Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Рассмотрено Заместитель директора по ВР Духанина О.А. Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Согласовано Заместитель директора по УВР Кудряшова И.А. Протокол № 1 от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составитель: Макеева Татьяна Александровна. 2023 Год Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-7 класс. Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых федеральной общеобразовательной программой к результатам освоения основной образовательной программы, которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе. На изучение учебного предмета ОБЖ в 6 классе предусматривается по 1 часу в неделю. В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ №31» рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Формы организации учебной деятельности: коллективная форма обучения; групповая форма обучения; парная форма работы; индивидуальная форма работы Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: - осознание важности здорового образа жизни; - соблюдение правил здорового образа жизни; - соблюдение правил безопасности в быту, в школе, на прогулках и способность оценивать своё поведение в разных жизненных ситуациях с точки зрения безопасности; - способности предвидеть опасные ситуации и избегать их; - готовность к преодолению опасных ситуаций в случае их неизбежности. - понятия о правилах индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; - понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; -ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; У обучающихся могут быть сформированы: - антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; - коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные результаты: Познавательные: Обучающийся научится: - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Обучающийся получит возможность научиться: - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - приемам действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Регулятивные: Обучающийся научится: - самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; - основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Коммуникативные: Обучающийся научится: - формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; - формировать умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Обучающийся получит возможность научиться: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Предметные результаты Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни. Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать: По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: -сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в -сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих; -сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства; -понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств; -сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества; -знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера; -понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы); -овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; -освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; -умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей; -освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания; -овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы). Содержание внеурочной деятельности Введение Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». На игровой площадке Подготовка к прогулке. Выбор одежды и обуви с учётом погоды и планируемых подвижных игр. Меры безопасности при пользовании качелями, игровым оборудованием на площадке, при езде на велосипеде. Зимние игры, безопасность при езде на санках-ледянках. Первая помощь при переломах и вывихах. Поиск подростками «приключений»: оправдан ли риск. Животные на игровой площадке. Правила поведения при встрече с собакой. Первая помощь при укусе собаки. На природе Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Ориентирование по компасу, Солнцу и часам; Полярной звезде; местным признакам. Измерение расстояния на местности. Опасности, которые могут встретиться во время прогулок. Общие правила поведения во время экскурсий на природу. Правила поведения в экстремальных ситуациях (при потере ориентиров на незнакомой местности и др.). Опасные встречи (животные, насекомые, змеи). Первая помощь при укусе насекомого, змеи. Правила поведения на водоёмах. Выбор и оценка места для купания. Первая помощь при судорогах, солнечном ударе, утоплении. Оценка состояния льда в осеннее и весеннее время. Правила безопасного поведения на льду. Переправа через водные преграды. Туристический поход: радость без неприятностей Правила организации безопасного туристического похода. Подготовка к походу: сбор снаряжения, продуктов. Одежда и обувь для похода. Правила упаковки рюкзака. Спальный мешок. Режим дня в туристическом походе. Правила организации режима дня путешественника: время для передвижения, отдыха, сна, питания, активных занятий и игр. Первая помощь при потёртостях кожи, пищевых отравлениях, ожогах. Походная аптечка. Лечебные травы. Когда человек сам себе враг При каких обстоятельствах человек сам себе враг. Вредные привычки и пагубные последствия курения и употребления алкоголя для растущего организма. Практические работы Оказание первой помощи при лёгких травмах; оказание первой помощи при переломах; оценка поведения собаки; выбор ориентиров на местности; ориентирование на местности по компасу; определение сторон света по Солнцу и часам; определение сторон света по местным приметам; измерение расстояния шагами; оказание доврачебной помощи при укусах насекомых и змей; обучение приёмам искусственного дыхания; составление режима для многодневного туристического похода; определение отличительных признаков ядовитых грибов. Проектная деятельность Раскрытие тем «Курить — здоровью вредить», «Экскурсия в природу» Тематическое планирование внеурочной деятельности Тема, раздел курса Введение Количес тво часов по рабочей програм ме 1 На игровой площадке 5 На природе 9 Методы и формы проведения занятий (с учетом рабочей программы воспитания). воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (уроки – беседы, дискуссии) представления о правилах поведения в общественных местах, на улице, игровых площадках; воспитание бережного отношения к окружающему миру, установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке (беседы, урокинсценировка, уроки с использованием учебного кинофильма) воспитание культуры безопасного поведения на природе, знание правил взаимодействия с природной средой, обучение навыкам выживания (беседы, лекции, Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Каталог Российского общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования» - http://catalog.iot.ru Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru https://uchi.ru https://resh.edu.ru Туристический радость неприятностей мультимедиа-уроки, уроки-практикумы) воспитание культуры безопасного поведения в природных условия, формирование знаний о действиях в случае возникновения опасных для жизни ситуаций (беседы, лекции, мультимедиа-уроки, уроки-практикумы) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, знания о вредных привычках и их последствиях, воспитание культуры ЗОЖ, соблюдение правил гигиены (уроки с использованием учебного кинофильма, лекции, теоретические занятия) поход: без 9 Когда человек сам себе враг 4 Практические работы 3 Проведение уроков – практикумов Проектная деятельность 3 Разработка проектов по выбранным ранее темам. ИТОГО: 34