Моя экология 3 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск
Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О. Ю
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Каяндер О.В.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Моя экология»
Духовно-нравственное направление
3 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составители:
Фёдорова Ольга Юрьевна
Мухина Екатерина Дмитриевна
Кулешова Вера Владимировна
Горшкова Анна Александровна
Гардер Мария Дмитриевна

2023 год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя экология» для 3 класса разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.:
Вентана - Граф, 2020. — 192 с. Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального
Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач,
стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать
экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек
должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу, работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры
их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках,
так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
«Моя экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого
рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные
методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников.
Новизна состоит в том, что программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем
предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции. Форма организации –
кружок, практикум.
По основной образовательной программе школы на изучение предмета отводится 34 часа (1
час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 31» рабочая программа
рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

2

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
• развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное
слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
• воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения
окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы
Метапредметные результаты:
Познавательные:
• овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в
себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный
вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
Регулятивные
• освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей
младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования
(опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
• формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора
источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
Коммуникативные
• развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с
обозначенной ролью.
Предметные результаты:
• в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
• в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и
неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием
человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения
систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной
жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
• в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном
участке, за домашними питомцами;
• в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами
из литературы и искусства;
в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды

3

Содержание внеурочной деятельности.
1.Идем по тропинке открытий. Природа в наших ощущениях- 6 (ч).
Наблюдение — основной метод работы на природе. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? Десять заповедей друзей леса, составленные учёным-экологом Ф. Тасси.
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову
вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие
— один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев
и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного
цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба.
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность»,
«соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам.
Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием
слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какогонибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).
2. "Бомбы замедленного действия" на нашей планете- 6 (ч).
"Бомба замедленного действия!" - вода. Ее гибель — это наша гибель.
Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы человечества - законы о
воде. Воде необходима жизнь. Вода -самый важный товар одноразового пользования. Реке делают
искусственное дыхание. Грехи отцов. Как очищают грязную воду? Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море?
"Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование.
Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Отбросы - крысы - чума. Молоко загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов. Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Ромашковая поляна".
"Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе
Человек и природа загрязняют воду. Кислород для жизни. Воздух отравляется ежедневно. Загрязненный воздух вреден для здоровья Самые опасные яды. Свинцовое отравление. Там, где свинец падает с неба. Миллиарды за чистый воздух.
"Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться
Шум вредит здоровью. Немного о шуме. Наш слух - чудо природы. Как шум действует на человека.
Стресс разлаживает наши биологические часы. Протесты против шума самолетов. Шум - отброс цивилизации.
"Бомба замедленного действия" - химикаты. Яд - "приданое цивилизации"
Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди
и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг
нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней.
Пугающий призрак АЭС
Атомная бомба открыла новую эпоху. Отдаленные последствия у участников испытаний атомных
бомб. Атомная энергия и безопасность. Чернобыль: что же дальше?
3. Все для гурманов есть в природе – 4 (ч).
Кофе сердцу не помеха
Спасибо козе за кофе. Кофейное дерево можно выращивать на окне. Каков вкус спелых плодов кофе? Откуда он к нам приехал? Рецепты кофе в разных странах.
По великому чайному пути
Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные
свойства чая. Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты.
Урок феи Экологии. "Мы за чаем не скучаем" Чаепитие с родителями. Викторина о чае.
4

Растения - наш доктор Айболит
Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений. Формы применения
лекарственных растений. Любое растение лечит?
. Можно ли питаться сорняками
Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. Что можно из них приготовить? Сорняки
наших огородов – дополнительный резерв продуктов питания.
Урок феи Экологии. "Давайте их попробуем" (рецепты салатов из сорняков). Их приготовление и
польза для здоровья.
4. Жизнь лесных дебрей – 6 (ч).
Разнообразие лесов. Богатство и бедность. Экологическая катастрофа -листопад. Зеленое море тайги.
Сезонники. О Всероссийском конкурсе "Подрост".
Лес и его обитатели
Раздолье для вегетарианцев. Сластены. Подготовительный цех. Заглянем в закрома животных.
Уроки феи Экологии. Работа по теме.
Влияние температуры на живые организмы
Шубы, полушубки, малахаи у животных. Есть ли обувь у животных? Голь на выдумки хитра или переодевания животных. Погреться у чужой печки. Холодильные установки. Кратковременная и длительная консервация организмов.
Урок феи Экологии. Работа с рисунками.
По страницам лесного журнала мод
Мир красок у природы. Маскировочные халаты. Камуфляж. Сонное царство. Яркая окраска или
лучше - не приставай. Костюмерная природы.
Урок феи Экологии. Работа по теме.
Доступ к информации
Голоса леса. Зачем им усы? Мир ароматов.
Средства передвижения животных.
Возможности и ограничения. Альпинисты. Акробаты. Планеристы. Зачем нужны хвосты?
5. Растения - гениальные инженеры – 9 (ч).
Растения –химики.Все началось со скороспелых яблок. В поисках пищи.
Растения-архитекторы, строители, механики
Как был создан Хрустальный дворец. Гофрированный лист. Вьющиеся и лазящие канаты. Свайные
постройки в природе.
Растения-математики
С точностью до одной тысячной. Золотое сечение, математически точно, геометрически правильно.
Растения-путешественники.
Через реки, озѐра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты и планеры. Исключительная способность пыльцы. Пассажиры с билетом и "зайцы". Растения-эмигранты.
Растение-мастера гидравлики
Ежедневно 20 ведер на шестой этаж. Губки, вакуумные насосы и электpoстатика. Растительный организм и морские глубины.
Растения-физики
Приспособление к сохранению тепла. Спасающиеся от жары в собственной тени. Зимняя спячка растений.
Как растения передают информацию
Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры.
Paстения - биологические часы
Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы-предсказатели погоды.
Совершенство приспособления у растений
Объединение интересов - симбиоз. Маскировка - основа процветание. Горящие кактусы. Пионеры
безжизненных пространств.
6. На что еще способны растения – 3 (ч).
Слышно и видно, как растет трава. Растения гиганты. Мнимая смерть, длящаяся 250 лет. Растения,
переваривающие кости и сыр. Свет в полном мраке. Все о национальных парках
5

