Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Рассмотрено Согласовано Заместитель директора по ВР Заместитель директора по УВР Духанина О.А. Кудряшова И.А. Протокол № 1 Протокол № 1 от «30» августа 2023г. от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Сложные вопросы математики» 10 «Б» класс (34 часа, 1 час в неделю) Составитель: Пономарева Наталия Юрьевна 2023 год Рабочая программа внеурочной деятельности "Избранные вопросы математики" для 10 «Б» класса своим содержанием включает в себя основные разделы основной и средней школ по алгебре и началам анализа и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям. Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить обобщающее повторение основных тем курса, углубить и расширить знания учащихся по темам “Тождественные преобразования выражений”, “Решение уравнений и их систем”, “Решение неравенств и их систем”, “Применение производной”. В программе более широко рассматриваются вопросы решения уравнений, неравенств, систем уравнений с модулями и параметрами, которым в традиционном курсе уделяется недостаточно внимания, а также решаются иррациональные, тригонометрические неравенства, которые в основном курсе идут в ознакомительном плане. Больше внимания уделяется решению задач с использованием свойств функций с привлечением аппарата математического анализа. Данная программа является продолжением углубленного изучения тем «Показательная функция», «Логарифмическая функция», «Решение иррациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств и их систем». Формы организации учебной деятельности: коллективная форма обучения; групповая форма обучения; парная форма работы; индивидуальная форма работы Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. На изучение курса из школьного компонента выделено 34 часа. Таким образом, программа рассчитан на 34 учебных занятий, 1 занятие в неделю. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: способность к эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; сформированность потребности в самореализации в творческой деятельности, выражающаяся в креативном мышлении, инициативе, находчивости, активности при решении математических задач. У обучающегося могут быть сформированы: потребность в самообразовании, готовность принимать самостоятельные решения; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. Метапредметные результаты: Познавательные: Обучающийся научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; 2 спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития. Обучающийся получит возможность научиться: выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Регулятивные: Обучающийся научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Обучающийся получит возможность научиться: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий. Коммуникативные: Обучающийся научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Обучающийся получит возможность научиться: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; 3 координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные результаты: Обучающийся научится: работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения; решать линейные, квадратные, дробно-рациональные уравнения и неравенства с модулями; применять тригонометрические формулы при тождественных преобразованиях выражений, решении уравнений и неравенств; применять свойства степеней при тождественных преобразованиях выражений, решении показательных уравнений и неравенств; применять свойства арифметического корня при тождественных преобразованиях выражений, содержащих радикалы, решении иррациональных уравнений и неравенств; применять свойства логарифмов при тождественных преобразованиях логарифмических выражений, решении уравнений и неравенств. Обучающийся получит возможность научиться: формировать понятийного аппарата по основным разделам курса алгебры; применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. 4 Содержание внеурочной деятельности Решение уравнений, неравенств и их систем Замена переменных, условные равенства. Решение уравнений высших степеней. Схема Горнера. Теорема Безу. Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Решение иррациональных уравнений. Симметрические и возвратные уравнения. Симметрические и возвратные уравнения третьей и четвертой степеней. Некоторые искусственные способы решения алгебраических уравнений. Комбинирование различных методов. Обобщенный метод интервалов при решении неравенств. Преобразование алгебраических выражений Преобразование выражений, содержащих радикалы. Преобразование выражений , содержащих степени с рациональным показателем. Преобразование тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем, содержащих переменную под знаком модуля. Сведение решения иррационального уравнения к решению тригонометрического уравнения. Решение тригонометрических уравнений и их систем, с применением комбинированных и нестандартных методов. Применение производной при решении прикладных задач Вычисление производных сложных функций. Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения сложных функций. Решение задач практической направленности с применением производной. Применение производной при решении прикладных задач. Использование монотонности функции. Применение теоремы Лагранжа. 5 Тематическое планирование внеурочной деятельности Тема раздела Количество часов по рабочей программе Решение уравнений, неравенств и их систем 10 Преобразование алгебраических выражений 8 Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем 10 Применение производной при решении прикладных задач 6 Итого 34 Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспрессисследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, миниконференция, консультация. Готовность обучающихся к саморазвитию. Раскрытие потенциала и сильных сторон качеств, как личности. Каталог Российского общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования» http://catalog.iot.ru Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов -http://schoolcollection.edu.ru https://uchi.ru https://resh.edu.ru 6