Функциональная грамотность 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск
Рассмотрено
Согласовано
Заместитель директора по Заместитель директора по
ВР
УВР
Духанина О.А.
Кудряшова И.А.
Протокол № 1
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ №
31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
11 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Абрамова Полина Георгиевна

2023 год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
составлена для 11 класса в соответствии с Федеральным государственным стандартом
среднего общего образования. По программе на изучение курса отводиться 34 часа (1 час
в неделю).
Занятия курса направлены на развитие мышления, логики, творческого
потенциала учеников. Программа ориентирована на использование получаемых знаний
для разработки реальных проектов.
В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ №31» рабочая
программа составлена на 34 часа (1 час в неделю)
Формы организации учебной деятельности:

коллективная форма обучения;


групповая форма обучения;



парная форма работы;



индивидуальная форма работы

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция,
консультация.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности.
Личностные результаты.
умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции
норм морали и общечеловеческих ценностей;
способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с
позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина
страны
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
-владеть базовыми логическими операциями:
-сопоставления и сравнения,
-группировки, систематизации и классификации,
-анализа, синтеза, обобщения,
-выделения главного;
-владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
-устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
-предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
-выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
-выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
-делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений,
умозаключений
по
аналогии,
формулировать
гипотезы
о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
-самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
-планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи
между
членами
команды,
участвовать
в
групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
-оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
-сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
-выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

-ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ
решения
учебной
задачи
с
учетом
имеющихся
ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
-составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
-давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
-учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
-вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
-различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
-выявлять и анализировать причины эмоций;
-ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
-регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
-осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
-признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
-принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику
необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь какличный,
местный, так и национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее
интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать,
интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций,
проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из
различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для
решения конкретных проблем.

Содержание внеурочной деятельности
Модуль «Основыфинансовой грамотности»
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный
капитал? Модель трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски
предпринимательства. Бизнес- инкубатор. Бизнесплан. Государство и малый бизнес.
Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетнокассовые операции и риски, связанные с ними.
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный
текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально –
делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в
измененной ситуации. Типы текстов: текст- инструкция (указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на
грамотность. Информационные задачи. Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты,
договоры.
Модуль «Основы математической грамотности»
Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.
Применение формул в повседневной жизни. Формулировка ситуации на языке
математики. Применение математических понятий, фактов. Интерпретация,
использование и оценивание математических результатов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений.
Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений.
Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления. Объяснение
принципа действия технического устройства или технологии.

Тематическое планирование внеурочной деятельности
Количество
Методы и
Электронные (цифровые)
Наименование раздела
часов по
формы
образовательные ресурсы
программе
организации
обучения.
Характеристика
деятельности
обучающихся
(с учетом
рабочей
программы
воспитания)
Модуль «Основы финансовой
грамотности»
Модуль «Основы читательской
грамотности»
Модуль «Основы
математической грамотности»
Модуль «Основы
естественнонаучной
грамотности»

10

ИТОГО

34

9
8

7

Практикум,
игротека,
познавательная
беседа, диалог,
групповая
работа.
работа в
группах,
сопоставление.
Мотивация к
познанию и
обучению
Готовность
обучающихся к
саморазвитию
и
самопознанию.
Развитие
личностных
качеств.
Умение
применять
знания в
повседневной
жизни.

Каталог Российского
общеобразовательного
портала
http://www.school.edu.ru
Каталог
«Образовательные
ресурсы сети Интернет
для
общего
образования»
http://catalog.iot.ru
Федеральный
центр
информационнообразовательных
ресурсов
http://fcior.edu.ru
Единая
Коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов -http://schoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».