Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Рассмотрено Руководитель ШМО Федорова О. Ю Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Согласовано Заместитель директора по УВР Каяндер О.В. Протокол № 1 от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Уроки нравственности» Учение с увлечением 1 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составители: Куцырь Ирина Александровна Пугачёва Лидия Викторовна Громова Диляра Равильевна Щукина Татьяна Николаевна Казмалы Стефанида Константиновна 2023 год Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» для 1 класса составлена на основе авторской программы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности», утверждённой Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта с использованием учебно-методического комплекта курса Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо». Москва: РОСТ книга, 2020 г. Рабочая тетрадь в 2-х частях «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». 1 класс. Мищенкова Л.В.— М.: РОСТ-книга, 2020. Методическое пособие для учителя «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо».1 класс. Мищенкова Л.В.— М.: РОСТ-книга, 2020. Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка и этического сознания у младших школьников. Задачи: • сформировать систему нравственных ценностей; • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности; • формировать экологически воспитанную личность; • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни; • формировать интерес к чтению художественной литературы; • развивать творческие способности. Программа данного курса представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо». Форма проведения - кружок. В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 31» рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). 2 Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности. Личностные результаты: • сотрудничать со сверстниками, прислушиваться к мнению одноклассников; • объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей; • испытывать этические чувства, потребности здорового образа жизни; • сознавать значимость сохранения здоровья и физических упражнений для личного развития; • формулировать и выбирать простые правила безопасного поведения; • принимать образ «хорошего ученика» как части классного коллектива, в том числе умения объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями; • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установки на здоровый образ жизни; • готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; Метапредметные результаты. Познавательные: базовые логические действия: • предполагать, какая информация необходима; • пользоваться приёмами анализа и синтеза при решении учебных задач в процессе проблемных бесед, делать выбор решения; работа с информацией: • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; • проявлять индивидуальные творческие и физические способности в играх, командных творческих играх; • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, - совершенствование логичности, доказательности суждений; Регулятивные: • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления. • проговаривать последовательность действий во время занятия; • работать по определенному алгоритму, составлять план выполнения задач; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. • составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. • адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя; • осваивать правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). Коммуникативные: • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; • обращаться за помощью; • формулировать свои затруднения; • предлагать помощь и сотрудничество; • слушать собеседника; 3 • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; • формулировать собственное мнение и позицию; • осуществлять взаимный контроль; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: • отличать «плохое» от «хорошего», осознанному выбору нравственных качеств и поступков; • уважению к правам и обязанностям человека; • трудолюбию, уважению к людям труда; • ценить здоровье и предпочитать здоровый образ жизни; • бережному отношению к природе, к окружающей среде; • систематическому чтению художественной литературы. 4 Содержание внеурочной деятельности. Я и школа Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками… Я и окружающие Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчика зуб болел. Приглашаем гостей. Я и семья Поезд везёт подарки мамам. Я и природа Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу. Лекарственных растений продолжается. Солнышко. Я и книга В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк». К. И. Чуковский и его произведения Я и здоровье В царстве Мойдодыра. На пороге лета. О рыбалке. 5 Тематическое планирование внеурочной деятельности Тема, раздел курса Количество часов по программе Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Я и школа 1 https://resh.edu.ru/ Я и окружающие 18 Я и семья 1 Я и природа 6 Я и книга 4 Я и здоровье 4 Диалог, викторина. Мотивация к познанию и обучению Беседа, диалог, викторина, игра, творческая мастерская. Готовность обучающихся к саморазвитию Презентации, творческая мастерская. Ценностные установки и социальнозначимые качества личности Беседа, диалог, викторина, игра, творческая мастерская. Активное участие в социально-значимой деятельности. Викторина, посещение библиотеки, выразительное чтение Ценностные установки и социально-значимые качества личности Работа в группах, конкурс рисунков, беседа. Ценностные установки и социально-значимые качества личности Итого 34 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 6 Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Уроки нравственности» № Наименование раздела и тем урока/ Учебная неделя 1 Здравствуй, школа! Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 01-10/09 2 Вот и стали мы учениками 11-17/09 3 Учимся работать в команде 18-24/09 4 О хорошем и плохом. 25/09-01/10 5 Клуб «Выручай-ка». 02/10-08/10 6 О дружбе. 16-22/10 7 В царстве Мойдодыра. 23-29/10 8 «Здравствуй!» 30/10-05/11 9 Венок осени. 06-12/11 10 Профессий много есть на свете. 13-19/11 11 В мире любимых сказок. 27/11-03/12 12 Учимся приходить на помощь. 04-10/12 13 О рабочих руках и трудолюбии. 11-17/11 14 Зайкина избушка. 18-24/12 15 Учимся вежливости. 25-29/12 16 Новогодняя сказка 08-14/01 17 Познакомьтесь: это я! 15-21/01 18 Снегурочка 22-28/01 19 Сказка о солнечном зайчике. 29/01-04/02 20 Учимся быть добрыми. 05-11/02 21 12-18/02 22 По страницам русской народной сказки «Лиса и волк» Когда люди радуются. 23 Я расту. 04-10/03 https://resh.edu.ru/ 26/02-03/03 7 24 Поезд везёт подарки мамам 11-17/03 25 Сказка о весёлой пчеле. 18-24/03 26 Клуб любителей природы. 25/03-31/03 27 Как у зайчонка зуб болел. 01/04-07/04 28 Приглашаем гостей 15-21/04 29 В городе Лекарственных растений 22-28/04 30 На пороге лета. 29/04-01/05 31 О рыбалке. 06-12/05 32 К. И. Чуковский и его произведения. 13-19/05 33 Солнышко 20-26/05 34 Солнышко 27-31/05 https://resh.edu.ru/ 8