ОБЖ 6 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск

Рассмотрено
Заместитель директора по ВР
Духанина О.А.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Кудряшова И.А.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева
Приказ №156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»
6 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Макеева Татьяна Александровна.

2023 Год

Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса
по основам безопасности
жизнедеятельности (далее – ОБЖ) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» 5-7 класс.
Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых
федеральной общеобразовательной программой к результатам освоения основной образовательной
программы, которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной
школе.
На изучение учебного предмета ОБЖ в 6 классе предусматривается по 1 часу в неделю. В
соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ №31» рабочая программа составлена на 34
часа (1 час в неделю).
Формы организации учебной деятельности:

коллективная форма обучения;

групповая форма обучения;

парная форма работы;

индивидуальная форма работы
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение,
экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа,
защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- осознание важности здорового образа жизни;
- соблюдение правил здорового образа жизни;
- соблюдение правил безопасности в быту, в школе, на прогулках и способность оценивать
своё поведение в разных жизненных ситуациях с точки зрения безопасности;
- способности предвидеть опасные ситуации и избегать их;
- готовность к преодолению опасных ситуаций в случае их неизбежности.
- понятия о правилах индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
- понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
-ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
У обучающихся могут быть сформированы:
- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение, потребностей соблюдать
нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими
и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
Познавательные:

Обучающийся научится:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и
чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
- приемам действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и
чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и
чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- формировать умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Обучающийся получит возможность научиться:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
Предметные результаты

Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ культуры
безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели
индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и
усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут
использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ
комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового
образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении
базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в
повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
-сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний
и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в
-сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному
здоровью и здоровью окружающих;
-сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
-понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
-сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга — защите Отечества;
-знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
-понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов
опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных
средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы);
-овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты,
приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
-освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь
пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах,
отморожениях, отравлениях;
-умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать
обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и
возможностей;
-освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной
жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания;
-овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во
время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и
социум, природа, коммуникационные связи и каналы).

Содержание внеурочной деятельности
Введение
Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
На игровой площадке
Подготовка к прогулке. Выбор одежды и обуви с учётом погоды и планируемых подвижных
игр.
Меры безопасности при пользовании качелями, игровым оборудованием на площадке, при
езде на велосипеде. Зимние игры, безопасность при езде на санках-ледянках. Первая помощь при
переломах и вывихах. Поиск подростками «приключений»: оправдан ли риск.
Животные на игровой площадке. Правила поведения при встрече с собакой. Первая помощь
при укусе собаки.
На природе
Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Ориентирование по компасу, Солнцу и
часам; Полярной звезде; местным признакам. Измерение расстояния на местности.
Опасности, которые могут встретиться во время прогулок. Общие правила поведения во
время экскурсий на природу. Правила поведения в экстремальных ситуациях (при потере ориентиров
на незнакомой местности и др.). Опасные встречи (животные, насекомые, змеи). Первая помощь при
укусе насекомого, змеи. Правила поведения на водоёмах. Выбор и оценка места для купания. Первая
помощь при судорогах, солнечном ударе, утоплении. Оценка состояния льда в осеннее и весеннее
время. Правила безопасного поведения на льду. Переправа через водные преграды.
Туристический поход: радость без неприятностей
Правила организации безопасного туристического похода. Подготовка к походу: сбор
снаряжения, продуктов. Одежда и обувь для похода. Правила упаковки рюкзака. Спальный мешок.
Режим дня в туристическом походе. Правила организации режима дня путешественника:
время для передвижения, отдыха, сна, питания, активных занятий и игр.
Первая помощь при потёртостях кожи, пищевых отравлениях, ожогах. Походная аптечка.
Лечебные травы.
Когда человек сам себе враг
При каких обстоятельствах человек сам себе враг. Вредные привычки и пагубные последствия
курения и употребления алкоголя для растущего организма.
Практические работы
Оказание первой помощи при лёгких травмах; оказание первой помощи при переломах;
оценка поведения собаки; выбор ориентиров на местности; ориентирование на местности по компасу;
определение сторон света по Солнцу и часам; определение сторон света по местным приметам; измерение расстояния шагами; оказание доврачебной помощи при укусах насекомых и змей; обучение
приёмам искусственного дыхания; составление режима для многодневного туристического похода;
определение отличительных признаков ядовитых грибов.
Проектная деятельность
Раскрытие тем «Курить — здоровью вредить», «Экскурсия в природу»

Тематическое планирование внеурочной деятельности
Тема, раздел курса

Введение

Количес
тво
часов по
рабочей
програм
ме
1

На игровой площадке

5

На природе

9

Методы и формы
проведения занятий
(с учетом рабочей
программы
воспитания).
воспитание
гражданственности,
патриотизма,
уважения к правам,
свободам
и
обязанностям
человека (уроки –
беседы, дискуссии)
представления
о
правилах поведения
в
общественных
местах, на улице,
игровых площадках;
воспитание
бережного
отношения
к
окружающему миру,
установление
дружеских
взаимоотношений в
коллективе,
основанных
на
взаимопомощи
и
взаимной поддержке
(беседы,
урокинсценировка, уроки
с
использованием
учебного
кинофильма)
воспитание
культуры
безопасного
поведения на
природе, знание
правил
взаимодействия с
природной средой,
обучение навыкам
выживания (беседы,
лекции,

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Каталог
Российского
общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru
Каталог «Образовательные ресурсы
сети
Интернет
для
общего
образования» - http://catalog.iot.ru
Федеральный
центр
информационно- образовательных
ресурсов - http://fcior.edu.ru
Единая
Коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
http://school-collection.edu.ru
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru

Туристический
радость
неприятностей

мультимедиа-уроки,
уроки-практикумы)
воспитание
культуры
безопасного
поведения в
природных условия,
формирование
знаний о действиях в
случае
возникновения
опасных для жизни
ситуаций (беседы,
лекции,
мультимедиа-уроки,
уроки-практикумы)
формирование
ценностного
отношения
к
здоровью
и
здоровому
образу
жизни, знания о
вредных привычках
и их последствиях,
воспитание культуры
ЗОЖ,
соблюдение
правил гигиены
(уроки с
использованием
учебного
кинофильма, лекции,
теоретические
занятия)

поход:
без

9

Когда человек сам себе
враг

4

Практические работы

3

Проведение уроков –
практикумов

Проектная деятельность

3

Разработка проектов
по выбранным ранее
темам.

ИТОГО:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».