Основы финансовой грамотности 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск
Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О. Ю
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Каяндер О. В.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Коммуникативное направление
4 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель:
Ильина Людмила Станиславовна
Симакова Марина Владимировна
Крупень Наталья Александровна
Вознюк Ирина Анатольевна
Агджабекова Марина Алибалаевна

2023 год

Рабочая программа разработана на основе учебной программы по финансовой грамотности (Е.
Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова). Учебная программа «Финансовая грамотность» 1 -4
класс. - М.: Вита-Пресс, 2020. Издание подготовлено в рамках совместного проекта
Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению
уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской
Федерации»).
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана на основе
следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
утвержденный приказом №373от 06.09.2009г. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования».
3.Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности
при введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960 4. Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2020.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы
сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных
формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и
выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность,
данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и
творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми
знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с
экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по
городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических
понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о
богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы,
искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость
благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует
содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Она рассчитана на 34 учебных часа.
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
- формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления.
Задачи программы:
Образовательные
приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться полученной
информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов
принятия финансовых решений.
Воспитательные
повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и организация их
личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного)
благосостояния.
Развивающие
усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при решении
финансовых задач.
2

Актуальность программы в том, что она является прикладным курсом, реализующим
интересы учащихся в сфере экономики семьи. Основные разделы программы: деньги, их
история, виды, функции; семейный бюджет; экономические отношения семьи и государства;
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой
грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и
их практическим применением. У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они
включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как
заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное
удовлетворение от быстрой покупки -ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной
цели.
Отличительные особенности программы
Образовательная программа «Финансовая грамотность» имеет социально-педагогическую
направленность и предназначена для использования в общеобразовательных организациях.
Новизна и особенности образовательной программы заключаются:
а) в двухслойном содержании образования, представляющем системное соединение содержания
финансовой грамотности с одной стороны, и учебной проектной деятельности учеников, – с
другой стороны;
б) в интерактивной форме обучения в виде финансовых боев, коммуникативных турниров,
проектных кейс-игр. Данные формы включают в себя проектную командную деятельность,
имитационно-ролевые игры, экспертно-консультативные и аналитические сессии, круглые
столы, публичные выступления и оппонирование, групповую и индивидуальную учебную
рефлексию;
Система отслеживания и оценивания результатов обучения:
для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:
портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов,
т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской и выставок
портфолио — осознание школьниками своих образовательных достижений, расширение опыта
в области управления личными финансами, определение образовательных продуктов, которые
могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой грамотности.
Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на практическое
усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых умений и
компетенций.
Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной
жизни с разработанными к ней вопросами. Цель практикума заключается в выполнении
практических задач тренировочного характера, в освоении умения применять знаний из области
финансов для решения реальных финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы
с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между
различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения
самостоятельно подобранными примерами.
Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе
технологии исследовательской деятельности.
Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение
школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в
имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и
образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются
участникам.
Учебная экскурсия — цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного
ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми компаниями и
банками.
Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая
в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые
3

методы. Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в
процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании
активной жизненной позиции и ответственности.
Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий
(решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх,
тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини –
исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы
учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной
деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
• понимать цели своих действий;
• составлять простые планы с помощью учителя
• проявлять познавательную и творческую инициативу;
• оценивать правильность выполнения действий;
• адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
• составлять текст в устной и письменной формах;
• слушать собеседника и вести диалог;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
• понимать и правильно использовать экономические термины;
• иметь представление о роли денег в семье и обществе;
4

• уметь характеризовать виды и функции денег;
• знать источники доходов и направлений расходов семьи;
• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
• определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
• проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса «Финансовая грамотность» отобрано с учетом возрастных особенностей
обучающихся. Учитывая возрастные особенности детей, на уроках активно используется
видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный материал, что, безусловно,
способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.
Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями
оказывают межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с русским языком,
математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных
ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность
экономических знаний.
Математика:
- Построение и чтение столбчатых и круговых графиков;
- Решение математических задач с экономическим содержанием;
- Сравнение нескольких величин;
- Нахождение части от числа и числа по его части;
- Решение задач на сообразительность.
Русский язык:
- Написание сочинений;
- Подготовка сообщений;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Ведение словаря экономических терминов;
- Разгадывание ребусов, шарад и других занимательных заданий;
- Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство:
- Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже;
- Раскрашивание;
- Конкурсные задания по рисунку на экономические темы;
- Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир:
- Экология родного края;
- Природные ресурсы;
- Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека;
- Обычаи и жизнь народов разных стран;
Результаты освоения программы «Финансовая грамотность»:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии
вашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
5

Ожидаемые результаты:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и
другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.

