Моя экология 2 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск
Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О. Ю
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Каяндер О. В.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Моя первая экология»
«Учение с увлечением»
2 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составители:
Фролова Елена Витальевна
Абрамович Елена Леонидовна
Мухина Екатерина Дмитриевна
Псарёва Ольга Николаевна
Атапина Ольга Сергеевна

2023 год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя экология» для 2 класса соответствует
требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования поколения.
Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач,
стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный
человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом
мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей
современными знаниями и жизненным опытом, по существу, работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры
их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
«Моя экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира,
основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественнообразное мышление младших школьников. Новизна состоит в том, что программа дополняет и
расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Задачи программы:
• формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
• формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
• формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и
готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
• воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
• развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
• развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем,
восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения
и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
• развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной
практической деятельности по охране окружающей среды;
• развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного
окружения.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая. Средствами эффективного усвоения программного курса являются ролевые, дидактические,
имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических
проектов, изготовление поделок. моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, составление памяток, различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности.
Методы и формы организации учебного процесса:
- игра (формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, пропаганду ценных идей);
- самостоятельная работа с различными источниками информации (позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы);
- беседы (с помощью фактов, цифр, суждений формируется личное отношение к проблеме):
2

ролевые игры (как средство психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям)
- рассказы (как средство формирования ценностных ориентаций, развитие интереса)
- количественные эксперименты;
- опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей;
- экскурсии, походы;
- практические дела по охране местных природных ресурсов;
- проектный метод;
По основной образовательной программе школы на изучение предмета отводится 34 часа (1 час
в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 31» рабочая программа
рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
-

3

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.
д.);
- развитие любознательности и интереса к изучению природы методами искусства и естественных
наук;
-воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- мотивация к дальнейшему изучению природы.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Базовые логические действия
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя
умение ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в
деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
Базовые исследовательские действия
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего
школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта,
наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
Регулятивные:
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умение поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме: в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
Коммуникативные:
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической
допустимости.

4

Содержание внеурочной деятельности
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в
разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования
их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда (8 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты
Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой;
связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между
различными животными); связь между природой и человеком.
Природа и ее обитатели (7 ч)
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей
произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания. Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
Воздух и здоровье (1 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы
воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма.
Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
Царство почвы. (1ч) Свойства почвы. Зачем нужна почва? Чистая и загрязнённая почва. Что
нужно сделать, чтобы почва была чистой?
Вода – источник жизни (8 ч)
Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда
удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода
влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода?
Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные
процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Я и моё окружение (9 ч)
Экология в нашем доме. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.
Экомир моей семьи. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в
землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства.
Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе
хорошо, и ты будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши
соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как
ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

5

Тематическое планирование внеурочной деятельности
Наименование раздела и тем

Количество часов
по программе

Дом, в котором я живу: человек и
окружающая его среда
Природа и ее обитатели
Воздух и здоровье
Царство почвы
Вода – источник жизни
Я и моё окружение

8
7
1
1
8
9

Методы и формы орЭлектронные
ганизации обучения. (цифровые) обХарактеристика деяразовательные
тельности обучаюресурсы
щихся (с учетом рабочей программы
воспитания)
Беседа, игра, опыты,
https://uchi.ru
экскурсии,
мини- https://resh.edu.ru/
проекты, презентации, викторины, моделирование, экологические акции.
Активное участие в
социально-значимой
деятельности.
Ценностные
установки и социальнозначимые качества
личности.

6

Календарно–тематическое планирование
Наименование раздела и тем
№
п/п

Плановые
сроки прохождения

Скорректированные
сроки прохождения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда (8 ч.)
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15

Природа - наш общий дом.
Что такое экология.
Окружающая среда и здоровье человека.
Экологические взаимоотношения организмов.
Изучаем способы охраны
природы.
Обсуждаем экологические
катастрофы.
Обсуждаем экологические
катастрофы. Кто виноват.

01-10/09

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

11-17/09
18-24/09
25/09-01/10
02/10-08/10
16-22/10

Природа - наш общий дом
23-29/10
Основные составляющие
30/10-05/11
природы
Природа и ее обитатели (7 ч.)
Пищевые связи
06-12/11
Мир полон хищников
13-19/11
И на хищника управа есть
27/11-03/12
Конкуренция и соперниче04-10/12
ство
Дружба в природе
11-17/11
Тайны живой природы
18-24/12
Как построить экосистему.
25-29/12

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

Воздух и здоровье (1ч.)
16

Воздух, значение его чи08-14/01
стоты для живых организмов.
Царство почвы (1ч.)

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

17

Царство почвы - уникальный
15-21/01
мир природы
Вода – источник жизни (8ч.)
Вода - чудо природы
22-28/01
Вода и живые организмы.
29/01-04/02
Агитзанятие "Не засоряйте
05-11/02
берега водоема"
Пресные воды - наше богат12-18/02
ство
Основные источники загряз26/02-03/03
.
нения водоемов
Жизнь водных пространств и
04-10/03
экология

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

18
19
20
21
22
23

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

7

24
25

Уязвимое море
Экологический рассказ.

11-17/03
18-24/03

6. Я и мое окружение (9 ч.)
26

Экология в нашем доме

25/03-31/03

27

Экомир моей семьи.

01/04-07/04

28
29
30
31

Животные в доме
Животные в доме
Агитзанятия "Секреты леса"
Растения лечат людей.

15-21/04
22-28/04
29/04-01/05
06-12/05

32

Природа моей страны

13-19/05

33
34

Красная книга
Экология нашего города

20-26/05
27-31/05

https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/

Итого 34 часа

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».