География 9 класс

Муниципальное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №31» Г. о. Подольск
Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География» (базовый
уровень) 9 А, Б, В, Г, Д класс
(68 часов, 2 часа в неделю)

Составитель: Первушина Ольга Андреевна (учитель первой
квалификационной категории).

2023 г

Рабочая программа по географии для 9 классов составлена на основе федеральной
программы по учебному предмету «География», входящей в состав образовательной
программы МОУ «СОШ № 31». Программа соответствует планируемым результатам
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленных в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ № 31».
По образовательной программе школы на изучение географии на базовом уровне
отводится 68 часов (2 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком
СОШ № 31» на 2023 – 2024 учебный год рабочая программа составлена на 68 часов (2
часа в неделю).
Предусмотрено выполнение практических работ – 14, контрольных работ – 4.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
-осознание российской гражданской позиции: патриотизм, уважение к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; чувство
ответственности и долга перед Родиной;
-ответственное отношение к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и
построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;
-целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики;
-гражданская позиция к ценностям народов России, готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
-основами экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления.
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических
традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
У обучающегося могут быть сформированы: способность к определению своей
позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного
многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Обучающийся научится:
-ставить учебные задачи;
-вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
-планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и
условиями;
-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
-классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
-сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
-систематизировать информацию; структурировать информацию;
-формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

-владеть навыками анализа и синтеза;
-искать и отбирать необходимые источники информации;
-использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего
пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию
выполненных работ на основе умений безопасного использования средств
информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
-представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
-работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы,
конспект, тезисы - выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в
таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
-создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными
задачами;
-составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь
определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;
-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Обучающийся получит возможность научиться:
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные:
Обучающийся научится: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату; способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность — учебную, общественную.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение
координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и
позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-владеть коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-выбирать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные
решаемым задачам;
-ориентироваться в источниках географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных):
находить и извлекать необходимую информацию;

-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам разного содержания и другим источникам;
-выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую
информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
-представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
-использовать различные источники географической информации (картограф
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление
географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на
основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение
географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических
различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические
объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов;
принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке
географической информации; различать изученные географические объекты, процессы и
явления,
-сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных
характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
-использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их
свойств, условий протекания и различий;
-оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими
процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных
задач;
-описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
-приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы
России и ее отдельных регионов;
-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны; оценивать
природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий
России;
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать знания об особенностях компонентов природы России территорий, об
особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий
России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного
характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных
процессов или закономерностей; различать (распознавать) показатели, характеризующие
отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России.
-использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и

территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на
размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
-объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных
регионов России;
-сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
-сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
-приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для
решения учебных и практических задач по географии;
-оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
-объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность
людей;
-объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
-объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы,
приводить соответствующие примеры экономических явлений.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Хозяйство России.
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России.
Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая
структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их
формирования и развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.
Факторы производства. Экономико-географическое положение (ЭГП) России как фактор
развития её хозяйства. ВВП и ВРП как показатели уровня развития страны и регионов.
Экономические карты. Общие особенности географии хозяйства России: территории
опережающего развития, основная зона хозяйственного освоения, Арктическая зона и
зона Севера. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до
2025 года»: цели, задачи, приоритеты и направления пространственного развития страны.
Субъекты Российской Федерации, выделяемые в «Стратегии пространственного развития
Российской Федерации» как «геостратегические территории».
Производственный капитал. Распределение производственного капитала по территории
страны. Условия и факторы размещения хозяйства.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).
Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная промышленность:
география основных современных и перспективных районов добычи и переработки
топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных
видов топливных ресурсов. Электроэнергетика. Место России в мировом производстве
электроэнергии.
Основные
типы
электростанций
(атомные,
тепловые,
гидроэлектростанции, электростанции, использующие возобновляемые источники
энергии (ВИЭ), их особенности и доля в производстве электроэнергии. Размещение
крупнейших электростанций. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на
окружающую среду.
Практические работы:
1. «Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и
восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям»
2. «Чтение карты угольной промышленности (основные районы добычи)»
3. «Чтение карт нефтяной и газовой промышленности (основные районы добычи,
транспортировка, размещение нефтеперерабатывающих заводов)»
Тема 3. Металлургический комплекс.
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве чёрных и
цветных металлов. Особенности технологии производства чёрных и цветных металлов.
Факторы размещения предприятий разных отраслей металлургического комплекса.

