Электив Сложные вопросы сложной химии 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
_____________ Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Сложные вопросы сложной химии»
11 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Кудряшова Ирина Анатольевна
(учитель высшей квалификационной категории)

2023 г

Программа элективного курса по химии «Сложные вопросы сложной химии»
составлена для обучающихся 11 класса. Содержание курса соответствует нормативным
документам ЕГЭ и соотнесено с требованиями государственного стандарта к подготовке
выпускников средней (полной) школы. Элективный курс позволит восполнить пробелы в
знаниях учащихся и начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по
химии. Обучающиеся, которые собираются связать свою будущую профессию с химией,
должны не только совершенствоваться в решении расчетных типовых задач, а должны
выйти на более высокий творческий уровень, который поможет им быть
конкурентоспособными при поступлении в ВУЗы. Программа элективного курса
предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.
Целевым назначением элективного курса «Сложные вопросы сложной химии»
является расширение и углубление знаний учащихся по химии, отработка практических
навыков решения теоретических и практических задач.
Главным назначением данного курса является:
 совершенствование подготовки обучающихся с повышенным уровнем мотивации к
изучению химии;
 сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать
при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие
логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Задачи курса:
 конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
 развитие навыков самостоятельной работы;
 развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей,
трудолюбия и добросовестности;
 развитие учебно-коммуникативных умений.
 формирование навыков исследовательской деятельности.
Программа «Сложные вопросы сложной химии» составлена на 34 часа (1 час в
неделю). Курс является предметно-ориентированным и затрагивает изучение особенности
органических веществ.
Основой для составления программы, в части расширения и углубления знаний,
является УМК авторов В.В. Еремина, Н.Е. Кузьменко, В.И. Теретина, А.А. Дроздова, В.В.
Лунина, под ред. В.В. Лунина «Химия: углубленный уровень», Дрофа, 2019г.
Программа
соответствует
требованиям
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего образования.
Формы
организации
учебной
деятельности: индивидуальная,
групповая,
коллективная.
Методы
обучения:
словесно-иллюстративные
методы,
методы
дифференцированного обучения, частично- поисковый, исследовательский, проектный
метод.
По результатам освоения элективного курса проводится итоговый контроль,
успешное выполнение которого (более 60%) позволяет обучающимся получить зачёт.

Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные результаты освоения предмета.
Обучающийся научиться:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
и объяснимости на основе достижений науки;
- строить собственное целостное мировоззрение на основе изученных фактов;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках,
самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать поведение с точки зрения химической безопасности (тексты и задания) и
жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и
благополучия людей на Земле;
- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных,
религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные
объяснения происходящего в мире;
- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир,
возможность их изменения;
- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций,
решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал
(из максимума), имеющий отношение к своим интересам;
- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
-учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и
окружающих;
- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки,
которые угрожают безопасности и здоровью;
- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,
особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая
стратегию рационального природопользования.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в
качестве одной из ценностных установок;
- -использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
-работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду
с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер);
-планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
-уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять
направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять
причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала, осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений,
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим
объемом к понятию с большим объемом;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты и т.д.;
- использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей;
Обучающийся получит возможность научиться:
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научиться:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
Обучающийся получит возможность научиться:
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты и т.д.;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
– выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом,
молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая
связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса,
молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,
электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции,
химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная
группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы
реакций в неорганической и органической химии;
–
выявлять взаимосвязи понятий, использовать важнейшие химические понятия для
объяснения отдельных фактов и явлений и их принадлежность веществ к различным
классам неорганических соединений;
–
применять основные положения химических теорий (строения атома, химической
связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических
соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ;
– понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для
качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов,
свойств химических элементов и их соединений и объяснять зависимость свойств
химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе
Д.И. Менделеева;
– классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным
классификационным признакам;
– определять и классифицировать валентность, степень окисления химических
элементов, заряды ионов, вид химических связей в соединениях и тип кристаллической
решетки, пространственное строение молекул, характер среды водных растворов веществ;
– определять принадлежность веществ к различным классам неорганических и
органических соединений;
– характеризовать- s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе
Д.И. Менделеева;
– характеризовать общие химические свойства простых веществ – металлов и
неметаллов и общие химические свойства основных классов неорганических соединений,
свойства отдельных представителей этих классов;
– объяснять природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической,
водородной) и определять зависимость свойств неорганических и органических веществ
от их состава и строения;
– различать сущность изученных видов химических реакций (электролитической
диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных) и составлять их
уравнения;
– решать задачи на вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в
определенной массе раствора с известной массовой долей, расчеты: объемных отношений
газов при химических реакциях, расчеты: массы вещества или объема газов по
известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции
веществ, расчеты: теплового эффекта реакции, расчеты: массы (объема, количества
вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси),
расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ
дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества,
нахождение молекулярной формулы вещества, расчеты: массовой или объемной доли
выхода продукта реакции от теоретически возможного, расчеты: массовой доли (массы)
химического соединения в смеси, составление цепочек генетической связи химических
соединений (неорганическая химия и органическая химия).использовать методы научного

познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений – при решении
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания органических веществ;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии;
– осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научнопопулярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления
ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при
анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе
химических знаний;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и
перспективных направлений развития химических технологий, в том числе технологий
современных материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников
сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.
Обучающийся получит возможность научиться:
– формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально
гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их
способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных
химических реакций;
– самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с
соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
– интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью
современных физико-химических методов;
– характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и
нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ;
– прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных
реакций, лежащих в основе природных и производственных процессов.
Тематическое планирование элективного курса
№ п/п

Название раздела

Количество часов
по рабочей
программе

Реализация
программы
воспитания

8

1

2

Теоретические основы химии. Общая
химия
Неорганическая химия

10

1

3

Органическая химия

10

1

4

Обобщение и повторение материала
курса химии
Итого

6

1

34

3

Содержание элективного курса
Теоретические основы химии. Общая химия
Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек
атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная
конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов.
Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам
и группам. Понятие о радиоактивности.
Ковалентная химическая связь, ее
разновидности (полярная и неполярная), механизмы образования. Характеристики
ковалентной связи (длина и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь.
Водородная связь. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность
химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Зависимость
свойств
веществ
от
особенностей
их
кристаллической
решетки.
Классификация химических реакций. Тепловой эффект химической реакции.
Термохимические уравнения. Скорость реакции, ее зависимость от различных
факторов.
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие.
Смещение химического равновесия под действием различных факторов. Теория
электролитической диссоциации.
Электролитическая диссоциация электролитов в
водных
растворах.
Сильные
и
слабые
электролиты.
Реакции
ионного
обмена.
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных,
кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов.
Характерные химические свойства кислот. Характеристика основных классов
неорганических соединений с позиции теории электролитической диссоциации
(ТЭД).
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных;
комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Гидролиз солей.
Среда
водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН).
Индикаторы. Определение характера среды водных растворов веществ. Реакции
окислительно-восстановительные, их классификация Коррозия металлов и способы
защиты от нее. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Реакции,
подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических соединений.
Решение тренировочных задач по теме: «Теоретические основы химии. Общая
химия» (по материалам КИМов ЕГЭ)
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе
раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при
химических реакциях. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массовой доли
(массы) химического соединения в смеси.
Написание уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка
коэффициентов методом электронного баланса.
Неорганическая химия
Общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их
положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенности строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ
и соединений металлов - щелочных, щелочноземельных, алюминия.
Общая
характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их положением в
периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями
строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и
соединений неметаллов - водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода,
кремния. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их
положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностям строения их атомов.
Характерные химические свойства простых
веществ и соединений переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа.

Решение тренировочных задач по теме: «Неорганическая химия» (по
материалам КИМов ЕГЭ)
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из
веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически
возможного. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Определение рН среды раствором солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Органическая химия
Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и
пространственная. Гомологи и гомологический ряд.
Типы связей в молекулах
органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал.
Функциональная
группа.
Классификация
и
номенклатура
органических
соединений.
Характерные
химические
свойства
углеводородов:
алканов,
циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов. Природные источники углеводородов, их
переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии. Правило В.В.
Марковникова, правило Зайцева А.М.
Характерные химические свойства
ароматических углеводородов: бензола и толуола. Механизмы реакций электрофильного
замещения в органических реакциях.
Высокомолекулярные соединения. Реакции
полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов,
фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот,
сложных эфиров. Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды,
полисахариды).
Реакции,
подтверждающие
взаимосвязь
углеводородов
и
кислородсодержащих
органических
соединений.
Органические
соединения,
содержащие
несколько
функциональных.
Особенности
химических
свойств.
Характерные химические
свойства
азотсодержащих органических
соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки,
нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты. Металлорганические соединения.
Решение практических задач по теме: «Органическая химия» (по материалам
КИМов ЕГЭ)
Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между
неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь между основными
классами неорганических веществ. Качественные реакции на некоторые классы
органических соединений (алкены, алканы, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты,
углеводы, белки). Идентификация органических соединений.
Обобщение и повторение материала курса химии
Основные понятия и законы химии. Периодический закон Д.И.Менделеева и его
физический смысл. Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова и особенности
органических соединений. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и
органической химии. Генетическая связь между неорганическими и органическими
соединениями. Экспериментальные основы органической и неорганической химии.
Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по химии.
Итоговый контроль в форме ЕГЭ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».