Тематическое планирование внеурочной деятельности.
№
п/п

Наименование раздела

Количество
часов по программе

1.

Идем по тропинке открытий.
Природа в наших ощущениях

6

2.

"Бомбы замедленного действия" на нашей планете

6

3.

Все для гурманов есть в природе
Жизнь лесных дебрей

4

5.

Растения - гениальные инженеры

9

6.

На что еще способны растения
ИТОГО:

3

Методы и формы
организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся (с учетом
рабочей программы
воспитания)
Беседа, игра, опыты,
экскурсии, минипроекты, презентации, викторины, моделирование, экологические акции.
Активное участие в
социально-значимой
деятельности.
Ценностные установки и социальнозначимые качества
личности.

34

34

4.

6

Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

6

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности.
№
урока

1.

СкорректиЭлектронные (цифровые)
рованные
образовательные ресурсы
сроки прохождения
1.Идем по тропинке открытий. Природа в наших ощущениях. (6 ч.)
Экология и мы.
01-10/09
https://resh.edu.ru/

2.

Десять заповедей друзей леса

11-17/09

3.

Как мы воспринимаем окружающий мир

18-24/09

4.

Тренируем органы чувств

25/09-01/10

5.

Какого цвета лес?

02/10-08/10

6.

Что такое гармония?

7.
8.

Наименование раздела и тем

Плановые
сроки прохождения

16-22/10

2."Бомбы замедленного действия" на нашей планете (6 ч.)
"Бомба замедленного действия!"
23-29/10
https://resh.edu.ru/
- вода.
https://uchi.ru
"Бомба замедленного действия" 30/10-05/11
мусор.

9.

"Бомба замедленного действия" воздух.

06-12/11

10.

"Бомба замедленного действия" шум.
"Бомба замедленного действия" химикаты.

13-19/11

11.

https://uchi.ru

27/11-03/12

12.

Пугающий призрак АЭС Атомная бомба открыла новую эпоху.

13.

3. Все для гурманов есть в природе (4ч.)
Экология и экономика. Что
11-17/11
охранять и как использовать?

14.

По великому чайному пути

18-24/12

15.

Растения - наш доктор Айболит

25-29/12

16.

Можно ли питаться сорняками?

08-14/01

04-10/12

17.

Лес – зеленое море

4.Жизнь лесных дебрей (6 ч.)
15-21/01

18.

Лес и его обитатели

22-28/01

19.

Влияние температуры на живые
организмы

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

29/01-04/02

7

20.

Урок феи Экологии.

05-11/02

21.

Доступ к информации

12-18/02

22.

Средства передвижения животных.

26/02-03/03

5.Растения – гениальные инженеры природы (9 ч.)
23.

Растения - потребители отходов.

04-10/03

24.

Растения-химики

11-17/03

25.

18-24/03

26.

Растения-архитекторы, строители, механики
Растения-математики.

25/03-31/03

27.

Растения-путешественники.

01/04-07/04

28.

Растение-мастера гидравлики.

15-21/04

29.

Растения-физики

22-28/04

30.

Как растения передают информацию

29/04-01/05

31.

Растения - биологические часы

06-12/05

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

6.На что еще способны растения. (3 ч.)
32.

Совершенство приспособления у
растений

13-19/05

https://resh.edu.ru/

33.

На что еще способны растения.

20-26/05

https://uchi.ru

34.

Экологическая деятельность летом

27-31/05

Итого (кол-во часов): 34 часа

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».