Моя экология 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Г. о. Подольск
Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О. Ю
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Каяндер О. В.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Моя экология»
4 класс
Духовно-нравственное направление
(34 часа, 1 час в неделю)

Составители:
Бондаренко Венера Исламовна
Вознюк Ирина Анатольевна

2023 год

Программа внеурочной деятельности «Моя экология» основана на программе «Зеленая Планета» для
4 класса и разработана на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред.
Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана - Граф, 2020. — 192 с.
Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач,
стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать
экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек
должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу, работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры
их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках,
так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
«Моя экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого
рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные
методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников.
Новизна состоит в том, что программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем
предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции. Форма организации –
кружок, практикум
В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ №31» рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю).

2

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения программы являются:
• развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное
слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
• воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения
окружающей среды;
• формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются
Познавательные:
• овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в
себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный
вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
Регулятивные
• освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей
младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования
(опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
• формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора
источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
Коммуникативные
• развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с
обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
• в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
• в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и
неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием
человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения
систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной
жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
• в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном
участке, за домашними питомцами;
• в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами
из литературы и искусства;
• в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья
человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

3

Содержание внеурочной деятельности
Раздел: О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии (16 ч.)
- Система. Разнообразие систем
Дается понятие системы как одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть
системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.
- Организм как система
Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание,
мышление человека. Отличие человека от животного
- О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой
Цель занятия: дать детям элементарные представления о системе. Основные понятия: элемент, система, биологические системы, факторы окружающей среды.
- От кочки до оболочки
Цель занятия: систематизировать представления учащихся о разнообразии экосистем. Основные понятия: экосистема, природные экосистемы, искусственные экосистемы, модель экосистемы.
- Моделирование экосистем
- Аквариум – модель природной экосистемы
Расширяются представления школьников о экосистемах. Аквариум искусственная экосистема. Рыбы
– живые существа
- Под пологом леса
Расширяются представления школьников о лесных экосистемах. Устанавливаются закономерности
распределения лесных систем на планете. Выявляются общие для всех лесов признаки. Основные
понятия:
лесные экосистемы, ярусы леса, тропические леса, леса умеренной зоны, тайга.
- «Всяк кулик своё болото хвалит»
Цель занятия — раскрыть значение болот для поддержания равновесия в природе. Основные понятия: верховые болота, низинные болота, переходные болота.
- Тундра – природная экосистема
Характеристика природной зоны России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природной зоны. Работа с картой: выполнение учебных задач.
- Для кого пуста пустыня?
Пустыни и полупустыни — небольшая по территории природная зона России. Вместе с тем экосистемы пустынь включают все основные компоненты экосистемы, здесь действуют общие для всех
экосистем законы. Основные понятия: песчаная пустыня, каменистая пустыня, оазис, ночной образ
жизни.
- О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных
Занятие строится по принципу сравнения экстремальных природных условий в пустыне и в тундре.
Основные понятия: тундра, вечная мерзлота.
-Влияние человека на природные экосистемы
Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
- Кто живёт рядом с нами?
В ходе занятия учащиеся устанавливают, почему город является экосистемой. Устанавливаются основные компоненты городских экосистем. Расширяются представления школьников о животном мире городов. Основные понятия: животный мир городов.
- «И кормилица, и вдохновительница»
На занятии расширяются представления учащихся о роли природы в жизни человека. Основные понятия: потребности человека, духовные потребности, материальные потребности.
- Там, где ступала нога человека
4

