Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Рассмотрено Руководитель ШМО Федорова О. Ю Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Согласовано Заместитель директора по УВР Каяндер О.В. Протокол № 1 от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Кукольный театр «Балаганчик» Художественно-эстетическое направление 3 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составитель: Федорищева Жанна Ивановна 2023 г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Кукольный театр «Балаганчик» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Данный курс не преследует цели изучения приёмов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира. Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Форма организации – кружок. В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). 2 Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности. Личностные результаты: • умения преодолевать трудности; • умения в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор как поступить; • умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; • умение соблюдать правила игры и дисциплину; • умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой и игровой деятельности; • умение подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные знания; • понимания правил игрового общения, в игровом творческом процессе. • умения правильно относиться к собственным ошибкам, к победе, поражению • навыки адекватного восприятия предложения и оценки учителя, товарища; • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (под руководством учителя). Метапредметные результаты. Познавательные: Работа с информацией: • расширять границы внеурочной деятельности Кукольный театр; • углублять содержание внеурочной деятельности Кукольный театр; • получать доступные сведения для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков; • закреплять и повторять изученный на занятиях материал. Базовые исследовательские • проявлять интерес к занятиям внеурочной деятельности Кукольный театр; • применять навыки самостоятельной работы. Регулятивные: • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; • определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и действовать в соответствии с ним; • обосновывать выполняемые и выполненные действия; • оценивать процесс поиска решения задачи; • контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки); • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата; • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; • проявлять волю и энергию в преодолении препятствий. • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; • предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временные характеристики; • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата. Коммуникативные: • действовать в соответствии с общепринятыми правилами; • участвовать в решении проблемных вопросов; • высказывать собственное мнение и аргументировать его; • участвовать в диалоге; • включаться в групповую работу: 3 умению донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста); • совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им; • правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, проявлять взаимовыручку; • умению определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве; • понимать правил игрового общения. • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения; использовать критерии для обоснования своего суждения; • научиться быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; • иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Предметные результаты: • понимать ценность театра как к культурному наследию народа; • получать сведения об истории создания театра в России; • различать виды кукол, их особенности; • понимать профессиональный словарь работника театра; • способам кукловождения; • сценической речи; • работать с перчаточными куклами; • работать в группе, в коллективе; • выступать перед публикой, зрителями; • организовывать деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности реквизита. • готовить декорации к спектаклю; • импровизировать; • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения. • 4 Содержание внеурочной деятельности. 1. Театр кукол. Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения. Практическая работа: Этюдный тренаж. (1) 2. Азбука театра. Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат. Практическая работа: Выпуск альбома «Все работы хороши» (1) 3. Виды кукол и способы управления ими. Расширение знаний о видах кукол. Практическая работа: Развитие умения кукловождения. (1) 4. Секреты сценического мастерства. Роль. «Озвучивание» роли. Практическая работа: Этюдный тренаж. (2) 5. Театр Петрушек. Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений. Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Приёмы кукловождения. Импровизация. (3) 6. Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. 7. . Работа над пьесой. Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. (9) 8. . Изготовление декораций и бутафории. Практическая работа: Изготовление декораций и бутафории (3) 9. Генеральная репетиция. Коллективный анализ репетиции. Практическая работа (2) 10. Показ спектакля. Практическая работа: Выступление перед зрителями. (2) 11. Перчаточные куклы. Знакомство с перчаточными куклами. Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке. Практическая работа: Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж. (1) 5 Тематическое планирование внеурочной деятельности. Тема, раздел курса Театр кукол. Азбука театра. Виды кукол и способы управления ими. Секреты сценического мастерства. Театр Петрушек. Выбор пьесы. Работа над пьесой Изготовление декораций и бутафории. Генеральная репетиция. Показ спектакля. Перчаточные куклы. Всего. Количество Методы и формы организации часов по обучения. Характеристика депрограмме ятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) 2 Беседа-диалог Групповые и индивидуальные 2 занятия для отработки дикции 2 Ценностные установки и социально-значимые качества 3 личности 4 Практикум, групповые и ин2 дивидуальные занятия для от9 работки дикции, мезансцены, 4 театральные игры, беседы, мини-спектакли 2 Мотивация к познанию и обу2 чению 2 34 6 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://dramateshka.ru/ https://uchi.ru Календарно-тематическое планирование № п/п Учебная неделя Наименование раздела и тем Плановые СкорректиЭлектронные (цифсроки про- рованные ровые) образовахождения сроки про- тельные ресурсы хождения 1 Театр кукол 01-10/09 2 Театр кукол 11-17/09 3 Азбука театра 18-24/09 4 Азбука театра 25/09-01/10 5 Виды кукол и управления ими. способы 02/10-08/10 6 Виды кукол и управления ими. способы 16-22/10 7 Секреты сценического мастерства. 23-29/10 8 Секреты сценического мастерства. 30/10-05/11 9 Секреты сценического мастерства. 06-12/11 10 Театр Петрушки 13-19/11 11 Театр Петрушки 27/11-03/12 12 Выбор пьесы. 04-10/12 13 Работа над пьесой. 11-17/11 14 Работа над пьесой. 18-24/12 15 Работа над пьесой. 25-29/12 16 Работа над пьесой. 08-14/01 17 Работа над пьесой. 15-21/01 18 Изготовление декораций и бутафории. 22-28/01 19 Изготовление декораций и бутафории. 29/01-04/02 20 Генеральная репетиция 05-11/02 7 http://dramateshka.ru/ https://uchi.ru 21 Спектакль. 22 Перчаточные куклы 26/02-03/03 23 Перчаточные куклы 04-10/03 24 Театр Петрушки 11-17/03 25 Театр Петрушки 18-24/03 26 Выбор пьесы. 25/03-31/03 27 Работа над пьесой. 01/04-07/04 28 Работа над пьесой. 15-21/04 29 Работа над пьесой. 22-28/04 30 Работа над пьесой. 29/04-01/05 31 Изготовление декораций и бутафории 06-12/05 32 Изготовление декораций и бутафории 13-19/05 33 Генеральная репетиция 20-26/05 34 Спектакль. 27-31/05 12-18/02 Итого 34 часа 8 http://dramateshka.ru/ https://uchi.ru