География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и
центры. Металлургические базы России. Влияние металлургии на окружающую среду.
Основные положения «Стратегии развития чёрной и цветной металлургии России до 2030
года».
Тема 4. Машиностроительный комплекс.
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве
машиностроительной
продукции.
Факторы
размещения
машиностроительных
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Роль
машиностроения в реализации целей политики импортозамещения. Машиностроение и
охрана окружающей среды, значение отрасли для создания экологически эффективного
оборудования. Перспективы развития машиностроения России. Основные положения
документов, определяющих стратегию развития отраслей машиностроительного
комплекса.
Практическая работа:
4. «Изучение особенностей размещения металлургического производства (на основе
чтения карт)»
Контрольная работа:
1. "Металлургический комплекс" и "Машиностроительный комплекс".
Тема 5. Химико-лесной комплекс.
Химическая промышленность.
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место России
в мировом производстве химической продукции. География важнейших подотраслей:
основные районы и центры. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Основные положения «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса
на период до 2030 года».
Лесопромышленный комплекс.
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве
продукции лесного комплекса. Лесозаготовительная, деревообрабатывающая и
целлюлозно-бумажная промышленность. Факторы размещения предприятий. География
важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы.
Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и перспективы развития. Основные
положения «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года».
Природоохранные мероприятия
Практическая работа:
5. Анализ «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации» с целью
определения перспектив и проблем развития комплекса".
Тема 6. Агропромышленный комплекс (далее - АПК).
Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав, место и
значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные, почвенные и
агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура.
Растениеводство и животноводство: география основных отраслей. Сельское хозяйство и
окружающая среда.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая
промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и
значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших
отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей
среды. «Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
Российской Федерации на период до 2030 года». Особенности АПК своего края.
Практическая работа:
6."Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей
АПК".

Тема 7. Инфраструктурный комплекс.
Состав: транспорт, информационная инфраструктура; сфера обслуживания,
рекреационное хозяйство - место и значение в хозяйстве.
Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской, внутренний водный,
железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. География
отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи,
крупнейшие транспортные узлы.
Транспорт и охрана окружающей среды.
Информационная инфраструктура. Рекреационное хозяйство. Особенности сферы
обслуживания своего края.
Проблемы и перспективы развития комплекса. «Стратегия развития транспорта России
на период до 2030 года, Федеральный проект «Информационная инфраструктура».
Практические работы:
7. "Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных морских
бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий".
8. "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края".
Контрольная работа:
2."Инфраструктурный комплекс".
Тема 8. Обобщение знаний.
Государственная политика как фактор размещения производства. «Стратегия
пространственного развития Российской Федерации до 2025 года»: основные положения.
Новые формы территориальной организации хозяйства и их роль в изменении
территориальной структуры хозяйства России. Кластеры. Особые экономические зоны
(ОЭЗ). Территории опережающего развития (ТОР). Факторы, ограничивающие развитие
хозяйства.
Развитие хозяйства и состояние окружающей среды.
Практическая работа:
9. "Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в загрязнение
окружающей среды на основе анализа статистических материалов".
Раздел 2. Регионы России.
Тема 1. Европейская часть России.
Географические особенности географических районов: Европейский Север России,
Северо-Запад России (Опыт оценивания климатических условий и их влияние на ведение
хозяйства), Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России (Составление
проектов «Разнообразие природного мира России), Урал. Географическое положение.
Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство. Социальноэкономические и экологические проблемы и перспективы развития. Классификация
субъектов Российской Федерации Западного макрорегиона по уровню социальноэкономического развития; их внутренние различия.
Практические работы:
10. «Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья»
11. "Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным источникам
информации".
Контрольная работа:
3. "Западный макрорегион (Европейская часть) России".
Тема 2. Азиатская часть России.
Географические особенности географических районов: Сибирь (Описание климата,
ландшафтов и хозяйства Сибири) и Дальний Восток (Характеристика особенностей
размещения населения Дальнего Востока).
Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала, население и
хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития.

Классификация субъектов Российской Федерации Восточного макрорегиона по уровню
социально-экономического развития; их внутренние различия.
Практическая работа:
12. "Выявление факторов размещения предприятий одного из промышленных кластеров
Дальнего Востока".
Контрольная работа:
4. "Восточный макрорегион (Азиатская часть)".
Тема 3. Обобщение знаний.
Федеральные и региональные целевые программы. Государственная программа
Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны
Российской Федерации».
Практические работы:
13. "Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов
России по уровню социально-экономического развития на основе статистических
данных".
14. "Сравнение человеческого капитала двух географических районов (субъектов
Российской Федерации) по заданным критериям".
Раздел 3. Россия в современном мире.
Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в составе
международных экономических и политических организаций. Взаимосвязи России с
другими странами мира. Россия и страны СНГ. ЕврАзЭС.
Значение для мировой цивилизации географического пространства России как комплекса
природных, культурных и экономических ценностей. Объекты Всемирного природного и
культурного наследия России.
Тематическое планирование учебного предмета
№
Наименование темы
Раздел 1. Хозяйство России
1.
Тема 1. Общая характеристика хозяйства
России.
2.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс
(ТЭК).
3.
Тема 3. Металлургический комплекс.
4.
Тема 4. Машиностроительный комплекс.
5.
Тема 5. Химико-лесной комплекс.
6.
Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК).
7.
Тема 7. Инфраструктурный комплекс.
8.
Тема 8. Обобщение знаний
Раздел 2. Районы России
9.
Тема 1. Европейская часть России
10. Тема 2. Азиатская часть России
11. Тема 3. Обобщение знаний
Раздел 3. Россия в мире
Резерв
ИТОГО

Количество Количество Реализация
часов по
часов по
программы
рабочей
ОП
воспитания
программе
28
3

36
4

5

7

3
2
4
4
5
2
30
18
10
2
2
8
68

5
3
5
4
6
2
30
18
10
2
2
68

1

2
2

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».