Систематизируются представления школьников о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Основные понятия: разрушение природных экосистем, исчезнувшие виды, исчезающие виды.
Раздел: В сетях жизни: многообразие экологических связей. (10 ч.)
- Соседи по планете
Школьники знакомятся с основными видами биологического разнообразия (видовым и экосистемным). Основные понятия: биоэкология, биосфера, приспособленность.
- О нитях, сплетающихся в сети
На занятии учащиеся моделируют взаимоотношения видов в экосистеме. Основные понятия: травоядные, хищники, всеядные животные, цепи питания, сети питания.
-Пищевые связи в экосистемах
Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Пищевые связи в экосистеме. Составление пищевых связей на примере родного края
- Травоядные и хищники. Всеядные. Животные-падальщики
Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные.
Животные-падалыцики. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.
- Составление цепей питания
Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде.
- Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме
Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы.
Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему
«Грибы».
- Вместе безопаснее
Одно из правил взаимодействия в природе — взаимовыгодные отношения внутри одного вида. Основные понятия: группа, взаимопомощь. «И вместе не тесно, и врозь — скучно»
На занятии анализируются примеры взаимовыгодного сотрудничества между различными видами.
Основные понятия: взаимная польза, сотрудничество.
- «И вместе не тесно, и врозь - не скучно»
- «Информатика» для волка
На занятии расширяются представления учащихся о способах обмена информацией между живыми
организмами. Основные понятия: общение, обмен информацией, способы передачи информации.
- Школа под открытым небом
Учащиеся знакомятся с примерами обучения молодняка у некоторых животных. Выясняется, какое
это имеет значение для выживания потомства и вида в целом. Основные понятия: обучение, игра,
урок.
- Моделирование отношений в птичьей стае
Раздел 3. Общий дом — общие проблемы (8 ч.)
- Глобальные экологические проблемы
На этом занятии понятие «дом» рассматривается в глобальном значении — наша планета как дом
всех жителей Земли. Раскрывается основной тезис: общий дом — общие проблемы. Основные понятия: глобальная экология, глобальные экологические проблемы.
- Пути решения экологических проблем
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
- Переработка и повторное использование бытовых отходов
Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые
отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка. 3.4 Охраняемые
природные территории и объекты
-Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы
- «Спасти и сохранить!»
Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения.
5

Тематическое планирование внеурочной деятельности
№
п/п

Наименование раздела

Количество Методы и формы организачасов по
ции обучения. Характерипрограмме стика деятельности обучаю-

1.

О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком

16

2.

В сетях жизни: многообразие экологических
связей
Общий дом — общие
проблемы

10

3.

Итого

8

щихся (с учетом рабочей
программы воспитания)
Беседа, игра, опыты, экскурсии, мини-проекты, презентации, викторины, моделирование, экологические акции.
Активное участие в социально-значимой деятельности.

Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

34

6

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№
урока

Наименование раздела и тем

Плановые
сроки прохождения

1

Введение. «Ты береги нас, береги»

01-10/09

2

11-17/09

6

О сложных системах, маленьком
гвозде и хрупком равновесии.
Система. Разнообразие систем
Организм как система
О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной
системой
От кочки до оболочки

7

Моделирование экосистем

8
9
10
11

Под пологом леса
«Всяк кулик своё болото хвалит»
Тундра – природная экосистема
О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных
Влияние человека на природные
экосистемы
Кто живёт рядом с нами?

30/10-05/11
06-12/11
13-19/11
27/11-03/12

14

«И кормилица, и вдохновительница»

18-24/12

15

Там, где ступала нога человека

25-29/12

16

Для кого пуста пустыня?

08-14/01

17

Помни о других – ты не один на
свете.

15-21/01

18

Соседи по планете

22-28/01

19

О нитях, сплетающихся в сети

29/01-04/02

20

Пищевые связи в экосистемах

05-11/02

21

Травоядные и хищники. Всеядные.
Животные-падальщики
Составление цепей питания

12-18/02

3
4
5

12
13

22
23
24

Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме
Вместе безопаснее

Скорректированные
сроки прохождения

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

18-24/09
25/09-01/10
02/10-08/10

16-22/10

https://resh.edu.ru/

23-29/10
https://uchi.ru

04-10/12
11-17/11

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

26/02-03/03
04-10/03
11-17/03
7

25

«Информатика» для волка

26

Школа под открытым небом

25/03-31/03

27

Моделирование отношений в птичьей стае
Глобальные экологические проблемы

01/04-07/04

29

Пути решения экологических проблем

22-28/04

30

29/04-01/05

33

Охраняемые природные территории
и объекты
Охраняемые природные территории
и объекты
Десять основных правил разумного
отношения к окружающей среде
«Спасти и сохранить!»

34

Вопросы задает природа

28

31
32

18-24/03

15-21/04

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

06-12/05
13-19/05
20-26/05
27-31/05

Итого 34 ч

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».