подсчитываем семейный доход
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и социальные
пособия
Пенсии и пособия
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад,
выигрыш
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов
Подсчитываем расходы

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.
26.

27.
28.
29.

Плановые
сроки прохождения

01-10/09
11-17/09
18-24/09
25/09-01/10
02/10-08/10
16-22/10
23-29/10
30/10-05/11
06-12/11

Скорректированные
сроки прохождения

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

https://uchi.ru

https://resh.edu.ru

13-19/11
27/11-03/12
04-10/12

https://uchi.ru

11-17/11
18-24/12
25-29/12
08-14/01
15-21/01
22-28/01
29/01-04/02
05-11/02
12-18/02
26/02-03/03

https://resh.edu.ru

04-10/03
11-17/03

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru

18-24/03
25/03-31/03

01/04-07/04
15-21/04
22-28/04
7

30.

31.
32.
33.
34.

На что тратятся семейные
деньги? Обязательные платежи
Расходы на обязательные платежи
Как сэкономить семейные
деньги?
Подсчитываем сэкономленные
деньги
Проверь себя

29/04-01/05

06-12/05
13-19/05
20-26/05
27-31/05

8

Учебно-методическое обеспечение

Учебные материалы для ученика
Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.:
Планета, 2022. – 116 с. – (Учение с увлечением).
Методические материалы для учителя
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Сборники сказок, ПК, электронная доска, проектор
Оборудование для проведения практических работ, демонстраций, опытов
Карточки с изображением сказочных героев, животных, растений, карточки с цифрами, линейка, геометрические фигуры, модель часов, календарь, монеты, банкноты, таблица наблюдения за погодой.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».