Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Рассмотрено Руководитель ШМО Федорова О. Ю Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Согласовано Заместитель директора по УВР Каяндер О.В. Протокол № 1 от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Подвижные игры» Спортивно-оздоровительное направление 3 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составители: Чекменёва Елена Алексеевна Черкесатова Анастасия Александровна Соболев Василий Геннадьевич 2023 год Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» для 3 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников, через специально организованную двигательную активность ребенка. «Подвижные игры» - кружок для учащихся начальной школы, дополняющий уроки физической культуры. Использование данного ресурса способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика. Цель данной программы – укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности, развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, формирование культуры общения со сверстниками, самостоятельности в двигательной деятельности. Кружок является одной из форм физического воспитания, в процессе которого решаются следующие задачи: - целенаправленное развитие физических качеств; - совершенствование двигательных навыков, изученных на уроках физической культуры; - приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности; - воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности. По основной образовательной программе школы на изучение предмета отводится 34 часа (1час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 31» рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). 2 Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности Личностные результаты — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметные результаты Регулятивные: — организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; Познавательные: — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; Коммуникативные: — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Знания и умения учащихся учащиеся должны понимать: • роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья; знать: • разные виды подвижных игр; уметь: • передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях; • выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости); • осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх; • использовать: изученные виды упражнений для утренней гимнастики. Предметные результаты — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; — измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; — оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; 3 — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; — бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; — характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств; — взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; — в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; — подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений; — выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. 4 Содержание внеурочной деятельности Содержание кружковой деятельности взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Во время проведения подвижных игр с целью подготовки организма к активному отдыху выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры. Таким образом, совершенствуются изученные навыки. Соотношение организованной и самостоятельной частей не должно являться строго регламентированным. Однако обязательными являются организованные начало и конец занятия. Для учащихся начальных классов на самостоятельные игры и развлечения рекомендуется отводить 35- 50% времени занятий. При этом руководящая роль учителя является обязательной. Он должен разъяснять учащимся задачи занятия, знакомить с их содержанием. При проведении занятий в основном используются игровой и соревновательный методы. Каждый спортивный час начинается с организационного выхода к месту занятий. С целью подготовки организма школьников к предстоящей физической нагрузке в начале каждого занятия проводятся ходьба, бег в медленном темпе, общеразвивающие упражнения. Бег в медленном темпе является важной частью занятия. Он способствует активизации функций организма школьников, которые закономерно снижаются в результате учебной деятельности. Кроме того, бег со скоростью 1,5-2 м/с используется как основное средство развития выносливости. Для поддержания у учащихся постоянного интереса к бегу в медленном и среднем темпах необходимо чередовать с ходьбой, с упражнениями на восстановление дыхания, использовать бег с изменениями направления, «змейкой», с преодолением препятствий и т. п. В заключительной части занятия проводятся ходьба, медленный бег (до одной минуты), игры на внимание с целью снижения физической нагрузки и подготовки школьников к следующим мероприятиям. После каждого занятия следует подводить итоги. Содержание спортивного часа составляют упражнения общеразвивающего характера, упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании. Используются различные эстафеты, игровые упражнения, подвижные игры большой, малой и средней интенсивности. Занятия кружка разнообразны, доступны возрастным особенностям и возможностям младших школьников. Основные используемые виды движений: ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища, медленная и быстрая, ходьба по периметру площадки и с изменением направления, ходьба на носках и на пятках; бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по внезапным сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий; прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперёд, прыжки через скакалку, обруч, и т.