6

Содержание внеурочной деятельности
1. Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): продолжаем изучать азы
экономики!
2. Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие.
Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему
происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
3. Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и
некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их
значение;
4. Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных
бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
5. Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
6. Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать
этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
7. Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные
современные профессии;
8. Тема 8. Налоги (2 часа):Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды
налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
9. Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров.
Таможня. Экспорт. Импорт;
10. Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение
прибыли;
11. Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика.
Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.

7

Тематическое планирование внеурочной деятельности
Наименование раздела

Встреча в лесной
экономической школе
Основы экономического
развития
Реклама. Качество товара
Банки. Ценные бумаги
Штрафы
Деловая этика
История профессий
Налоги
Международная торговля
Экономические задачи
Занимательная экономика
Итого

Количество Методы и формы
часов по
организации обучения.
программе Характеристика
деятельности
обучающихся (с учетом
рабочей программы
воспитания)
1
Познавательная беседа,
диалог, групповая
работа. Готовность
10
обучающихся к
4
саморазвитию
3
1
1
1
2
1
5
5
34

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

https://resh.edu.ru

8

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

№
п/п
уч.
неде
ля

Наименование раздела и тем

Плановые
сроки
прохождения

Скорректиро
ванные
сроки
прохождени
я

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Встреча в лесной экономической школе
1

2
3
4

Продолжаем изучать азы
01-10/09
экономики!
Основы экономического развития
Что такое экономическое
11-17/09
развитие.
Акционерное общество, как оно
18-24/09
создаётся.
Акции. Ценные бумаги.
25/09-01/10
02/10-08/10

6

Понятие «кризиса». Почему
происходит кризис в экономике.
Монополия и конкуренция.

7

Роль правительства в экономике.

23-29/10

8

Реклама и качество товара.

9

Качественные и некачественные
товары.
Что можно, а что нельзя
рекламировать.

5

10

11

https://resh.edu.ru

16-22/10
https://resh.edu.ru

30/10-05/11

Штрих-коды на товарах и их
значение.

06-12/11
13-19/11

27/11-03/12

Реклама. Качество товара
12
13
14
15

Банки. Ценные бумаги. Виды
вкладов.
Виды ценных бумаг (общие черты
и отличия).
История вкладов. Функции
сберегательной книжки.
Виды штрафов. Кто и когда платит
штрафы. Кто взимает штрафы

04-10/12

https://resh.edu.ru

11-17/11
18-24/12
25-29/12

9

Банки. Ценные бумаги

16

Деловая этика. Этика и этикет.
Почему надо соблюдать этику.

08-14/01

17

Правила делового этикета. Бизнес
– этикет.

15-21/01

18

Появление профессий. История
профессий. Популярные
современные профессии.

22-28/01

https://resh.edu.ru

Штрафы
19

Что такое «налоги».

29/01-04/02

https://resh.edu.ru

Деловая этика
20

Кто собирает налоги. Куда идут
05-11/02
налоги.
История профессий

https://resh.edu.ru

21

Виды налогов (подоходный,
транспортный, имущественный).

https://resh.edu.ru

22

23

24

12-18/02
Налоги
26/02-03/03

Торговля между странами. Ввоз и
вывоз товаров.
Таможня.
Торговля между странами.
04-10/03
Экспорт. Импорт
Международная торговля

https://resh.edu.ru

Торговля между странами. Ввоз и
вывоз товаров. Таможня. Экспорт.
Импорт;

https://resh.edu.ru

11-17/03

Экономические задачи
25

Решаем экономические задачи на
нахождение прибыли.

18-24/03

26

Решаем экономические задачи на
нахождение прибыли.

25/03-31/03

27

Решаем экономические задачи на
нахождение прибыли.

01/04-07/04

28

Решаем экономические задачи на

15-21/04

https://resh.edu.ru

10

нахождение прибыли.
29

Решаем экономические задачи на
нахождение прибыли.

22-28/04

Занимательная экономика
30

Занимательная наука – экономика.

29/04-01/05

31

Занимательная наука – экономика.

06-12/05

32

Занимательная наука – экономика.

13-19/05

Конкурсы и творческие задания по
пройденным темам.
34
Заключительный экскурсионнотематический урок.
Итого: 34 часа

20-26/05

33

https://resh.edu.ru

27-31/05

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».