Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Московская область УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Геометрия» (базовый уровень) 8 А, Б, В, Г, Д класс (68 часов, 2 часа в неделю) Составитель: Пономарева Наталия Юрьевна (учитель высшей квалификационной категории), Талибова Кафьяханум Гамбаровна (учитель высшей квалификационной категории), Богданова Галина Александровна (учитель первой квалификационной категории). 2023 г Рабочая программа по геометрии для 8 класса разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Геометрия», входящей в состав основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №31. Программа соответствует требованиям к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания. По основной образовательной программе школы на изучение геометрии на базовом уровне отводится 68 часов (2 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 70 часов (2 часа в неделю) Реализуется УМК авторов Л.С.Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев «Геометрия 7-9 класс» изд. «Просвещение», 2022г. Предусмотрено выполнение 4 контрольные работы. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. У обучающегося могут быть сформированы: • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. Метапредметные результаты: Познавательные: Обучающийся научится: • видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; • понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; • применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач. Обучающийся получит возможность научиться: • понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; • формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности Регулятивные: Обучающийся научится: • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; • составлять план и последовательность действий; • осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. Обучающийся получит возможность научиться: • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им учётом конечного результата; • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и действия; • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять уровень усвоения; • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и препятствий. действий с по способу качество и физических Коммуникативные: Обучающийся научится: • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Обучающийся получит возможность научиться: • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные результаты: Четырехугольники Обучающийся научится: • понятиям многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник как частный вид выпуклого четырехугольника; • формулировать и доказывать теоремы о сумме углов выпуклого многоугольника и четырехугольника, решать задачи по теме; • распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники; • применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника при нахождении элементов многоугольника; 2 • • • • • распознавать параллелограмм на чертежах среди четырехугольников; доказывать, что данный четырехугольник является параллелограммом; формулировать и доказывать свойства равнобедренной трапеции; распознавать трапецию, ее элементы, виды на чертежах; находить углы и стороны равнобедренной трапеции, используя ее свойства. Обучающийся получит возможность научиться: • выполнять чертежи по условию задачи; • находить углы и стороны, используя свойства углов и сторон; • решать задачи по изученным темам; • доказывать свойства равнобедренной трапеции; • формулировать и доказывать теоремы Фалеса; • познакомиться с основными типами задач на построение; • научиться делить отрезок на n равных частей, выполнять необходимые построения; • познакомиться с понятием прямоугольник, его свойствами и доказательствами; • познакомиться с понятиями, свойствами и признаками фигур, ром, квадрат. Площадь Обучающийся научится: • вычислять площади квадрата, решать задачи по теме; • выводить формулу площади параллелограмма и находить площадь параллелограмма; • доказывать теорему и применять ее для решения задач; • основным свойствам площади, формулы для вычисления площади квадрата, прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба; • проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме при помощи средств самодиагностики; • находить стороны треугольника, используя теорему пифагора; • выполнять чертеж по условию задачи, находить элементы треугольника, используя теорему Пифагора. Обучающийся получит возможность научиться: • углубить и развить представления о площадях фигур; • научиться решать задачи по теме; • научиться выводить формулы площади; • научиться доказывать теоремы и применять их при решении задач; • знать формулировку теоремы Пифагора и ей обратной; • познакомиться с формулой Герона для площади треугольника с доказательством; • научиться применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике. Подобные треугольники Обучающийся научится: • находить элементы треугольника, используя свойство биссектрисы о делении противоположной стороны; • находить отношение площадей; • составлять уравнения исходя из условия задачи; • решать задачи по теме; 3 • выполнять чертеж по условию задачи; • формулировать и доказывать три признака подобия треугольников; • находить стороны, углы, отношения сторон, отношения периметров и площадей, подобных треугольников; • находить элементы прямоугольного треугольника; • применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике; • определять значения синуса, косинуса, тангенса по заданному значению углов. Обучающийся получит возможность научиться: • познакомиться с признаками подобия треугольников, их доказательствами; • научиться решать задачи по изученной теме; • познакомиться с понятием средняя линия треугольника; • формулировать и доказывать теорему о средней линии треугольника; • познакомиться со свойствами медиан треугольника; • познакомиться с понятием среднее пропорциональное двух отрезков; • познакомить со свойством высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла; • познакомиться с понятиями синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника; • познакомиться с основными тригонометрическими тождествами. Окружность Обучающийся научится: • определять взаимное расположение прямой и окружности; • выполнять чертеж по условию задачи; • формулировать свойство касательной и ее признак; • формулировать и доказывать свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки; • проводить касательную к окружности; • формулировать свойства касательной о ее перпендикулярности радиусу; • решать простейшие задачи на вычисление градусной меры дуги окружности; • формулировать и доказывать теорему о вписанном угле; • распознавать на чертеже вписанные углы; • находить величину вписанного угла; • формулировать и доказывать теорему о серединном перпендикуляре; • формулировать и доказывать теорему о точке пересечения высот треугольника; • формулировать и доказывать свойства описанного четырехугольника. Обучающийся получит возможность научиться: • познакомиться с различными случаями расположения прямой и окружности; • познакомиться с понятиями касательная, секущая, точки касания, отрезки касательных, проведенных из одной точки; • познакомиться с понятиями градусная мера дуги окружности, центральный и вписанный углы; • познакомиться с понятиями центральный угол, вписанный угол; • познакомиться с понятием серединный перпендикуляр; • познакомиться с понятиями вписанная окружность, описанная окружность, вписанный треугольник и описанный треугольник. 4 Содержание учебного предмета Четырехугольники (13 часов). Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия. Творчество в геометрии. Симметрия в собственной жизни. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках, подобные треугольники (14 часов) Теорема о средней линии треугольника. Теорема Фалеса. Решение задач с помощью теоремы Фалеса. Деление отрезков на равные части с помощью циркуля и линейки. Пропорциональные отрезки. Подобные треугольники. Контрольная работа № 1 по темам: "Четырёхугольники", "Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках, подобные треугольники" Площадь многоугольников. Площади подобных фигур (15 часов). Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Культура и Математика. Контрольная работа № 2 по теме "Площадь многоугольников. Площади подобных фигур" Теорема Пифагора и начала тригонометрии(10часов) Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Среднее пропорциональное. Метод подобия. Контрольная работа № 3 по темам: "Теорема Пифагора и начала геометрии", "Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках, подобные треугольники", "Площадь многоугольников. Площади подобных фигур" Точки и линии треугольника (2 часа) Пересечение высот треугольника как замечательная точка. Четыре замечательных точки треугольника Вписанные и описанные четырёхугольники. Касание окружностей (16 часов) Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Математические действия в жизни человека. Креативность и геометрия. Контрольная работа № 4 итоговая \ 5 Тематическое планирование учебного предмета Наименование раздела № п.п. Количество часов по образовательной программе Количество часов по рабочей программе Реализация программы воспитания 1 Четырехугольники 13 13 13 2 Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках, подобные треугольники 14 14 14 3 Площадь многоугольников. Площади подобных фигур 15 15 15 4 Теорема Пифагора и начала тригонометрии 10 10 10 5 Точки и линии треугольника 2 2 2 6 Вписанные и описанные четырёхугольники. Касание окружностей 16 16 16 Итого 70 70 70 6 Согласовано на заседании ШМО протокол № 1 «30» августа 2023 г. Согласовано зам. директора по УВР Я.С.Якушева «31» августа 2023 г. 7