д.; броски и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей в парах; метание мячей на дальность, в различные цели и т.д.; лазание, перелазание через обручи, лестницы и другие конструкции на площадке; упражнения в равновесии: ходьба по узкой линии, гимнастической скамейке, без предметов и с предметами, с преодолением препятствий; упражнения с предметами: с мячами, с обручами (катание обручей, прыжки через обруч, вертикальное кручение обручей, вращение вокруг туловища и т.д.), с кеглями, со скакалками короткими и длинными (разнообразные прыжки, на месте и в движении, по одному, по два и т.д.); упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте, во время ходьбы, в отдельных играх; подвижные игры с построениями и перестроениями, с развивающими упражнениями, с бегом, прыжками, мячом; эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, передвижением на санках, лыжах и т.д.; спортивные развлечения типа катание на санках, лыжах, элементы игры в бадминтон, волейбол, баскетбол, футбол; Содержание спортивного часа, включающее естественные виды движений, подвижные и спортивные игры, эстафеты, согласуются с учебным материалом программы по физической культуре для учащихся начальной школы, дополняют его и способствует лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивает двигательный опыт и в целом совершенствует физическое развитие младших школьников. 5 Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Наименование раздела и тем ТБ на занятиях. Бег в медленном темпе. ОРУ. Игры: «Быстро по местам». «Гуси». Самостоятельные игры: мальчики – футбол, девочки – «классики». Бег в медленном темпе. ОРУ. Подвижные игры: «Охотники» Самостоятельные игры: мальчики – футбол, девочки – прыжки через скакалку Бег в медленном темпе. ОРУ. Подвижные игры: «Старт за мячом». Повторение игр Бег в медленном темпе. ОРУ. Подвижные игры: «Ловишки - перебежки» «Наперегонки парами». «Быстрее по местам» Бег в медленном темпе. ОРУ. Подвижные игры: «Отгадай, чей голосок?», «Наперегонки парами». Бег в медленном темпе. ОРУ. Веселые старты Бег в медленном темпе. ОРУ. Подвижные игры: «Цветы». «Прыгающие воробушки». Повторение понравившихся игр. Бег в медленном темпе. ОРУ. Подвижные игры: «Мяч соседу», «Пустое место». Повторение игр, пройденных на уроках. Бег в медленном темпе. ОРУ. Подвижные игры: «Эстафета – чехарда». «Не давай мяч водящему». Бег в медленном темпе. ОРУ. Подвижные игры: «Эстафеты-поезда». «Кросс с мячом». «Бой петухов». Бег в медленном темпе. ОРУ. Подвижные игры: «Мячом в корзину». Повторение игр, пройденных на уроках. Бег в медленном темпе. ОРУ. Подвижные игры «Космонавты» Бег в медленном темпе. ОРУ. Подвижные игры: «Попади в цель». «Сороконожка» Бег в медленном темпе. ОРУ. Подвижные игры: «Тяни-толкай». «Подвижная цель». Плановые сроки прохождения 01-10/09 Скорректированные сроки прохождения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://schoolcollection.edu.ru 11-17/09 18-24/09 25/09-01/10 02/10-08/10 16-22/10 23-29/10 30/10-05/11 06-12/11 13-19/11 27/11-03/12 04-10/12 11-17/11 18-24/12 6 Бег в медленном темпе. ОРУ. Подвижные игры: «Дай руку» 16. Бег в медленном темпе. ОРУ. Игра «Дальше бросишь - ближе бежать» 17. Бег в медленном темпе. ОРУ. Игра «Карельские салки». Строевые упражнения. 18. Бег в медленном темпе. ОРУ. Подвижные игры: «Третий лишний». Строевые упражнения. Перестроения в шеренге. 19. Бег в медленном темпе. ОРУ. Подвижные игры: «Бездомный заяц». Повторение игр, пройденных на уроках. 20. Построение. Строевые упражнения. «Третий лишний». 21. Построение. Строевые упражнения. «Защити башню» 22. Построение. Строевые упражнения. «Попади в цель». 23. Бег в медленном темпе. ОРУ. Игра «Цвет». Повторение игр, пройденных на уроках. 24. Бег в медленном темпе. ОРУ. Повторение игр, пройденных на уроках. 25. Бег в медленном темпе. ОРУ. Игры с мячом 26. Бег в медленном темпе. ОРУ. Веселые старты 27. Бег в медленном темпе. ОРУ. Составление упражнений для утренней гимнастики. Эстафеты с обручами 28. Бег в медленном темпе. ОРУ. Эстафеты с баскетбольным мячом. 29. Бег в медленном темпе. ОРУ. Игры с мячом 30. Спортивная эстафета. 31. Бег в медленном темпе. ОРУ. Игры со скакалкой и мячом. 32. Бег в медленном темпе. ОРУ. «Прыжок за прыжком» 33. Игры со скакалкой и мячом. Футбол 34. Пионербол. Футбол Итого 34 часа 15. 25-29/12 http://schoolcollection.edu.ru 08-14/01 15-21/01 22-28/01 29/01-04/02 05-11/02 12-18/02 26/02-03/03 04-10/03 11-17/03 18-24/03 25/03-31/03 01/04-07/04 15-21/04 22-28/04 29/04-01/05 06-12/05 13-19/05 20-26/05 27-31/05 7 Использованные ресурсы: В.И.Лях, А.А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов-М: «Просвещение»,2018 г. «Физическая культура» - научно-методический журнал. В.Т. Кудрявцев, Б.Б.Егоров Развивающая педагогика оздоровления – М., 2015г. Устюжанина Л.В. «Опыт организации и проведения уроков здоровья», Курган-2017г. М.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры» Детский портал «Солнышко» http://www.solnyshko.e 8