Русская словесность 10 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск

Рассмотрено
Заместитель директора по ВР
Духанина О.А.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Кудряшова И.А.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Русская словесность»
10 А класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Петрова Елена Алексеевна

2023 год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская словесность» для 10А класса
разработана на основе Федеральной рабочей программы среднего общего образования, основных
образовательных программ среднего общего образования МОУ СОШ № 31.
Занятия направлены на развитие мышления, расширения словарного запаса, логики,
творческого потенциала учеников. Программа ориентирована на использование получаемых знаний и
для использования полученных навыков в повседневной жизни.
Программа соответствует планируемым результатам духовно-нравственного
развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ
«СОШ №31». В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024
учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
более глубокие знания по лексике и фразеологии русского языка, о средствах речевой
выразительности и закономерностях функционирования языка.
У обучающегося могут быть сформированы:
Навыки наиболее целесообразно использовать языковые единицы в зависимости от
содержания высказывания, целей, речевой ситуации и сферы общения, правильно строить речевое
высказывание.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Обучающийся научится: распознавать систему индоевропейских языков; овладеет навыками
распознавания древних примет современных слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
получить более глубокие знания по истории русского языка в диахроническим аспекте, о связи
славянских языков и о причинах возникновения закономерностей функционирования языка.
Регулятивные:
Обучающийся научится: понимать, что такое «словесность», о неразрывной связи многих
явлений русского языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
расширить знания о лексике, стилистике, фразеологии, полученные на уроках русского языка;
получить первоначальное представление о лингвистике как науке.
Коммуникативные:
Обучающийся научится: грамотно, логично строить речевое высказывание.
Обучающийся получит возможность научиться: сравнивать собственные результаты с
другими.
Предметные результаты:
Обучающийся научится: видеть и распознавать средства художественной изобразительности;
расширить знания о родах и видах произведений словесности, о тексте как единице языка,
выполняющей эстетическую функцию.
Обучающийся получит возможность научиться:
видеть композиционную основу текста;
делать лингвостилистический анализ текста.

2

Содержание внеурочной деятельности
Введение
Слово и словесность. Слово - не только единица языка, но и сам язык, способность человека
выражать словесно мысли и чувства, охватывая все многообразие материальной и духовной жизни.
Словесность - дар слова, способность выражать мысли словами. Словесность - все, что составлено,
создано из слов, все словесные произведения какого-либо народа, словесное творчество, словесное
искусство. Словесность народная (устное народное творчество) и словесность книжная (литература).
Словесность - словесные науки, «все, что относится к изученью здравого сужденья, правильного и
изящного выражения. (В. И. Даль). Словесность и филология. Словесные науки - основа филологии,
изучающей историю и сущность духовной культуры народа через анализ текстов - произведений
словесности. Часть II. Материал словесности
Язык и разновидности его употребления
А. С. Пушкин о славяно-русском языке как материале словесности. Строй и употребление
языка. «Грамматическое» и «стилистическое» изучение языка. Соотносительность (вариативность)
средств и способов языкового выражения. Стиль. Стиль в общеискусствоведческом плане. Стиль как
категория словесности. Разговорный язык и литературный язык. Их взаимосвязь и различия.
Разновидности разговорного языка: территориальный диалект, социальнопрофессиональный диалект,
жаргон, арго, просторечие, «полудиалект», «общий» разговорный язык. Разновидности литературного
языка: официально-деловой, научный и публицистический стили, язык художественной литературы
(«художественный стиль»).
Стилистические возможности языковых средств
Лексика. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы и антонимы. Паронимы. Архаизмы,
историзмы и неологизмы. Славянизмы. Общеупотребительные слова. Диалектные слова.
Профессиональные слова. Жаргонные слова. Заимствованные слова. «Макаронический язык».
Эмоционально окрашенные слова. «Поэтическая лексика». Прямое и переносное значения слов.
Фразеология. Крылатые слова. Их источники: античная мифология, античные авторы, Ветхий и Новый
Завет, произведения русских и зарубежных писателей. Важность знания источников и подлинного
значения крылатых слов для правильного понимания произведений словесности. Морфология.
Стилистическое использование морфологических форм существительных, прилагательных,
местоимений. Выразительные возможности глагола. Виды и времена. «Переносное употребление»
времен. Наклонения. Причастия и деепричастия. Синтаксис. Типы предложений, их
соотносительность. Соотносительность способов выражения главных и второстепенных членов
предложения. Бессоюзная и союзная связь, сочинение и подчинение предложений. Порядок слов «главная сокровищница синтаксической синонимики русского языка. (А. М. Пешковский).
Основные виды словесного выражения
Выражение устное и письменное. Различие понятий устный и разговорный, письменный и
книжный (литературный). Выражение диалогическое и монологическое. Выражение прозаическое и
стихотворное. Различие понятий стихотворный и поэтический. Повествование, описание и
рассуждение как типичные виды словесного выражения. Особенности их строения. Жанры, в которых
выступают повествование, описание и рассуждение. Общие требования ко всем видам словесного
выражения: правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство
(разнообразие). Языковые средства, обеспечивающие или, наоборот, нарушающие эти качества.
Уместность того или иного способа словесного выражения.
Средства художественной изобразительности
Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в переносном значении
(металогия). Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраза. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха,
олицетворение, гипербола, литота, ирония. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые
речи», параллелизм, повторение, риторическое обращение, восклицание и вопрос, умолчание, хиазм,
эллипсис, эпифора. «Звуковой символизм» и звукоподражание как основа специальной звуковой
организации («словесной инструментовки») произведений словесности. Основные формы словесной
3

инструментовки»: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. «Поэтическая этимология».
Каламбур. Ритм и интонация в прозе и в стихах.
Начальные сведения о стихосложении
Системы стихосложения. Устный народный стих. Силлабическое, тоническое и силлаботоническое стихосложение. Стихотворные размеры силлабо-тонического стиха. Стопа. Двухсложные
и трехсложные стопы. Рифма, ее виды. Рифмованные и безрифменные стихи. Свободный стих.
Строфа. Главные виды строф.
Обобщение изученного за курс 10 класса
Тематическое планирование внеурочной деятельности
Название раздела

Количество
часов по
программе

Введение

3

Язык и разновидности его
употребления
Стилистические возможности
языковых средств

9

Основные виды словесного
выражения
Средства художественной
изобразительности

5

Начальные сведения о
стихосложении

3

Обобщение изученного за курс 10
класса

1

Итого

34

6

7

Методы и
формы
организации
обучения.
Характеристика
деятельности
обучающихся (с
учетом рабочей
программы
воспитания)
Практикум,
игротека,
познавательная
беседа, диалог,
групповая
работа.
работа в
группах,
сопоставление.
Мотивация к
познанию и
обучению
Готовность
обучающихся к
саморазвитию.
Анализ, синтез.

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Каталог Российского
общеобразовательного
портала
http://www.school.edu.ru
Каталог
«Образовательные
ресурсы сети Интернет
для
общего
образования»
http://catalog.iot.ru
Федеральный
центр
информационнообразовательных
ресурсов
http://fcior.edu.ru
Единая
Коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов -http://schoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».