Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Рассмотрено Согласовано Заместитель директора по Заместитель директора по ВР УВР Духанина О.А. Кудряшова И.А. Протокол № 1 Протокол № 1 от «30» августа 2023г. от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Россия-мои горизонты» (для участников проекта «Билет в будущее») 10 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составители: Первушина Ольга Андреевна Зуева Ольга Владимировна 2023 год Рабочая программа внеурочной деятельности для 10 класса «Россия – мои горизонты», составлена на основе: – Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», – Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантияхправ ребенкав Российской Федерации», – Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, – Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371, – Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», – Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. № ДГ-808/05), – Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ-2324/05), – Примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (основное общее и среднее общее образование), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 29 сентября 2022г. №7/22). Основной формат внеурочных занятий «Россия-мои горизонты» – беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога. По рабочей программе курса внеурочной деятельности «Россия-мои горизонты» рассчитана на 34 часа. В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 31» рабочая программа составлена на 34 часа в год (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к разнообразной совместной деятельности. В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий; стремление к творческому самовыражению в любой профессии; стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья иэмоционального благополучия: осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе; установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. В сфере экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба; осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. В сфере понимания ценности научного познания: владение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственногоопыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия. Метапредметные результаты: Познавательные выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных обучающихся по Программе. владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов. Регулятивные выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов иоснований; давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; оценивать приобретенный опыт. Коммуникативные выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды. развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы. Содержание программы внеурочной деятельности Раздел «Россия-мои горизонты» включает в себя 34 темы. Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час) Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития, профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Формирование представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина и здоровье; архитектура и строительство; информационные технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность; креативные технологии; сервис и торговля; предпринимательство и финансы. Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в профориентацию) (1 час) В ходе занятия обучающиеся получают информацию по следующим направлениям профессиональной деятельности: ‒ естественно-научное направление; ‒ инженерно-техническое направление; ‒ информационно-технологическое направление; ‒ оборонно-спортивное направление; ‒ производственно-технологическое направление; ‒ социально-гуманитарное направление; ‒ финансово-экономическое направление; ‒ творческое направление. Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание» вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с инструментами и мероприятиями профессионального выбора. Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» (обязательна для проведения). Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать 7 дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Методика «Мои профсреды» – онлайн-диагностика профессиональных склонностей и направленности обучающихся. В результатах обучающийся получает рекомендации по построению трека внутри проекта «Билет в будущее» («Профессиональных сред»). Методика реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15 минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/). Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления) (1 час) Обучающиеся знакомятся с основными этапами подбора профессионального образования, узнают, что такое специальность и профиль обучения, учатся читать коды специальностей, обсуждают основные ошибки, которые делают школьники при подборе профессионального образования. Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна для проведения). Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровня готовности к профессиональному самоопределению. Версия 6-7 классов включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/). Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере промышленности и производственных технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области промышленной и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития промышленности, направленное на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области промышленности и смежных отраслей. Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере цифровых технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сквозных цифровых технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития цифровизации, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области цифровой экономики и смежных отраслей. Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере цифровых технологий, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» (обязательна для проведения). Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы и сильные стороны обучающихся с подсвечиванием «зон потенциала» (талантов), рекомендуемых отраслей и профессий. Рекомендуем проходить диагностику в сопровождении учителя, родителя, тьютора для предотвращения случаев, когда у ученика возникают сложности с платформой, непонимание слов, интерпретации результатов. Также рекомендуется видео-сопровождение для знакомства с результатами и рекомендациями для пользователя. Для обучающихся – участников проекта «Билет в будущее» доступно дополнительное тестирование по методикам «Мои возможности» и «Мои способности» (проводится по желанию обучающихся). Дополнительное тестирование увеличивает точность и полноту рекомендаций. Тестирование проводится в рамках дополнительных занятий или в домашних условиях. Для тестирования рекомендуется использовать стационарные компьютеры или ноутбуки, в случае отсутствия такой возможности допускается использование мобильных устройств. Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной и инжиниринговой деятельности. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области инженерной деятельности и смежных отраслей. Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 14. Обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций; обучающиеся узнают об основных рабочих задачах гражданских государственных служащих в различных органах государственного управления, узнают о релевантном образовании для управленческих позиций в госструктурах и особенностях трудоустройства в органы государственного управления; актуализируют знания о возможностях и ограничениях работы в государственных структурах. Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере управления и безопасности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя страна» (1 час) Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных занятий. Постановка образовательных и карьерных целей. Формирование планов образовательных шагов и формулирование карьерной траектории развития. Развитие проектного мышления, рефлексивного сознания обучающихся, осмысление значимости собственных усилий для достижения успеха, совершенствование субъектной позиции, развитие социально-психологических качеств личности. Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития АПК, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области экономики сельского хозяйства и смежных отраслей. Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в аграрной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере медицины и здравоохранения. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области современной медицины и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития здравоохранения, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области медицины и смежных отраслей. Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области социальноэкономического развития. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области социальной сферы и смежных отраслей. Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба в социальной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области креативной экономике и творческих индустрий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики, направленных на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда в данной области и смежных отраслей. Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере творчества, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог) (1 час) Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель, актер, эколог. Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар) (1 час) Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный, ветеринар, повар. Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1 час) Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной историей труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе жизненных историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям: 1 серия: начальник конструкторского отдела компании «ОДК-Авиадвигатели», владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «Peshi». 2 серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии», полицейский-кинолог Отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции на метрополитене. 3 серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного бюро Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского комплекса НБИКСприродоподобных технологий (НИЦ «Курчатовский институт»). 4 серия: мастер участка компании «ОДК-Авиадвигатели», скульптор, руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтринных исследований (НИЦ «Курчатовский институт»). Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) (1 час) Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 5-8 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям: 5 серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины, реабилитолог. 6 серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы, основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом». 7 серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании «Лобаев Армс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +». 8 серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий машиностроительного завода «Тонар», травматолог-ортопед, клинический ординатор. Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Блок профориентационных занятий в формате марафона по профессиональным пробам: решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложенийсимуляторов на платформе проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/), направленных на погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в цифровой сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в креативной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» (1 час) Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных интересах и возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших шагов в области профессионального самоопределения. Тематическое планирование внеурочной деятельности Раздел курса Количество часов по программе Россия – мои горизонты 34 ИТОГО 34 Методы и формы Электронные (цифровые) организации обучения. образовательные ресурсы Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) Беседы, дискуссии, https://bvbinfo.ru/profminimum мастер-классы, https://bvb-kb.ru/ экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры Ценностные установки и социально-значимые качества личности. Готовность обучающихся к саморазвитию. Раскрытие потенциала и сильных сторон качеств, как личности.